×

Принято в августе

Изменения в законы, постановления Правительства и новые подзаконные акты в сфере гражданского, административного, трудового и налогового права
Чупров Анатолий
Чупров Анатолий
Помощник адвоката в МКА «ГРАД»

1. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 292-ФЗ «О внесении изменения в статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» (Вступил в силу 3 августа 2008 г.)

В Гражданском кодексе РФ уточнено понятие «личный закон юридического лица».

Определено, что личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» и Федеральным законом «О международных компаниях».

2. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 298-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (Вступил в силу 14 августа 2018 г.)

Введена новая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде ареста имущества юридического лица.

Установлено, что в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица», применяется арест имущества юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу о таком административном правонарушении.

Арест имущества заключается в запрете юридическому лицу распоряжаться арестованным имуществом, а при необходимости – в установлении ограничений, связанных с владением и пользованием таким имуществом. Арест денежных средств, находящихся во вкладах и на счетах в банках или иных кредитных организациях, осуществляется в случае отсутствия у юридического лица иного имущества.

Стоимость имущества, на которое налагается арест, не должна превышать максимальный размер административного штрафа, установленный за совершение административного правонарушения, предусмотренного соответствующей частью ст. 19.28 КоАП РФ.

Решение о наложении ареста на имущество принимается судьей, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.28 КоАП РФ, на основании мотивированного ходатайства прокурора, поступившего вместе с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении. При принятии решения о наложении ареста на имущество судья должен указать на конкретные фактические обстоятельства, на основании которых он принял такое решение, а также установить ограничения, связанные с распоряжением арестованным имуществом, а при необходимости – предусмотреть ограничения, связанные с владением и пользованием таким имуществом.

Определение о наложении ареста на имущество является исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.

Арест, наложенный на имущество, может быть отменен судьей, вынесшим определение о наложении ареста, по ходатайству прокурора, судебного пристава-исполнителя или по мотивированному заявлению защитника и (или) законного представителя юридического лица, в отношении имущества которого применена указанная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Кроме того, ст. 19.28 КоАП РФ дополнена примечанием, согласно которому юридическое лицо освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное указанной статьей, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.

При этом предусмотренное положение не распространяется на административные правонарушения, совершенные в отношении иностранных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций при осуществлении коммерческих сделок.

3. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 313-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”» (Вступил в силу 3 августа 2018 г., за исключением отдельных положений)

Скорректированы требования к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее – МСП).

Федеральным законом, в частности, снимаются ограничения максимальной доли в размере 49% в отношении предельной доли участия иностранных юридических лиц в уставном (складочном) капитале малых и средних предприятий в отношении тех иностранных юридических лиц, которые сами относятся к малым или средним компаниям и не являются оффшорными, и вводится механизм идентификации иностранного юридического лица для подтверждения статуса субъекта МСП. Также устанавливается, что к субъектам МСП могут относиться в том числе хозяйственные товарищества.

Подтверждение соответствия иностранных юридических лиц (за исключением офшорных компаний) условиям, установленным федеральным законом, по среднесписочной численности сотрудников и размеру дохода от ведения предпринимательской деятельности, осуществляется на основе заключения аудиторской организации. При этом в целях ведения единого реестра субъектов МСП предусмотрено, что аудиторские организации ежегодно представляют в ФНС России перечень обществ с ограниченной ответственностью, участниками которых являются иностранные юридические лица, соответствующие по состоянию на 1 января текущего календарного года установленным условиям. Указанный перечень формируется аудиторскими организациями по результатам анализа ими данных, содержащихся в отчетности, представленной соответствующим иностранным юридическим лицом в налоговый орган страны, где учреждено такое иностранное юридическое лицо. В федеральном законе уточнены положения, регламентирующие порядок ежегодного включения сведений об акционерных обществах в единый реестр субъектов МСП на основе передачи таких сведений ФНС России держателями реестров акционеров.

АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» предоставлено право оказывать услуги в целях развития МСП (в том числе в части предоставления информационной, маркетинговой, финансовой и юридической поддержки) не только действующим субъектам МСП, но и физическим лицам, которые планируют начать предпринимательскую деятельность.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 декабря 2018 г.

4. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 322-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Вступит в силу 1 января 2019 г.)

С 1 января 2019 г. в систему страхования вкладов будут включены малые предприятия.

К числу лиц, чьи средства на банковских счетах и в банковских вкладах застрахованы, наряду с физическими лицами и индивидуальными предпринимателями отнесены малые предприятия, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (субъекты МСП). При этом не подлежат страхованию денежные средства малых предприятий, размещенные во вклады, удостоверенные депозитными сертификатами, а также размещенные в субординированные депозиты. Федеральным законом предусмотрено, что при ведении банками учета обязательств перед вкладчиками в формируемых банками базах данных должна быть обеспечена возможность определения на любой день подлежащих и не подлежащих страхованию денежных средств, учитываемых на одних и тех же балансовых счетах. Также банки должны обеспечить поддержание в актуальном состоянии сведений о вкладчиках – малых предприятиях. Право на возмещение по вкладам может возникать у малого предприятия только при условии его включения в единый реестр субъектов МСП на день наступления страхового случая.

Установлено также, что агентство по страхованию вкладов (АСВ) снимает банк с учета в системе страхования вкладов в случае изменения банком его статуса на статус небанковской кредитной организации. При этом такой банк обязан уведомить своих вкладчиков о выходе из системы страхования вкладов. В случае банкротства таких банков на них распространяется действие Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

5. Федеральный закон № 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”» (Вступил в силу 4 августа 2018 г.)

Уточнен ряд положений ГК РФ о признании строений самовольными постройками.

Согласно федеральному закону, не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Предусмотрено, что самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, определенными законом. Снос или приведение в соответствие производится лицом, возведшим самовольную постройку, за свой счет. В случае отсутствия сведений о таком лице снос или приведение в соответствие осуществляется лицом, в чьей собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование.

Решение о сносе самовольной постройки либо решение о приведении ее в соответствие с установленными требованиями принимается судом.

Вместе с тем указан перечень случаев, когда решение о сносе самовольной постройки или о ее приведении в соответствие принимается органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории):

  • если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, расположенном в границах территории общего пользования, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта;
  • если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не позволяет строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта;
  • если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.

Предусмотрен также перечень случаев, в которых решение о сносе или приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями принято быть не может.

6. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 315-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в целях обеспечения участия представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации» (Вступил в силу 14 августа 2018 г.)

Основные формы участия работников в управлении организацией дополнены их представительством в заседаниях коллегиальных органов управления организацией с правом совещательного голоса.

Право представителей работников на участие в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса может устанавливаться федеральными законами, учредительным документом организации, внутренним регламентом, иным внутренним документом организации, коллективным договором, соглашениями.

Представители работников, участвующие в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса, несут ответственность за разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), ставшую им известной в связи с этим участием. В случае если для участия в заседании коллегиального органа управления организации требуется наличие допуска к соответствующей тайне, указанные представители работников должны получить такой допуск в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

7. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 294-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части особенностей налогообложения международных холдинговых компаний)» (Вступил в силу 3 августа 2018 г., за исключением отдельных положений)

В Налоговом кодексе РФ закреплен статус международной холдинговой компании.

Международная холдинговая компания (МХК) для получения соответствующего статуса должна отвечать условиям, предусмотренным новой ст. 24.2 Налогового кодекса РФ.

Установлены требования, касающиеся сообщения в налоговые органы сведений о контролирующих лицах такой международной компании.

В целях НК РФ контролирующим лицом международной компании, а также иностранной организации, в порядке редомициляции которой зарегистрирована такая международная компания, признается физическое или юридическое лицо, чья доля участия в этой международной компании (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 15%.

