Юриспруденция – достаточно консервативная отрасль. Современные технологии приходят в нее с большим запозданием. При этом в нашей повседневной жизни многие вопросы давно автоматизированы и легко решаются с помощью приложений. В мобильных телефонах «поселились» приложения банков, маркетплейсов, брокеров, сервисов доставки еды, госуслуг, мессенджеры, соцсети, навигаторы, почтовые сервисы и т.д.
Однако, несмотря на все многообразие приложений, в моем телефоне не было программы, которая автоматизировала бы часть процессов адвокатской деятельности и облегчала работу. К примеру, мне очень не хватало приложения, через которое можно взаимодействовать с коллегией адвокатов и выполнять все технические операции.
Странная ситуация – я могу посредством смартфона забронировать гостиницу на другом конце света, но не имею возможности так же легко зарегистрировать соглашение в приложении и автоматически выставить счет; могу «в два клика» проверить поступление денег на банковскую карту, но не могу моментально узнать о зачислении денежных средств на счет коллегии по своему соглашению; могу оплачивать услуги любыми платежными средствами, но не использую современные технологии приема платежей от доверителей. К сожалению, продолжать список можно долго.
В связи с этим приходит понимание, что коммуникация через мобильные приложения – давно не дань моде, а оптимизация бизнес-процессов, экономия времени и эффективность. Все это отражается на экономическом благополучии адвокатов и их конкурентоспособности на динамично меняющемся рынке профессиональной юридической помощи.
При осознании этой проблемы появилось желание автоматизировать процессы взаимодействия адвоката с коллегией, точнее – создать коллегию адвокатов на базе специально разработанной IT-платформы. В итоге получился «киборг», который выглядит как классическая коллегия адвокатов, а «внутри» является автоматизированной цифровой платформой, которую мы назвали Intelligence.
В последнее время о legaltech-технологиях, цифровизации и автоматизации в юриспруденции говорят часто и много. Но при этом на рынке отсутствуют предложения по автоматизации технического взаимодействия адвокатов с коллегией. Все современные решения касаются в основном оптимизации рутинных процессов в юридических департаментах крупных компаний. Разработчикам, видимо, не особенно интересно предлагать «коробочные» решения автоматизации процессов в адвокатских образованиях из-за недостаточного объема и емкости данного рынка. В подобной ситуации оптимальным выходом представляется разработка собственной IT-платформы под запросы коллегии. Это дорого и долго, но, как показывает практика, – крайне эффективно.
От идеи до внедрения платформы у нас ушло около года: описание процессов взаимодействия, написание программного кода, интеграция с банковскими системами, оформление визуальной составляющей, тестирование, правка и работа над ошибками.
Одним из сложных этапов разработки оказалось подключение цифровой платформы к банковским системам через зашифрованные интернет-протоколы. Платформа через систему банка автоматически генерирует платежные ссылки и счета с QR-кодами, а также в режиме реального времени запрашивает и получает ответы из банка о статусе поступления платежей. На обсуждение технических нюансов такого взаимодействия, подключение тестовой и рабочей среды, проверку корректности работы системы понадобилось около двух месяцев. В итоге мы получили цифровую платформу, которая организует бесперебойное и круглосуточное взаимодействие адвокатов с коллегией.
Результаты не заставили долго ждать: платформа позволяет сэкономить время, улучшить клиентский сервис и расширять географию оказания юридической помощи. Она «умеет» регистрировать соглашения, генерировать и выставлять счета, отслеживать оплаты по соглашениям и консультациям, принимать отчеты и оплачивать членские взносы, бронировать кабинет для переговоров, выгружать информацию по всем зарегистрированным соглашениям и финансовым показателям адвоката и многое другое. Технологии не стоят на месте, как и наша работа по постоянному улучшению функционала цифровой платформы. Коллегия практически полностью «ушла» от бумажного документооборота, а все данные хранятся на защищенных серверах.
Мы провели небольшое исследование и подсчитали, что платформа помогает адвокату экономить более 140 рабочих часов в год за счет сокращения времени на административные задачи (расчет произведен в условиях работы адвокатов в г. Санкт-Петербурге). Понятно, что цифры являются приблизительными, но результат впечатляет – экономия порядка 17 рабочих дней в год! Фактически дополнительный отпуск.
Благодаря IT-платформе коллегия доступна для адвокатов онлайн ежедневно и круглосуточно, без перерывов и выходных. Адвокат может выполнить любую техническую операцию в любой день и любое время, независимо от местонахождения.
Кроме того, функционал платформы делает процесс взаимодействия адвоката с доверителями более удобным и оперативным.
Приложение также упростило процесс оплаты доверителями дистанционной юридической помощи, в том числе по разовому поручению в виде устной онлайн-консультации.
К примеру, если у адвоката появилась необходимость провести онлайн-консультацию доверителя из другого региона, то для ее оплаты робот генерирует платежную ссылку, которая направляется доверителю в мессенджер, на почту, в соцсети, sms-сообщением и т.д. Доверитель оплачивает такой электронный счет банковской картой или с помощью любой доступной ему платежной системы. При этом адвокат моментально узнает об оплате и поступлении денежных средств на счет адвокатского образования. Такой способ позволяет адвокату оперативно принимать оплату онлайн от доверителей из других регионов, не нарушая финансовой дисциплины.
Опыт внедрения IT-технологий в нашей коллегии показал, что такой подход более чем оправдан и благоприятно влияет на профессиональную деятельность адвокатов. Полагаю, что в ближайшем будущем коммуникация адвокатов, адвокатских образований и доверителей через цифровые платформы станет «золотым стандартом» организации адвокатской деятельности и оказания юридической помощи.