В подготовленном Министерством юстиции РФ проекте Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи не нашли отражения вопросы, касающиеся регулирования оплаты профессиональной юридической помощи. Представляется, что они требуют необходимой нормативной регламентации, так как регулирование оплаты профессиональной юридической помощи напрямую связано с гарантированностью ее оказания. Полагаем возможным выделить несколько направлений необходимого нормативного правового регулирования общественных отношений, связанных с оплатой труда адвокатов.
Защита по назначению
Считаем необходимым регулирование оплаты профессиональной юридической помощи при осуществлении защиты в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда путем принятия отдельного федерального закона. В нем следует детально регламентировать размер оплаты труда адвокатов, осуществляющих защиту по назначению, в том числе установить порядок и сроки оформления всех необходимых документов, сроки выплаты вознаграждения, размер и порядок выплаты компенсации в случае несвоевременной выплаты адвокату вознаграждения, ответственность должностных лиц за несвоевременную выплату, а также порядок ежегодного индексирования размера оплаты труда адвокатов не ниже официального уровня инфляции.
Кроме того, считаем целесообразным централизовать процедуру выплаты путем определения единого главного распорядителя средств федерального бюджета по оплате труда адвокатов по назначению, определив в качестве такового Министерство юстиции РФ.
Выбор данного федерального органа исполнительной власти объясняется следующим. Министерство юстиции РФ отвечает за реализацию государственной политики в отношении адвокатуры и является при этом независимым как по отношению к органам предварительного расследования, так и по отношению к судам.
Кроме того, для финансирования оплаты труда адвокатов следует определить отдельную статью бюджета, которая должна относиться к защищенным и финансироваться в первоочередном порядке.
Предложенное нормативно-правовое регулирование позволит создать необходимые правовые гарантии как для адвокатов, имеющих право на справедливую и своевременную оплату их труда, так и для лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, имеющих конституционное право на защиту и оказание профессиональной юридической помощи.
Бесплатная юридическая помощь
Считаем необходимым коренным образом пересмотреть действующую малоэффективную систему оказания бесплатной юридической помощи, созданную на основании Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
Главным недостатком существующего правового регулирования в данной сфере считаем отнесение финансирования бесплатной юридической помощи по гражданским делам к расходным полномочиям органов власти субъектов РФ, возможности бюджетов которых существенно различаются. В связи с чем в настоящее время граждане, проживающие в различных субъектах РФ, имеют неравный доступ к системе оказания бесплатной юридической помощи, что представляется недопустимым. Подавляющее большинство субъектов РФ испытывают серьезный бюджетный дефицит, ввиду чего объемы финансирования оказания бесплатной юридической помощи по гражданским делам крайне незначительны и не обеспечивают реальные потребности населения, а порядок финансирования излишне забюрократизирован. Полагаем необходимым изменить его.
Финансирование бесплатной юридической помощи по гражданским делам следует отнести к расходным полномочиям федеральных органов власти, существенно упростить порядок финансирования, расширить круг лиц, имеющих право на оказание бесплатной юридической помощи, и перечень вопросов, по которым может оказываться бесплатная помощь. Возможно, по отдельным вопросам следует предусмотреть частичное финансирование (софинансирование) оплаты труда адвокатов за счет бюджета.
Предлагаемые меры позволят гарантировать населению оказание доступной квалифицированной юридической помощи по гражданским делам.
Юридическая помощь по соглашению
Сегодня размер оплаты юридической помощи по соглашениям находится вне правового регулирования. С одной стороны, это представляется разумным, так как на конкурентном рынке юридических услуг действуют рыночные механизмы регулирования размера их оплаты. С другой – отсутствие какого-либо нормативного регулирования данного вопроса имеет ряд негативных последствий.
Во-первых, отсутствие общедоступной объективной информации о стоимости квалифицированной юридической помощи по различным категориям дел существенно затрудняет как для адвокатов, так и для их клиентов процесс согласования размера оплаты труда при заключении соглашений.
Во-вторых, отсутствие нормативного регулирования размера оплаты труда адвокатов является одной из главных причин отказов со стороны судов во взыскании в полном объеме судебных расходов по оплате услуг представителей, понесенных клиентами адвокатов. Взыскание данных расходов производится в разумных пределах (ст. 100 ГПК РФ, ст. 110 АПК РФ), что является оценочным понятием. Таким образом, размер взыскания судебных расходов в части оплаты услуг представителей целиком находится в компетенции судьи, рассматривающего конкретное дело. В связи с чем неизбежен субъективный подход к решению данного вопроса. И никакие обобщения судебной практики и разъясняющие указания высшей судебной инстанции не в состоянии коренным образом решить данную проблему. В результате доверители, заключающие соглашения с адвокатами, лишены гарантий компенсации понесенных ими судебных расходов, которые могут быть весьма значительны. По существу, это означает создание препятствий для граждан в доступе к правосудию.
Полагаем, что нормативное регулирование оплаты труда адвокатов по соглашению (при условии внесения необходимых уточнений в процессуальное законодательство) позволит решить отмеченные проблемы. При этом считаем целесообразным учесть уже сложившуюся практику и имеющийся опыт большинства адвокатских палат в субъектах РФ.
Правовое регулирование размера оплаты труда адвоката по соглашению должно быть гибким и осуществляться путем установления нижних и верхних пределов размера оплаты по различным категориям дел, как это принято практически во всех Рекомендациях по размеру гонорара адвоката, утвержденных советами адвокатских палат большинства субъектов РФ. Названные Рекомендации учитывают фактически сложившийся уровень цен на профессиональные юридические услуги в каждом конкретном субъекте РФ и регулярно пересматриваются. В связи с чем многие судьи уже в настоящее время опираются на эти Рекомендации при решении вопроса о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителей.
Считаем целесообразным нормативно закрепить полномочие советов адвокатских палат субъектов РФ по утверждению Рекомендаций по оплате труда адвокатов по соглашениям, одновременно закрепив в процессуальных кодексах обязанность судов по взысканию судебных расходов по оплате услуг представителей в пределах, установленных в таких Рекомендациях.
Реализация данного предложения существенно облегчит процесс согласования размера оплаты труда адвоката при заключении соглашения с клиентом, а также создаст надежный механизм по взысканию в полном объеме судебных расходов в пользу стороны, законно защищающей свои права и имущественные интересы. В результате будут созданы необходимые гарантии доступа граждан к правосудию.