В гл. 25 «Налог на прибыль организаций» определены, в частности:

  • основания освобождения от налогообложения доходов МХК в виде прибыли контролируемых иностранных компаний, в отношении которых такая МХК признается контролирующим лицом;
  • особенности формирования стоимости имущества (имущественных прав) международными компаниями и иностранными организациями, признаваемыми налоговыми резидентами РФ;
  • налоговые ставки по налогу на прибыль по доходам, полученным МХК в виде дивидендов (0%), а также по доходам, полученным иностранными лицами в виде дивидендов по акциям (долям) МХК, которые на дату выплаты дивидендов являются публичными компаниями (5%).

8. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона “О рекламе”» (Вступил в силу 3 августа 2018 г.)

Усилены требования к рекламе в детских телепередачах.

Установлено, что в детских телепередачах не допускается распространение рекламы отдельных видов товаров (в том числе алкогольной продукции, лекарственных средств, БАД и др.). Данное ограничение не распространяется на спонсорскую рекламу, за исключением спонсорской рекламы алкогольной продукции, продукции военного назначения и оружия, основанных на риске игр, пари, услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением, деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации. Ранее количество рекламы регламентировалось в зависимости от продолжительности детской телепередачи.

Также уточнено, что общая продолжительность распространяемой в любой телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать 20% времени вещания в течение часа и 15% времени вещания в течение суток, за исключением отдельных случаев (ранее – 15% времени вещания в течение часа).

9. Постановление Правительства РФ от 28 августа 2018 г. № 1020 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2008 г. № 285» (Вступит в силу 7 сентября 2018 г.)

Уточнен порядок выплаты автору вознаграждения при перепродаже его произведения.

Постановлением, в частности, предусмотрено:

  • приведение терминологии Постановления Правительства РФ от 19 апреля 2008 г. № 285 «Об утверждении Правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений» в соответствие с действующей редакцией ГК РФ;
  • установление перечня сведений, представляемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, участвовавшим в перепродаже оригинала произведения, в адрес лица, осуществляющего сбор вознаграждения;
  • установление порядка определения сроков предоставления информации о перепродаже оригинала произведения в зависимости от категории лица, осуществляющего сбор вознаграждения;
  • установление сроков направления продавцу оригинала произведения информации о подлежащей уплате сумме вознаграждения;
  • порядок установления сроков выплаты вознаграждения автору оригинала произведения. 

10. Распоряжение Правительства РФ от 16 августа 2018 г. № 1697-р «Об утверждении плана мероприятий (“дорожной карты”) по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018–2020 годы» (Вступило в силу 16 августа 2018 г.)

Утвержден план мероприятий по переходу отдельных отраслей российской экономики из состояния естественной монополии к конкурентному рынку.

Целями реализации «дорожной карты» являются:

  • повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен;
  • повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, в том числе за счет обеспечения равного доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий и государственным услугам, необходимым для ведения предпринимательской деятельности, стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов, повышения доли наукоемких товаров и услуг в структуре производства, развития рынков высокотехнологичной продукции;
  • стабильный рост и развитие многоукладной экономики, развитие технологий, снижение издержек в масштабе национальной экономики, снижение социальной напряженности в обществе, обеспечение национальной безопасности.

Планом предусмотрена реализация мероприятий, направленных на стимулирование конкуренции, в частности, в таких отраслях экономики, как рынок социальных услуг; образование; агропромышленный комплекс; дорожное строительство; строительство; телекоммуникации; информационные технологии; ЖКХ; газоснабжение; торговля и транспортирование нефти и нефтепродуктов; добыча и торговля углем; транспортные услуги; промышленность; деятельность на финансовых рынках.

Дорожной картой определены контрольные показатели, на достижение которых направлены мероприятия дорожной карты; единица измерения; текущее значение каждого из показателей; целевое значение показателей на 2020 г.; ответственные исполнители.

