×
Чупров Анатолий
Чупров Анатолий
Помощник адвоката в МКА «ГРАД»

1. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 279-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” в целях формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки» (вступил в силу 13 августа, за исключением отдельных положений)

Скорректирован порядок ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

В указанный реестр включаются сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства, которым оказана поддержка федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерними обществами, организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и об оказанной таким субъектам поддержке. Также в единый реестр вносится информация о наличии нарушения порядка и условий предоставления поддержки, в том числе о нецелевом использовании средств поддержки.

Ведение единого реестра возлагается на ФНС России. Органы и организации, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, предоставляют в ФНС России информацию, необходимую для ведения единого реестра, в виде электронного документа в срок до 5-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о предоставлении или прекращении оказания поддержки либо обнаружения нарушения порядка и условий предоставления поддержки, в том числе нецелевого использования средств поддержки.

Сведения, содержащиеся в едином реестре, 15-го числа каждого месяца размещаются на официальном сайте ФНС России в сети «Интернет» и являются общедоступными. Первое размещение в сети «Интернет» сведений, содержащихся в едином реестре, должно быть осуществлено 20 декабря 2020 г.

В целях первого размещения сведений, содержащихся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки, в срок до 5 ноября 2020 г. в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, решения о предоставлении поддержки которым приняты за период с 1 января 2019 г. по 1 октября 2020 г., а в срок до 5 декабря 2020 г. в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, решения о предоставлении поддержки которым приняты за период с 1 октября 2020 г. по 1 декабря 2020 г., федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерние общества, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, представляют в ФНС России в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, ряд сведений, включающих в себя, в числе прочего вид, форму и размер предоставленной поддержки, срок ее оказания, информацию о нарушении порядка и условий предоставления поддержки.

Настоящий федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением некоторых положений, вступающих в силу с 20 декабря 2020 г.

2. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1009 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вступило в силу 14 августа 2019 г.)

В некоторых актах Правительства РФ уточнен срок начала осуществления фиксации сведений о действиях участников контрактной системы в сфере закупок для госнужд.

Частью 13 ст. 4 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что в единой информационной системе, на электронной площадке создается государственная информационная система, которая должна обеспечивать, помимо прочего, фиксацию, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе, на электронной площадке.

Федеральным законом от 1 мая 2019 г. № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных”» срок, с которого должна осуществляться указанная фиксация, перенесен на 1 января 2020 г.

Настоящим постановлением изменения, отражающие перенос срока начала осуществления видеофиксации, внесены в постановления Правительства РФ:

  • от 28 июля 2018 г. № 881 «Об установлении требований к эксплуатации государственной информационной системы, указанной в части 13 статьи 4 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, порядку формирования, хранения и использования содержащейся в ней информации»;
  • от 28 июля 2018 г. № 882 «Об утверждении Правил мониторинга доступности (работоспособности) единой информационной системы в сфере закупок, электронной площадки»;
  • от 28 июля 2018 г. № 883 «Об утверждении Правил фиксации, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе в сфере закупок, на электронной площадке».

3. Приказ Роспатента от 25 июля 2019 г. № 268/90 «Об утверждении Условий использования сервисов электронной подачи заявок» (вступил в силу 25 июля 2019 г.)

Определены условия использования на сайте ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности» сервиса подачи электронных заявок на изобретения, товарные знаки, компьютерные программы.

Пользователь сервиса обязан, в том числе:

  • направлять через сервис только те документы или дополнительные материалы, которые относятся к заявкам, поданным с использованием сервиса;
  • принимать надлежащие меры для обеспечения сохранности ключа электронной подписи, незамедлительно уведомлять администратора сервиса о случаях компрометации или потери ключа через службу технической поддержки ФИПС;
  • обеспечивать своевременное изготовление сертификата ключа электронной подписи в случае истечения его срока действия или при иной необходимости;
  • обеспечивать конфиденциальность электронной почты, адрес которой указан в заявке для дополнительной отправки корреспонденции, и не допускать переполнения почтового ящика, используемого для получения входящей корреспонденции из ФИПС (для сервиса АРМ Регистратор);
  • сохранять необходимые документы по заявке на личном компьютере или информационном ресурсе до истечения одного года с даты завершения делопроизводства (для сервиса АРМ Регистратор).

