×

Отсрочка налогов из-за пандемии: опция не для всех

Если не устранить недостатки проекта, данная мера станет недоступна даже тем, кому адресована
Ваюкин Василий
Ваюкин Василий
Адвокат АП г. Москвы, управляющий партнер компании Tax & Legal management

«В действительности все иначе, чем на самом деле»
Антуан де Сент-Экзюпери

2 апреля Правительство РФ приняло Постановление № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики», которым утверждены Правила предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов.

Опция, которую анонсировало правительство в качестве одной из первоочередных мер поддержки экономики, будет в реальности доступна далеко не всем – рассчитывать на отсрочку (рассрочку) по уплате налогов смогут только налогоплательщики, ведущие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения коронавирусной инфекции COVID-19.

Перечень таких отраслей определяется Правительством РФ и пока утвержден только для целей отсрочки по кредитам (Постановление от 3 апреля 2020 г. № 434). В данный перечень включены следующие отрасли: авиаперевозки, аэропорты, автоперевозки, культура, спорт, гостиницы, общественное питание, выставочная деятельность и бытовые услуги. Представляется, что для целей отсрочки (рассрочки) по уплате налогов перечень будет аналогичным.

Также правительством готовится перечень стратегических, системообразующих либо градообразующих организаций, работающих в отраслях, в наибольшей степени пострадавших от пандемии.

Таким образом, на отсрочку по налогам смогут рассчитывать только те компании, которые будут включены в названные перечни. Остальные смогут обращаться за поддержкой исключительно по общим основаниям, предусмотренным НК РФ.

В НК РФ закреплена возможность в ряде случаев получить отсрочку (рассрочку) по уплате налогов и сборов. Однако и раньше добиться ее было крайне сложной задачей – данная мера использовалась в единичных ситуациях. Судебная практика по спорам об отсрочке по налогам также не слишком благоприятна.

Правила, устанавливающие дополнительные основания, порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов для налогоплательщиков, работающих в отраслях из указанных перечней, вызывают немало вопросов.

Понятно, что документ готовился в авральном режиме. Но если не будут устранены очевидные недостатки, это сделает обсуждаемую меру недоступной даже для тех, кому она адресована.

Так, заинтересованное лицо имеет право на отсрочку (п. 3 Правил) или рассрочку уплаты налоговых платежей при наличии хотя бы одного из показателей:

  • снижение доходов, определяемых в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, более чем на 10%;
  • снижение доходов от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав более чем на 10%;
  • снижение доходов от реализации товаров (работ, услуг) по операциям, облагаемым НДС по «нулевой» ставке, более чем на 10%;
  • получение убытка по данным налоговых деклараций по налогу на прибыль за отчетные периоды 2020 г. при условии отсутствия убытка за 2019 г.;
  • включение по состоянию на 1 марта 2020 г. в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), а также применение специального режима налогообложения в соответствии с НК РФ.

Здесь возникает проблема: расчет снижения размера доходов, стоимости реализованных товаров (работ, услуг) и имущественных прав производится на основании показателей за квартал, предшествующий тому, в котором подается заявление об отсрочке или рассрочке. Эти данные сравниваются с показателем за аналогичный период 2019 г.

То есть, если компания обращается за отсрочкой во II квартале 2020 г., то должны учитываться показатели за I квартал 2020 г. и сравниваться с аналогичными за I квартал прошлого года. Но поскольку реализация ограничительных мер, обусловленных недопущением распространения пандемии коронавируса, началась в основном в конце марта с. г., падение доходов за I квартал не будет столь катастрофичным. Таким образом, для получения реальной картины необходимо сформировать показатели за II квартал 2020 г., а подать заявление об отсрочке в III квартале – то есть не раньше июля.

Не смогут рассчитывать на отсрочку и компании, у которых по результатам 2019 г. сформировался убыток.

Если же доходы на внутреннем рынке снизились менее чем на 10%, для экспортеров предусмотрен показатель снижения доходов от реализации, облагаемой НДС по ставке 0%. Но этот показатель применим, только если объем данной реализации составляет более 50% от общего объема.