11. Приказ ФНС России от 7 мая 2018 г. № ММВ-7-13/249@ «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме, порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, а также порядка представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и признании утратившим силу Приказа ФНС России от 27 июля 2012 г. № ММВ-7-13/524@» (Зарегистрировано в Минюсте России 13 августа 2018 г. № 51864, вступил в силу 25 августа 2018 г.)

Уведомление о контролируемых сделках необходимо представлять в налоговый орган по новой форме.

Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в ст. 105.14 НК РФ.

Обновлены форма, формат, а также порядок заполнения и порядок представления в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках.

Утверждение новой формы связано с тем, что в Налоговый кодекс РФ внесены многочисленные изменения, в том числе расширен перечень оснований для признания внутрироссийских сделок контролируемыми.

Также в числе изменений – возможность заполнения сведений с учетом цены сделки в валюте.

В соответствии с новым порядком уведомление о контролируемых сделках представляется в отношении сделок, совершенных в календарном году, обязанность уведомления о которых наступила после вступления в силу настоящего приказа.

12. Приказ Роспатента от 24 июля 2018 г. № 128 «Об утверждении Руководства по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов» (Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://rupto.ru/ по состоянию на 2 августа 2018 г.)

Утверждены Методические рекомендации по обеспечению процесса экспертизы заявок на товарные знаки и знаки обслуживания.

Руководство состоит из семи разделов:

  • раздел I. «Прием и регистрация заявки»;
  • раздел II. «Публикация в официальном бюллетене сведений о поданных заявках»;
  • раздел III. «Проверка уплаты пошлины и формальная экспертиза»;
  • раздел IV. «Проверка соответствия заявленного обозначения требованиям законодательства РФ»;
  • раздел V. «Рассмотрение заявлений и ходатайств, поданных заявителем по собственной инициативе»;
  • раздел VI. «Регистрация товарного знака в государственном реестре, публикация сведений о регистрации, выдача свидетельства на товарный знак»;
  • раздел VII. «Выдача дубликата свидетельства на товарный знак».

Разделы Руководства делятся на главы.

В тексте руководства комментируются положения ч. 4 ГК РФ, пункты Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2015 г. № 483, и Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, а также иные нормативные правовые акты, приведены ссылки на комментируемые нормы.

Руководство адресовано работникам системы Роспатента, к компетенции которых относятся вопросы предоставления правовой охраны товарным знакам, в первую очередь, государственным экспертам по интеллектуальной собственности.

Руководство может быть также использовано заявителями, патентными поверенными и другими представителями заявителей при ведении дел с Роспатентом в связи с экспертизой заявки на товарный знак.

Утратившими силу признаны приказы Роспатента от 30 декабря 2009 г. № 190 «Об утверждении Рекомендаций по применению положений Гражданского кодекса Российской Федерации, касающихся согласия правообладателя на регистрацию сходного товарного знака», от 31 декабря 2009 г. № 198 «Об утверждении Методических рекомендаций по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на государственную регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания», от 30 ноября 2009 г. № 170 «Об утверждении Рекомендаций по отдельным вопросам экспертизы обозначений, представляющих собою этикетки и полиграфические упаковки», от 31 декабря 2009 г. № 197 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство».

13. Приказ Роспатента от 24 июля 2018 г. № 127 «Об утверждении Руководства по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации промышленного образца и выдаче патента на промышленный образец, его дубликата» (Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://rupto.ru/ по состоянию на 2 августа 2018 г.)

Обновлены рекомендации по вопросам экспертизы заявок на промышленные образцы.

Руководство по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации промышленного образца и выдаче патента на промышленный образец, его дубликата (далее – Руководство) разработано в целях методического обеспечения процесса предоставления государственной услуги Роспатентом.

