×

Переизбыток юристов?

О недостатках исследования, согласно которому талантливые школьники чаще выбирают юридическую профессию
Дядькин Дмитрий
Дядькин Дмитрий
Д.ю.н., адвокат, член Совета АП ХМАО-Югры, директор института государства и права Сургутского государственного университета

В декабре прошлого года в Москве состоялась Международная конференция по экономике и финансам, посвященная 25-летию Российской экономической школы. В ходе мероприятия профессор Университета Индианы в Блумингтоне (США) Михаил Алексеев и экономисты Тимур Натхов и Леонид Полищук из Высшей школы экономики представили доклад «Качество институтов и выбор профессии: эмпирическое исследование на данных по российским регионам». В своем докладе авторы дали ответ на вопрос о том, почему талантливые выпускники российских школ при поступлении в вузы чаще прочих выбирают юриспруденцию и управленческие специальности.

Доклад основан на материалах еще не опубликованной исследовательской работы авторов, которая, как пояснил «АГ» Тимур Натхов, является продолжением статьи экономистов ВШЭ «Инженеры или юристы? Институты и спрос на высшее образование», опубликованной несколько лет назад в журнале «Вопросы экономики». В этом материале ученые обосновали свою гипотезу, согласно которой вероятность выбора юридических специальностей повышается с ростом таланта абитуриента и снижается с улучшением инвестиционного климата.

Читайте также
Существует ли в России «переизбыток» юристов?
Эксперты «АГ» проанализировали исследование экономистов НИУ ВШЭ, согласно которому талантливые школьники чаще выбирают юридическую профессию
22 декабря 2017 Новости

Ввиду низкого качества российских институтов высшая школа страны и ставшее почти всеобщим высшее образование не обеспечивают должной подготовки кадров для инновационной деятельности, считают авторы. В то же время, как указано в статье, при низком качестве институтов доля студентов-юристов увеличивается с ростом качества человеческого капитала. Также исследователи обращают внимание на «неблагополучие спроса на высшее образование, где непропорционально представлены, в частности, специальности государственного управления и юриспруденции». Так, по мнению исследователей, среди российских студентов необычайно велика по сравнению с индустриальными странами доля изучающих право и государственное управление и заметно слабее выражен интерес к естественно-научным и инженерным дисциплинам.

Тимур Натхов и Леонид Полищук пришли к выводу, что устранить подобные перекосы можно в ходе институциональных реформ, защищающих права собственности и создающих благоприятные условия для производительных инноваций.

Тема статьи Тимура Натхова и Леонида Полищука «Инженеры или юристы? Институты и спрос на высшее образование» актуальна и является предметом рассмотрения множества теорий и концепций.

В статье представлены авторская теория и новый взгляд на причины проблемы дисбаланса в выборе абитуриентами направлений и траекторий своего профессионального развития. Методология и методика исследования и подтверждения высказанных гипотез оправданны, научны и позволяют получить достоверный результат.

С точки зрения актуальности, новизны и проблемности данный труд обладает всеми признаками научности, отвечает требованиям, предъявляемым к изложению научного материала.

С содержательной точки зрения следует отметить следующие положительные моменты: авторы верно исходят из позиций современной конъюнктуры рынка и предпочтительности юридического образования перед инженерным, учитывая возможности трудоустройства и трудовой мобильности; ставят верные проблемные вопросы и пытаются их разрешить с помощью институционального подхода; формулируют выводы о результатах своей работы, имеющих значение для формирования политики в сфере регулирования рынка образовательных услуг.

Однако наряду с положительными моментами следует отметить и недостатки.

1. Вывод о перепроизводстве юристов и управленцев сделан на основе их большего выпуска по сравнению со специалистами инженерных профессий. Однако он не связан с оценкой реальной потребности в них на рынке труда и в этой части может быть ошибочным.

2. Выводы авторов построены на сравнении результатов ЕГЭ по различным наборам дисциплин для гуманитарных и естественно-научных профессий. Такое сравнение нельзя считать строго объективным и корректным, например, по причине того, что оно не учитывает возможные уровни сложности отдельных дисциплинарных тестов.

Вообще крайне сомнительна попытка измерения таланта с помощью усредненных тестов, созданных для проверки общих школьных знаний. Употребление термина «талант» не совсем уместно, так как талант – нечто большее, нежели высокая успеваемость, в некоторых случаях он в принципе не может быть оценен в баллах за тривиальное общее знание.

3. Для подтверждения отдельных выводов и обоснования современных проблем в России авторы использовали литературу 2010, 2011 гг. Следует учитывать, что в области образования за последние пять лет имели место серьезные структурные изменения: переход в сфере гуманитарного знания на двухуровневую систему – бакалавриат и магистратуру, изменение профессиональных стандартов, государственных образовательных стандартов и др. Это может иметь значение для выводов по данной тематике.

4. Не произведен анализ изменений в профессиональной структуре, не учтены потеря деления на профессии и переход на компетентностный подход.

5. В процессе анализа не учитывалась многофакторность выбора абитуриентами профессиональных траекторий развития. Не проведено исследование значимости рассмотренного фактора – выбора производительной деятельности или борьбы за ренту – в ряду других условий, оказывающих влияние на состояние системы. Вряд ли стоит отрицать, что на выбор специальности способны повлиять такие факторы, как профессия родителей, возможность помощи с их стороны в дальнейшем трудоустройстве, и другие, которые не нашли отражения в исследовании. Не учтен факт получения лицами второго и последующего образования, тогда как юридическое образование часто становится таковым.

В целом высказанные замечания не ухудшают общего впечатления от работы, не могут служить основанием для признания ее ненаучной, а выводы – не имеющими значения для науки.

Рассказать:
Другие мнения
Кондрашов Никита
Кондрашов Никита
Адвокат АП Московской области, партнер АБ «Юрлов и партнеры»
И практические навыки, и знание права
Юридическое образование
Опыт сдачи квалификационного экзамена на получение статуса солиситора высших судов Англии и Уэльса
04 мая 2023
Долганин Александр
Долганин Александр
Ассистент кафедры коммерческого права и основ правоведения юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, к.ю.н.
«Ориентированность на практику» в юридическом образовании
Юридическое образование
Что в это понятие вкладывают студенты и почему оно не синонимично качеству
22 января 2021
Карташов Михаил
Карташов Михаил
Адвокат АП Калининградской области и Берлина, АП Берлина, к.ю.н.
К вопросу о профессиональной квалификации адвоката
Юридическое образование
Специализированные адвокаты нужны, если адвокаты общего профиля уже подготовлены
18 мая 2018
Бушманов Игорь
Бушманов Игорь
Почетный адвокат АП Московской области, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» (г. Москва), член Общественного Совета при Министерстве культуры РФ
Знание – сила
Юридическое образование
Из истории высшего юридического образования России
27 апреля 2018
Мельник Екатерина
Мельник Екатерина
Адвокат АП Московской области
Проект СМАМО «Юный юрист»
Юридическое образование
Молодые адвокаты рассказывают школьникам о профессии юриста, об их правах и обязанностях
16 апреля 2018
Бушманов Игорь
Бушманов Игорь
Почетный адвокат АП Московской области, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» (г. Москва), член Общественного Совета при Министерстве культуры РФ
Знание – сила
Юридическое образование
Из истории высшего юридического образования России
13 апреля 2018
Яндекс.Метрика