×

Обращение с отходами: переход к новой системе

Изменения, связанные с дальнейшим реформированием природоохранного законодательства
Катаева Нонна
Катаева Нонна
Адвокат АП Московской области, член Союза юристов-блогеров

В связи со стартом в 2022 г. федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» в природоохранное законодательство РФ вносятся планомерные изменения, направленные на создание комплексной системы обращения с отходами, обеспечивающие сортировку отходов, использование вторичных ресурсов и сырья из отходов и уменьшение доли отходов, направляемых на размещение/захоронение на полигонах.

Процесс перехода к новой системе обращения с отходами начался с принятия Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2017 г. № 1589-р был утвержден перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается.

Запрет вводился поэтапно. В 2018 г. полигоны прекратили прием 67 видов отходов, среди которых лом и цветные металлы, термометры, ртутные лампы, лом алюминиевых банок, алюминиевая фольга. С 1 января 2019 г. запрещено захоронение 109 видов отходов – бумаги, картона и бумажной упаковки, шин и покрышек, полиэтилена и полиэтиленовой упаковки, стекла и стеклотары. С 1 января 2021 г. на полигонах нельзя размещать компьютеры и оргтехнику, аккумуляторы, бытовые приборы и электроинструменты.

Кроме того, 1 марта 2023 г. вступил в действие Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 268-ФЗ), которым введены такие понятия, как «сбор отходов», «вторичные ресурсы» и «вторичное сырье»:

  • сбор отходов – прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;
  • вторичные ресурсы – отходы, которые (части которых) могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства;
  • вторичное сырье – продукция, полученная из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации РФ, которая может использоваться в производстве другой продукции и (или) иной хозяйственной деятельности.

Законодатель определил, что вторичные ресурсы подлежат утилизации, т.е. ликвидации или переработке; их захоронение не допускается.

Законом установлено, что физические лица, в процессе потребления которых образуются вторичные ресурсы, обеспечивают раздельное накопление в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) либо сдачу вторичных ресурсов в места сбора. В местах сбора может осуществляться складирование вторичных ресурсов как по их видам, так и по группам однородных отходов в соответствии с требованиями при обращении с такими группами.

Стоит отметить, что 1 января 2019 г. услуга по обращению с ТКО стала коммунальной – региональные операторы заключают договоры об оказании услуг по обращению с ТКО с собственниками таких отходов или с уполномоченными ими лицами (управляющие компании, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы и т.д.).

Региональными операторами являются организации, которые несут ответственность за весь цикл обращения с ТКО, включая организацию сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО в специально отведенных местах. Региональный оператор работает в соответствии с утвержденной региональной программой по обращению с отходами, в рамках которой должна быть обеспечена инфраструктура их раздельного накопления.

К сожалению, сложившийся механизм оплаты по нормативам накопления ТКО не стимулирует жителей сортировать отходы и уменьшать количество смешанных. Сейчас в Законе об отходах производства и потребления закреплено требование к физлицам по обеспечению раздельного накопления в местах накопления ТКО либо сдаче в места сбора вторичных ресурсов. Как это повлияет на организацию раздельного накопления отходов и повлияет ли вообще, пока сказать сложно.

Что касается юрлиц и индивидуальных предпринимателей, Законом № 268-ФЗ для них установлены требования при обращении с побочными продуктами производства.

Согласно ст. 51.1 Закона об охране окружающей среды к побочным продуктам производства относятся вещества и (или) предметы:

  • образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства (работ, услуг);
  • пригодные в качестве производственного сырья либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством РФ;
Юридические лица и ИП должны самостоятельно относить материалы либо к отходам, либо к побочным продуктам. Если в результате хозяйственной и (или) иной деятельности образуются побочные продукты производства, при работе с ними организации и ИП должны:
  • вести их отдельный учет – обособленно от учета основной продукции производства и отходов;
  • отражать в программе производственного экологического контроля и отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля информацию о видах побочных продуктов производства, об объемах их образования, о дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве или о передаче другим лицам и результатах таких использования либо передачи;
  • не допускать передачу третьим лицам побочных продуктов производства, которые не соответствуют требованиям, установленным к сырью либо продукции в соответствии с законодательством.