Руководство состоит из введения, четырех частей и девяти разделов, в том числе:

  • часть I. Общие положения;
  • часть II. Государственная регистрация промышленного образца и выдача патента на промышленный образец;
  • раздел I. Прием и регистрация заявки на промышленный образец;
  • раздел II. Формальная экспертиза;
  • раздел III. Экспертиза по существу. Проверка патентоспособности;
  • раздел IV. Экспертиза по существу. Приоритет;
  • раздел V. Экспертиза по существу. Информационный поиск;
  • раздел VI. Экспертиза по существу. Запросы, уведомления;
  • раздел VII. Экспертиза по существу. Решения;
  • раздел VIII. Регистрация промышленного образца, публикация сведений о выдаче патента, выдача патента;
  • раздел IX. Рассмотрение ходатайств и заявлений, поданных заявителем в ходе предоставления государственной услуги;
  • часть III. Выдача дубликата патента на промышленный образец;
  • часть IV. Проверка уплаты пошлин.

Руководство адресовано работникам Роспатента и ФИПС, к компетенции которых относятся вопросы предоставления государственной услуги.

Руководство может быть использовано другими специалистами в области интеллектуальной собственности, в том числе патентоведами, патентными поверенными при ведении дел с Роспатентом в связи с предоставлением государственной услуги, преподавателями права интеллектуальной собственности, а также дизайнерами.

Утратившим силу признан Приказ Роспатента от 31 марта 2009 г. № 48 «Об утверждении Рекомендаций по вопросам экспертизы заявок на промышленные образцы».

14. Информационное письмо Минфина России от 28 августа 2018 г. № 24-03-07/61247 «По вопросу изменения цены контрактов после повышения ставки налога на добавленную стоимость» (Вступило в силу 28 августа 2018 г.)

Цену контракта, заключенного до повышения НДС, можно изменить.

Согласно Закону о контрактной системе, при заключении контракта указывается, что цена является твердой и определяется на весь срок его исполнения. Изменение условий контракта не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе.

В связи с этим повышение ставки НДС не является основанием для изменения цены контракта.

Вместе с тем Законом о контрактной системе установлено, что существенные условия контракта могут быть изменены в установленном порядке в случае, если цена заключенного контракта составляет либо превышает размер цены, определенный Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2013 г. № 1186, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

Таким образом, цена контракта может быть изменена в предусмотренном законодательством о контрактной системе порядке, в том числе при изменении ставки НДС.

15. Информационное сообщение Минфина России от 3 августа 2018 г. № ИС-аудит-23 «Доступ к аудиторской тайне предоставлен налоговым органам» (Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.minfin.ru по состоянию на 6 августа 2018 г.)

Минфин России разъяснил, как аудиторы должны исполнять требования налоговых органов о представлении документов.

С 1 января 2019 г. Федеральным законом от 29 июля 2018 г. № 231-ФЗ налоговым органам предоставлен доступ к документам и сведениям, составляющим аудиторскую тайну.

Налоговый орган вправе истребовать у аудитора документы в следующих случаях:

  • если проверяемый налогоплательщик не представил соответствующие документы при проведении выездной налоговой проверки или при проведении проверки в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
  • при поступлении в отношении такого лица запроса компетентного органа иностранного государства (территории) в случаях, определенных международными договорами РФ.

У аудитора могут быть истребованы документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов). При поступлении запроса компетентного органа иностранного государства у аудитора могут быть истребованы документы, обеспечивающие исполнение налоговым органом такого запроса.

Аудитор обязан представить соответствующие документы налоговому органу по месту своего учета в течение 10 дней со дня получения требования.

В общем случае федеральное законодательство не запрещает аудитору информировать аудируемое лицо о получении требования налогового органа о представлении документов.

Исключением является случай, когда запрос компетентного органа иностранного государства содержит запрет на такое информирование.

16. Информационное письмо МЧС России «О порядке применения отдельных требований нормативных документов по пожарной безопасности» (Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.mchs.gov.ru по состоянию на 15 августа 2018 г.)