Отдельно остановлюсь на условии о включении субъекта в реестр МСП. Не секрет, что многие предприниматели о таком реестре даже не слышали, а их выручка была не настолько велика, чтобы оплачивать услуги юристов, которые могли бы им своевременно подсказать о наличии данного реестра.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налоговых платежей не может быть принято, если заинтересованным лицом, кроме тех, кто по состоянию на 1 марта включен в реестр МСП, было допущено снижение числа застрахованных лиц более чем на 10%. Следовательно, компании, которые были вынуждены по не зависящим от них причинам сократить персонал (причем в этих случаях трудовое законодательство также предусматривает ограничения и обязанность по выплате компенсаций, что означает большие затраты), также не смогут рассчитывать на отсрочку.

Если отсрочка необходима на срок более 6 месяцев, это возможно только при условии предоставления в залог недвижимого имущества, кадастровая стоимость которого будет превышать сумму налоговых платежей. Принадлежащее компаниям иное имущество (оборудование, товарные запасы, прочие активы, в том числе ликвидные) нельзя использовать в качестве залога.

Еще одна возможность – предоставление поручительства (банковской гарантии). Но такая гарантия должна отвечать достаточно жестким требованиям. Здесь вновь возникает вопрос: насколько охотно банки будут давать такие гарантии?

К заявлению о предоставлении отсрочки должны прилагаться заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для такого обращения, а также акт оценки причиненного ему ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (госорганом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Это предусмотрено п. 5 ст. 64 НК РФ, а также п. 3 Порядка изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами (утвержденного Приказом ФНС России от 16 декабря 2016 г. № ММВ-7-8/683@).

Будет ли надлежащим документом сертификат, который выдает Торгово-промышленная палата России, не являющаяся госорганом, органом местного самоуправления или организацией, уполномоченной в области ГО и ЧС? Каким образом определить ущерб, причиненный компании в результате введения режима нерабочих дней? На мой взгляд, подход, закрепленный в Порядке предоставления отсрочки, может быть оправдан в условиях, когда ущерб очевиден – наводнения, пожары и т.п. А каким образом подсчитать ущерб, когда многие предприятия простаивают, выручка падает, контрагенты ссылаются на форс-мажор, а компания еще и вынуждена содержать персонал, который она не может просто так уволить? Подобного рода неясности создают еще и коррупционные риски.

В заключение отмечу, что время и возможность доработать Порядок предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов с тем, чтобы налогоплательщики смогли получить реальную поддержку в сложившихся непростых условиях, еще есть.

Рассказать:
Другие мнения
Брославский Лазарь
Брославский Лазарь
К.ю.н., Ph. D (law), общественный консультант юридической фирмы Broslavsky & Weinman
Пути совершенствования российского природоохранного законодательства
Природоохранное право
Экоделикт как специальный деликт в системе гражданского права
24 ноября 2022
Дигмар Юнис
Дигмар Юнис
Адвокат АП Г. Москвы, адвокат МКА «ВЕРДИКТЪ», основатель юридической компании «ДИГМАР ГРУПП»
Важные, но неоднозначные предложения
Административное судопроизводство
Некоторые из предлагаемых изменений в КАС РФ представляются дискуссионными
23 ноября 2022
Пашкевич Татьяна
Пашкевич Татьяна
Адвокат АП г. Москвы
Проблемы применения межотраслевой преюдиции
Уголовное право и процесс
Почему редакцию ст. 90 УПК нельзя признать оптимальной
22 ноября 2022
Дёмин Юрий
Проблемы защиты трудовых прав осужденных
Уголовно-исполнительное право
Если заключенный не выполнил нормы выработки, это должно быть подтверждено документально
16 ноября 2022
Бузин Максим
Бузин Максим
Руководитель направления «Госзакупки: сопровождение и споры» АБ КИАП
Регулирование цифровых платформ: анализ пятого «антимонопольного пакета»
Арбитражный процесс
Вопросы, которые ставит проект поправок в Закон о защите конкуренции
15 ноября 2022
Васильева Наталья
Васильева Наталья
Адвокат АП г. Москвы, партнер АБ «Бартолиус»
Правопреемство: актуальная позиция ВС РФ
Арбитражный процесс
Оно возможно только при совершенном правопреемстве в материально-правовом смысле
15 ноября 2022
Яндекс.Метрика