При обращении с побочными продуктами производства (складировании (хранении), транспортировке, обработке (переработке), в том числе обезвреживании, использовании, не допускается загрязнение окружающей среды и ее компонентов, в том числе почв, водных объектов и лесов.

Побочные продукты производства признаются отходами в двух случаях:

  • при размещении их на полигонах;
  • в случае неиспользования в собственном производстве либо передачи другим лицам в качестве сырья или продукции по истечении трехлетнего срока с даты отнесения веществ и (или) предметов к побочным продуктам производства.

В случае признания побочных продуктов отходами юрлицо или ИП, в результате деятельности которых образовались такие продукты, обязаны исчислить их и внести плату за негативное воздействие данных отходов на окружающую среду.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 20 марта 2023 г. № 437 «О применении в 2023 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду» в текущем году ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду были проиндексированы. Думаю, эта тенденция будет продолжаться.

В цепочку законодательных преобразований, направленных на уменьшение объемов размещения отходов на полигонах, стоит отнести и Постановление Правительства РФ от 6 октября 2022 г. № 1770 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 2022 г. № 467», согласно которому средства, поступившие в федеральный бюджет от экологического сбора, было решено направлять на создание (реконструкцию) объектов обработки, утилизации, захоронения твердых коммунальных отходов, за исключением создания (реконструкции) объектов, на которых не осуществляется обработка или утилизация, в виде софинансирования расходных обязательств субъектов Федерации.

С 1 марта 2024 г. к полномочиям органов государственной власти РФ будут отнесены:

  • утверждение перечней видов продукции (товаров), работ, услуг, производство, выполнение и оказание которых осуществляются с использованием определенной доли вторсырья в их составе и в отношении которых осуществляется стимулирование деятельности по их производству, выполнению;
  • утверждение перечней видов продукции (товаров), производство и использование которых не допускаются в связи с тем, что отходы от использования такой продукции (товаров) не подлежат обработке и (или) утилизации либо их обработка и (или) утилизация затруднительны.

Таким образом, в природоохранное законодательство вносятся изменения, связанные с дальнейшим реформированием отрасли по обращению с отходами, наращиванию мощностей по переработке и сортировке, целью которых является ликвидация мусорных свалок и опасных объектов накопленного вреда. Однако этот процесс требует времени и дальнейшей работы по раздельному сбору, сортировке и переработке отходов.

Рассказать:
Другие мнения
Кондин Алексей
Кондин Алексей
Адвокат АП г. Санкт-Петербурга, партнер Vinder Law Office
Ответственность за контрабанду возросла
Уголовное право и процесс
Комментарий к изменениям в ст. 226.1 УК РФ
19 апреля 2024
Якупов Тимур
Якупов Тимур
Юрист, партнер агентства практикующих юристов «Правильное право», помощник депутата Госдумы РФ
«Статичное» регулирование или справедливый подход?
Семейное право
И вновь о дуализме механизма взыскания алиментов на содержание детей
11 апреля 2024
Насонов Сергей
Насонов Сергей
Советник Федеральной палаты адвокатов РФ, адвокат АП г. Москвы, профессор кафедры уголовно-процессуального права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), д.ю.н.
Смертная казнь: уголовно-процессуальный аспект
Уголовное право и процесс
Включение данной меры в УК заставит вернуть эти составы преступлений в подсудность присяжных
04 апреля 2024
Смола Павел
Высшая мера: материально-правовой аспект
Конституционное право
Ни международное право, ни законодательство РФ не изменились в сторону желательности смертной казни
02 апреля 2024
Саркисов Валерий
Саркисов Валерий
Адвокат АП г. Москвы, АК «Судебный адвокат»
Сопричинение вреда в умышленных преступлениях
Уголовное право и процесс
Статью 153 УПК целесообразно дополнить новым основанием для соединения уголовных дел
01 апреля 2024
Мухаметов Руслан
Мухаметов Руслан
Юрисконсульт ООО «РПК»
Год или три?
Арбитражный процесс
Исчисление срока исковой давности для привлечения КДЛ к субсидиарной ответственности
29 марта 2024
Яндекс.Метрика