В связи со стартом в 2022 г. федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» в природоохранное законодательство РФ вносятся планомерные изменения, направленные на создание комплексной системы обращения с отходами, обеспечивающие сортировку отходов, использование вторичных ресурсов и сырья из отходов и уменьшение доли отходов, направляемых на размещение/захоронение на полигонах.
Процесс перехода к новой системе обращения с отходами начался с принятия Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2017 г. № 1589-р был утвержден перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается.
Запрет вводился поэтапно. В 2018 г. полигоны прекратили прием 67 видов отходов, среди которых лом и цветные металлы, термометры, ртутные лампы, лом алюминиевых банок, алюминиевая фольга. С 1 января 2019 г. запрещено захоронение 109 видов отходов – бумаги, картона и бумажной упаковки, шин и покрышек, полиэтилена и полиэтиленовой упаковки, стекла и стеклотары. С 1 января 2021 г. на полигонах нельзя размещать компьютеры и оргтехнику, аккумуляторы, бытовые приборы и электроинструменты.
Кроме того, 1 марта 2023 г. вступил в действие Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 268-ФЗ), которым введены такие понятия, как «сбор отходов», «вторичные ресурсы» и «вторичное сырье»:
- сбор отходов – прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;
- вторичные ресурсы – отходы, которые (части которых) могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства;
- вторичное сырье – продукция, полученная из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации РФ, которая может использоваться в производстве другой продукции и (или) иной хозяйственной деятельности.
Законодатель определил, что вторичные ресурсы подлежат утилизации, т.е. ликвидации или переработке; их захоронение не допускается.
Законом установлено, что физические лица, в процессе потребления которых образуются вторичные ресурсы, обеспечивают раздельное накопление в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) либо сдачу вторичных ресурсов в места сбора. В местах сбора может осуществляться складирование вторичных ресурсов как по их видам, так и по группам однородных отходов в соответствии с требованиями при обращении с такими группами.
Стоит отметить, что 1 января 2019 г. услуга по обращению с ТКО стала коммунальной – региональные операторы заключают договоры об оказании услуг по обращению с ТКО с собственниками таких отходов или с уполномоченными ими лицами (управляющие компании, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы и т.д.).
Региональными операторами являются организации, которые несут ответственность за весь цикл обращения с ТКО, включая организацию сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО в специально отведенных местах. Региональный оператор работает в соответствии с утвержденной региональной программой по обращению с отходами, в рамках которой должна быть обеспечена инфраструктура их раздельного накопления.
К сожалению, сложившийся механизм оплаты по нормативам накопления ТКО не стимулирует жителей сортировать отходы и уменьшать количество смешанных. Сейчас в Законе об отходах производства и потребления закреплено требование к физлицам по обеспечению раздельного накопления в местах накопления ТКО либо сдаче в места сбора вторичных ресурсов. Как это повлияет на организацию раздельного накопления отходов и повлияет ли вообще, пока сказать сложно.
Что касается юрлиц и индивидуальных предпринимателей, Законом № 268-ФЗ для них установлены требования при обращении с побочными продуктами производства.
Согласно ст. 51.1 Закона об охране окружающей среды к побочным продуктам производства относятся вещества и (или) предметы:
- образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства (работ, услуг);
- пригодные в качестве производственного сырья либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством РФ;
- вести их отдельный учет – обособленно от учета основной продукции производства и отходов;
- отражать в программе производственного экологического контроля и отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля информацию о видах побочных продуктов производства, об объемах их образования, о дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве или о передаче другим лицам и результатах таких использования либо передачи;
- не допускать передачу третьим лицам побочных продуктов производства, которые не соответствуют требованиям, установленным к сырью либо продукции в соответствии с законодательством.
При обращении с побочными продуктами производства (складировании (хранении), транспортировке, обработке (переработке), в том числе обезвреживании, использовании, не допускается загрязнение окружающей среды и ее компонентов, в том числе почв, водных объектов и лесов.
Побочные продукты производства признаются отходами в двух случаях:
- при размещении их на полигонах;
- в случае неиспользования в собственном производстве либо передачи другим лицам в качестве сырья или продукции по истечении трехлетнего срока с даты отнесения веществ и (или) предметов к побочным продуктам производства.
В случае признания побочных продуктов отходами юрлицо или ИП, в результате деятельности которых образовались такие продукты, обязаны исчислить их и внести плату за негативное воздействие данных отходов на окружающую среду.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 20 марта 2023 г. № 437 «О применении в 2023 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду» в текущем году ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду были проиндексированы. Думаю, эта тенденция будет продолжаться.
В цепочку законодательных преобразований, направленных на уменьшение объемов размещения отходов на полигонах, стоит отнести и Постановление Правительства РФ от 6 октября 2022 г. № 1770 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 2022 г. № 467», согласно которому средства, поступившие в федеральный бюджет от экологического сбора, было решено направлять на создание (реконструкцию) объектов обработки, утилизации, захоронения твердых коммунальных отходов, за исключением создания (реконструкции) объектов, на которых не осуществляется обработка или утилизация, в виде софинансирования расходных обязательств субъектов Федерации.
С 1 марта 2024 г. к полномочиям органов государственной власти РФ будут отнесены:
- утверждение перечней видов продукции (товаров), работ, услуг, производство, выполнение и оказание которых осуществляются с использованием определенной доли вторсырья в их составе и в отношении которых осуществляется стимулирование деятельности по их производству, выполнению;
- утверждение перечней видов продукции (товаров), производство и использование которых не допускаются в связи с тем, что отходы от использования такой продукции (товаров) не подлежат обработке и (или) утилизации либо их обработка и (или) утилизация затруднительны.
Таким образом, в природоохранное законодательство вносятся изменения, связанные с дальнейшим реформированием отрасли по обращению с отходами, наращиванию мощностей по переработке и сортировке, целью которых является ликвидация мусорных свалок и опасных объектов накопленного вреда. Однако этот процесс требует времени и дальнейшей работы по раздельному сбору, сортировке и переработке отходов.