ФИПС вправе проводить мониторинг действий пользователя в сервисе и ограничивать доступ к нему, если действия пользователя приводят к нарушению процесса функционирования сервиса или иных подключенных к нему информационных систем.

ФИПС не несет ответственности за:

  • отказ в доступе к личному кабинету пользователя в случае истечения срока действия сертификата ключа электронной подписи пользователя;
  • недоставку корреспонденции, направленной пользователю по электронной почте, например, в случае если адрес был указан пользователем неверно или перестал существовать, либо корреспонденция не была доставлена по причине переполнения почтового ящика пользователя.

4. Письмо ФНС России от 15 августа 2019 г. № АС-4-21/16183@ «О разъяснениях (рекомендациях) по вопросам определения порядка уплаты и представления налоговой отчетности по налогу на имущество организаций в отношении капитальных вложений в виде неотделимых улучшений в арендованный объект недвижимости» (вступило в силу 15 августа 2019 г.)

ФНС России разъяснены особенности налогового учета неотделимых капитальных вложений в арендованный объект недвижимости.

Сообщается, в частности, следующее:

  • неотделимые капитальные вложения, учитываемые у арендатора в качестве основных средств, подлежат обложению налогом на имущество организаций до их выбытия из состава основных средств арендатора;
  • факт аренды не является основанием для постановки на учет в налоговых органах по месту нахождения арендованного объекта недвижимости, поэтому представление налоговой отчетности может осуществляться по месту нахождения арендатора или его обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, если неотделимые капитальные вложения учитываются на балансе обособленного подразделения;
  • исчисленная сумма налога подлежит уплате в бюджет по коду ОКТМО, соответствующему территории муниципального образования по месту нахождения арендованного объекта недвижимости с неотделимыми капитальными вложениями.

Письмо также содержит подробное описание порядка заполнения строк налоговой отчетности в отношении неотделимых капитальных вложений в арендованный объект.

5. Письмо ФНС России от 31 июля 2019 г. № БА-4-17/15134@ (вступило в силу 31 июля 2019 г.)

Режим использования счетов в банках за пределами РФ распространяется на российские организации и на созданные ими филиалы, находящиеся за пределами РФ.

В соответствии с ГК РФ филиал не является самостоятельным юридическим лицом – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции.

Согласно Закону о валютном регулировании находящиеся за пределами РФ филиалы юридических лиц – резидентов признаются резидентами.

При этом установлено, что расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами – резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России.

Обращено также внимание на то, что положения Закона о валютном регулировании, регламентирующие порядок открытия и использования резидентами счетов в банках за пределами РФ, распространяются на всех резидентов, поименованных в законе, без разделения их на юридические лица и их филиалы.

Дополнительно сообщено, что позиция ФНС России о распространении положений ст. 12 и 14 Закона на филиалы юридических лиц – резидентов подтверждается выводами, указанными в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 июня 2018 г. № 15АП-8347/2018 и Определении КС РФ от 26 марта 2019 г. № 828-О.

6. Письмо ФНС России от 6 августа 2019 г. № КЧ-4-8/15606 (вступило в силу 6 августа 2019 г.)

Инспекции вправе приостанавливать операции по «личным» счетам индивидуальных предпринимателей и глав КФХ.

В некоторых случаях кредитные организации не принимают к исполнению решения налоговых инспекций о приостановлении операций по счетам физических лиц, открытым им для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В связи с этим ФНС России приведена позиция Минфина России, согласно которой ст. 76 НК РФ не предусмотрено ограничение по приостановлению операций по текущим счетам физических лиц, имеющих статус ИП, открываемым для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

С учетом изложенного ФНС России сообщила о том, что решения налоговых органов о приостановлении операций по счетам физических лиц – индивидуальных предпринимателей, а также глав крестьянских (фермерских) хозяйств подлежат исполнению кредитными организациями.