МЧС России в связи с обращениями граждан и организаций разъяснило ряд положений требований пожарной безопасности.

В частности, указано, что в соответствии с п. 4.3.3 Свода правил СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» при дверях, открывающихся из помещений в коридоры, за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора, уменьшенную:

  • на половину ширины дверного полотна – при одностороннем расположении дверей;
  • на ширину дверного полотна – при двустороннем расположении дверей. Указанное требование не распространяется на поэтажные коридоры (холлы), устраиваемые в секциях зданий класса Ф1.3 между выходом из квартиры и выходом в лестничную клетку.

Одновременно сообщено, что ширина эвакуационного пути определяется в свету, по минимальному расстоянию между смежными дверными полотнами, расположенными в одном уровне, либо между дверным полотном и ограждающими конструкциями эвакуационных коридоров.

Также указано, что в соответствии с п. 4.2.7 Свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток в зданиях высотой более 15 м, кроме квартирных, должны быть глухими или с армированным стеклом.

При этом установка армированного стекла во всех дверях здания не требуется, а только в случаях, предусмотренных Сводом правил, в том числе в дверях, ведущих на эвакуационную лестничную клетку. Кроме того, указанные двери могут быть глухими.

Двери, заполнение которых армированным стеклом в проекте не предусмотрено, устанавливать в указанном исполнении не требуется.

Также взамен армированного стекла допускается предусматривать и иные типы заполнения проемов, обеспечивающие в случае пожара травмобезопасность, в том числе отсутствие осколков при их разрушении, а также дымогазонепроницаемость.

17. Письмо ФНС России от 24 августа 2018 г. № СД-4-3/16474@ «О порядке утраты статуса налогоплательщика, применяющего ЕСХН или УСН» (Вступило в силу 24 августа 2018 г.)

НК РФ не предусмотрен перевод налогоплательщика на общий режим налогообложения на основании направленного ему налоговым органом сообщения о несоответствии требованиям применения ЕСХН (УСН).

Если показатели отчетности налогоплательщика не отвечают установленным условиям применения специальных режимов налогообложения ЕСХН (УСН), он считается утратившим право на их использование с начала налогового периода, в котором допущено нарушение (выявлено несоответствие установленным условиям).

В этом случае налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения.

Смена статуса налогоплательщика, применяющего ЕСХН (УСН), производится на основании представленного налогоплательщиком сообщения, которое регистрируется в информационном ресурсе «Журнал учета документов, связанных с применением ЕСХН (УСН)».

В случае обнаружения налоговым органом фактов нарушения условий и требований применения ЕСХН (УСН) он информирует об этом налогоплательщика.

Такое сообщение носит уведомительный характер и никак не влияет на статус налогоплательщика.

18. Письмо ФНС России от 10 августа 2018 г. № АС-4-20/15566@ «О представлении разъяснений» (Вступило в силу 10 августа 2018 г.)

ФНС России разъяснила, в каких случаях возникает обязанность применения контрольно-кассовой техники (далее – ККТ).

В связи с вопросами, поступающими в ФНС России, сообщено, в частности:

  • при осуществлении организацией или индивидуальным предпринимателем выплаты денежных средств физическому лицу за оказанные им услуги в рамках обязательств по договору гражданско-правового характера обязанность применения ККТ не возникает, так как в данном случае услуги оказывает физическое лицо, а обязанность применения ККТ возложена только на организации и ИП;
  • в случае приема металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней применение ККТ необходимо, поскольку услугу оказывает организация (индивидуальный предприниматель);
  • ККТ должна применяться при расчетах между организациями и (или) ИП. Идентификация покупателя (клиента) как организации происходит на основании предъявляемой им доверенности на совершение расчетов от имени организации;
  • выдача сотруднику организации заработной платы, материальной помощи и других выплат, а также денежных средств под отчет и возврат сотрудником неизрасходованных денежных средств, ранее выданных под отчет, не требует применения ККТ.