7. Письмо ФНС России от 18 июля 2019 г. № ГД-4-19/14001@ (вступило в силу 18 июля 2019 г.)

Госпошлина не уплачивается, если документы в электронной форме для государственной регистрации ЮЛ или ИП направлены в регистрирующий орган нотариусом или через МФЦ.

Согласно подп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ госпошлина не уплачивается за совершение юридически значимых действий, предусмотренных подп. 1, 3, 6 и 7 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, в случаях направления в регистрирующий орган документов, необходимых для их совершения, в форме электронных документов в установленном порядке.

Согласно ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» представление документов в регистрирующий орган возможно непосредственно или:

  • через МФЦ (в этом случае документы направляются в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных УКЭП, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия);
  • нотариусом по просьбе заявителя (в этом случае документы направляются в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных УКЭП нотариуса, с использованием в том числе сети «Интернет» либо единой системы межведомственного электронного взаимодействия).

Отдельно отмечен порядок государственной регистрации кредитных организаций.

Государственная регистрация кредитной организации, а также внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций производятся на основании решений, принимаемых Банком России.

Поскольку взаимодействие между ФНС России и Банком России осуществляется в форме обмена электронными документами, госпошлина за государственную регистрацию кредитной организации, а также за государственную регистрацию вносимых изменений также не уплачивается.

8. Письмо ФАС России от 5 июля 2019 г. № ИА/57470/19 «О координации деятельности центрального аппарата ФАС России и территориальных органов ФАС России при осуществлении контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (вступило в силу 5 июля 2019 г.)

Уточнен порядок рассмотрения ФАС России жалоб на действия (бездействие) заказчиков и поставщиков при закупках товаров, работ, услуг.

Сообщено, что с 15 июля 2019 г. в центральный аппарат ФАС России для рассмотрения по существу направляются жалобы на действия (бездействие) заказчиков, операторов электронных площадок, заявления заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков:

  • при осуществлении закупок на сумму свыше 1 млрд руб.;
  • заказчиками согласно приведенному в приложении к письму перечню при осуществлении закупок на сумму свыше 100 млн руб., а также жалобы на действия (бездействие) операторов электронных площадок при осуществлении указанных закупок и заявления заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков при осуществлении таких закупок (в указанный перечень включены, в частности, ПАО «Газпром», ПАО «Сбербанк», Банк ВТБ (ПАО), ПАО «НК “Роснефть” и иные заказчики, в общей сложности 35 организаций).

Также непосредственно в центральный аппарат ФАС России следует направлять жалобы на действия (бездействие) операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, включенных в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 12 июля 2018 г. № 1447-р.

В иных случаях жалобы подлежат рассмотрению территориальными органами ФАС России по месту нахождения заказчика соответствующей закупки, являющейся предметом обжалования.

9. Письмо ФАС России от 26 августа 2019 г. № АК/74286/19 «Об особенностях рассмотрения дел о нарушении запрета, установленного статьей 14.4 Закона “О защите конкуренции”» (вступило в силу 26 августа 2019 г.)

Антимонопольным органам даны рекомендации по рассмотрению заявлений о недобросовестной конкуренции, связанной с приобретением и использованием исключительных прав на средства индивидуализации.

В письме, в частности, проанализированы компетенция и практика Суда по интеллектуальным правам, которому в качестве первой инстанции подсудны дела об оспаривании решений федерального антимонопольного органа о признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий.

Сообщается, что при подготовке решений по делам о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденным по признакам нарушения ст. 14.4 Федерального закона «О защите конкуренции», или решений об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства необходимо анализировать доводы заявления и представленные доказательства с точки зрения подтверждения наличия либо отсутствия в рассматриваемых действиях всех признаков недобросовестной конкуренции по смыслу п. 9 ст. 4 данного Закона.

10. Письмо Минфина России от 2 августа 2019 г. № 03-05-06-03/58166 (вступило в силу 2 августа 2019 г.)

Минфин России: документы для возврата госпошлины, уплаченной при обращении в суд, могут быть представлены в электронной форме.

В соответствии с п. 3 ст. 333.40 НК РФ к заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются:

  • подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере;
  • копии указанных платежных документов – если она подлежит возврату частично.

Минфин России сообщил, что при подаче заявления в качестве документов, подтверждающих уплату госпошлины, можно прикладывать платежное поручение, инкассовое поручение, платежное требование, платежный ордер, банковский ордер.

Указанные документы могут быть представлены как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

В связи с этим следует напомнить о позиции ФНС России по данному вопросу, выраженной в Решении от 28 июня 2019 г. № СА-4-9/12698@, – налогоплательщику было отказано в возврате госпошлины при обращении в налоговый орган через интернет-сайт. В ответах налогоплательщику указывалось, что возврат госпошлины возможен только при представлении заявителем подтверждающих документов на бумажном носителе.

В настоящем письме Минфином России уточнено, что подлинником электронного документа для целей возврата госпошлины будут признаваться электронный документ, подписанный квалифицированной электронной подписью организации (банка) либо подписанный простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью организации (банка).

При этом обращено внимание на то, что при подаче заявления через личный кабинет налогоплательщика к заявлению прилагается подлинник электронного документа.

11. Письмо Росфинмониторинга от 29 июля 2019 г. № 01-04-05/17015 «О рассмотрении обращения» (при применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер, является разъяснением по конкретному запросу, актуален на дату издания)

Информация о бенефициарных владельцах юридического лица должна раскрываться в его годовой бухгалтерской отчетности.

Юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по их установлению (ст. 6.1 Закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ, далее – Закон о ПОД/ФТ).

Если юридическое лицо не может установить своего бенефициарного владельца, то по запросу уполномоченного органа оно должно предоставить информацию о принятых мерах по установлению сведений о нем (это, в частности, запросы учредителям (иным контролирующим лицам) и ответы на них).

Информация о бенефициарных владельцах юридического лица раскрывается в его отчетности в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ.

Сообщено, что юридическое лицо раскрывает данные о бенефициарных владельцах в годовой бухгалтерской отчетности.

Порядок раскрытия информации определен в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 11/2008 «Информация о связных сторонах» и в рекомендациях аудиторским организациям, содержащихся в приложении к Письму Минфина России от 29 января 2014 г. № 07-04-18/01.

В частности, указано, что информация о таких лицах раскрывается в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

Перечень связанных сторон, о которых раскрывается информация, устанавливается организацией исходя из содержания отношений и понятия «бенефициарного владельца», предусмотренного п. 6 ст. 6.1 Закона о ПОД/ФТ.

12. Информация ФНС России «О направлении уведомления о контролируемых иностранных компаниях» (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.nalog.ru/ по состоянию на 14 августа 2019 г.)

Налогоплательщик не освобождается от обязанности уведомления о КИК, если такая компания понесла убытки.

В 2015 г. гражданин направил в инспекцию уведомление об участии в иностранной организации, а за 2016 и 2017 гг. уведомления о КИК не представлял, поскольку контролируемая им иностранная компания по результатам деятельности за 2015 и 2016 гг. понесла убытки, и, следовательно, у него отсутствовал доход в виде прибыли КИК.

Налоговая инспекция привлекла налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 129.6 НК РФ.

При рассмотрении жалобы ФНС России сочла решение налоговой инспекции обоснованным в связи с тем, что НК РФ не содержит положений, освобождающих налогоплательщика от обязанности представлять соответствующее уведомление о КИК.

13. Информация ФНС России «Верховный Суд РФ подтвердил, что налогоплательщик получал необоснованную налоговую выгоду при сдаче помещений ТЦ в аренду» (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.nalog.ru/ по состоянию на 14 августа 2019 г.)

Налоговая инспекция доказала, что в результате «дробления» бизнеса налогоплательщик получал необоснованную налоговую выгоду.