19. Информация ФНС России «О требовании пояснений при расхождении показателей в декларациях организации» (Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.nalog.ru по состоянию на 15 августа 2018 г.)

В ходе камеральной проверки налоговая инспекция вправе запросить пояснения, если сведения в декларации по НДС расходятся с данными по налогу на прибыль за тот же период.

Налогоплательщик обратился в суд, поскольку посчитал, что налоговый орган не может запрашивать пояснения, если не выявлены ошибки, неточности или расхождения в показателях налоговой декларации по НДС.

Суд первой инстанции поддержал позицию налогоплательщика, обосновав свое решение положениями п. 7 ст. 88 НК РФ.

Однако впоследствии данное решение суда было отменено. Суды указали, что инспекция вынесла требование в соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ, чтобы устранить сомнения в возможных ошибках в отчетности. Таким образом, требование пояснений законно и не нарушает права организации.

20. Информация ФНС России «О новой форме уведомления для отчетности о контролируемых сделках в 2018 году» (Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.nalog.ru по состоянию на 20 августа 2018 г.)

Уведомления о контролируемых сделках с 2019 г. представляются по новой форме.

Сообщено, что уведомления о контролируемых сделках, совершенных в 2018 г., представляются в 2019 г. в соответствии с новыми формой, форматом, порядком заполнения и порядком предсталения, утвержденными Приказом ФНС России от 7 мая 2018 г. № ММВ-7-13/249@.

В новой форме уведомления обновлены применяемые классификаторы, урегулирован порядок заполнения комитентами (принципалами), если контролируемая сделка совершена комиссионером (агентом) от своего имени, предусмотрена возможность указания цены предмета сделки в иностранной валюте и величины процентной ставки в отношении сделок, предметом которых являются долговые обязательства. 

Источник: consultant.ru

Рассказать:
Другие мнения
Смирнова Виолетта
Смирнова Виолетта
Адвокат АП г. Москвы, «Адвокатский кабинет адвоката Смирновой Виолетты Георгиевны»
Убийство, совершенное с особой жестокостью
Уголовное право и процесс
Сложности квалификации преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 105 УК РФ
25 апреля 2024
Матвеев Михаил
Матвеев Михаил
Адвокат АП г. Москвы, КА «Московский Юридический центр», почетный адвокат России
Аудиоконтроль амбулаторного приема врача: спорные вопросы
Медицинское право
Риски нарушения законодательства об обработке персональных данных
23 апреля 2024
Макаров Сергей
Макаров Сергей
Советник ФПА РФ, адвокат АП Московской области, руководитель практики по семейным и наследственным делам МКА «ГРАД», медиатор, доцент Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), к.ю.н.
Ордер в первую очередь – подтверждение принятия конкретным адвокатом поручения на оказание юридической помощи конкретному доверителю
Уголовное право и процесс
И лишь во вторую – подтверждение полномочий адвоката
23 апреля 2024
Кондин Алексей
Кондин Алексей
Адвокат АП г. Санкт-Петербурга, партнер Vinder Law Office
Ответственность за контрабанду возросла
Уголовное право и процесс
Комментарий к изменениям в ст. 226.1 УК РФ
19 апреля 2024
Якупов Тимур
Якупов Тимур
Юрист, партнер агентства практикующих юристов «Правильное право», помощник депутата Госдумы РФ
«Статичное» регулирование или справедливый подход?
Семейное право
И вновь о дуализме механизма взыскания алиментов на содержание детей
11 апреля 2024
Насонов Сергей
Насонов Сергей
Советник Федеральной палаты адвокатов РФ, адвокат АП г. Москвы, профессор кафедры уголовно-процессуального права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), д.ю.н.
Смертная казнь: уголовно-процессуальный аспект
Уголовное право и процесс
Включение данной меры в УК заставит вернуть эти составы преступлений в подсудность присяжных
04 апреля 2024
Яндекс.Метрика