Налогоплательщик применял две схемы незаконной налоговой оптимизации при сдаче в аренду помещений своих торговых центров:

  • привлекал в качестве арендаторов подконтрольные организации, которые использовали труд инвалидов и применяли налоговую льготу по НДС к выручке от передачи этих помещений в субаренду;
  • в результате дробления бизнеса стал участником 18 организаций, каждой из которых в качестве своей доли передал часть площади ТЦ. Как участник подконтрольных организаций он получал минимальный доход, который облагался налогом на прибыль по ставке 20%. Основной доход от сдачи помещений в аренду поступал в адрес этих компаний и облагался по УСН по ставке 6%.

По результатам проведенной проверки инспекция доначислила налог на прибыль, НДС, налог на имущество, штраф и пени.

Налогоплательщик не согласился с выводами инспекции. В частности, налогоплательщик счел, что инспекция неправильно применила ставку 18% при расчете НДС, поскольку этот налог не предъявлялся арендаторам, а включался в цену реализованных услуг.

Суды трех инстанций, отказывая в удовлетворении требований налогоплательщика, указали в том числе на правомерность расчета НДС по ставке 18%. Налогоплательщик, используя схему оптимизации, не собирался его уплачивать. Тот факт, что НДС не предъявлялся покупателям, не является основанием для применения инспекцией расчетной ставки.

14. Информация ФНС России «О правомерности доначисления налогов по общей системе налогообложения предпринимателю на УСН» (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.nalog.ru по состоянию на 26 августа 2019 г.)

Формальный документооборот с подконтрольной организацией может явиться основанием для доначисления налогов.

В ходе выездной проверки инспекция установила, что ИП сдавал в аренду подконтрольному ООО склад для хранения товарно-материальных ценностей. ООО заключило со сторонней организацией (АО) договор ответственного хранения. Фактически услуги по хранению оказывал сам ИП.

При этом ООО не оплачивало ИП аренду склада, не имело для ведения деятельности имущества и персонала. Иными словами, ООО являлось транзитным звеном, искусственно вовлеченным в документооборот ИП для ухода от налогообложения.

В связи с этим инспекция доначислила ИП налог по УСН, НДФЛ, НДС, пени и штраф.

Суды трех инстанций посчитали решение налогового органа обоснованным, а Верховный Суд РФ отказал ИП в передаче кассационной жалобы для дальнейшего рассмотрения.

Источник: consultant.ru

Рассказать:
Другие мнения
Касаткин Алексей
Касаткин Алексей
Адвокат, старший партнер АБ «ЗКС»
Чем руководствуются суды
Конституционное право
О мотивах судей, рассматривающих ходатайства о заключении под стражу
18 Ноября 2019
Золотухин Борис
Золотухин Борис
Адвокат, член Совета АП Белгородской области
Бороться с обвинительным уклоном
Конституционное право
Долг адвоката – делать все для соблюдения прав подзащитного
18 Ноября 2019
Бушманов Игорь
Бушманов Игорь
Управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» 
Препятствие для защиты
Конституционное право
Решение о помещении обвиняемого в СИЗО формирует обвинительный приговор
18 Ноября 2019
Гришин Артем
Гришин Артем
Адвокат, заместитель управляющего партнера ALLIANCE LEGAL CG
Формальный подход судей
Конституционное право
Суды одобряют заключение под стражу без проверки обоснованности подозрения
18 Ноября 2019
Сустина Татьяна
Сустина Татьяна
Руководитель семейной практики КА г. Москвы № 5, адвокат
Взыскание алиментов: в поисках справедливости
Семейное право
Почему помимо предложенного минимального размера выплат необходим максимальный
18 Ноября 2019
Поляков Виктор
Поляков Виктор
Адвокат АП Ставропольского края
Почему обязанность суда направлять копии апелляционных жалоб участникам дела – излишняя
Гражданское право и процесс
Комментарий к действующим с 1 октября поправкам в ГПК
08 Ноября 2019