×
Чупров Анатолий
Чупров Анатолий
Помощник адвоката в МКА «ГРАД»

1. Федеральный закон от 18 июля 2019 г. № 191-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступит в силу 1 октября 2019 г.)

С 1 октября 2019 г. в гражданском процессе появятся групповые иски.

Федеральным законом Гражданский процессуальный кодекс РФ дополнен новой гл. 22.2 «Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц».

Предусмотрено, что гражданин или организация вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов группы лиц при соблюдении следующих условий: имеется общий по отношению к каждому члену группы лиц ответчик; предметом спора являются общие либо однородные права и законные интересы членов группы лиц; в основании прав членов группы лиц и обязанностей ответчика лежат схожие фактические обстоятельства; использование всеми членами группы лиц одинакового способа защиты их прав.

Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц допускается в случае, если ко дню обращения в суд к требованию присоединилось не менее 20 лиц.

Федеральным законом установлены требования к исковому заявлению группы лиц, положения о ведении дел в суде о защите прав и законных интересов группы лиц, закреплены права лица, присоединившегося к требованию группы лиц, порядок рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц, порядок подготовки названных дел к судебному разбирательству, а также требования к решению суда по делу о защите прав и законных интересов группы лиц.

Кроме того, в новой редакции изложена ст. 225.10 АПК РФ, регулирующая групповые иски в арбитражном процессе. Предусмотрено, что присоединение к групповому иску производится путем письменного заявления о присоединении соответствующему лицу либо непосредственно в арбитражный суд, если член группы лиц присоединяется к требованию после принятия группового иска к производству. Присоединение к групповому иску возможно до перехода суда к судебным прениям. Такое присоединение также может осуществляться путем заполнения формы, размещенной на сайте арбитражного суда или в системе «Мой арбитр».

Определено также, что лицо, ведущее дело в интересах группы лиц, и лицо (лица), присоединившееся к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц, как в гражданском, так и в арбитражном процессе вправе заключить в нотариальной форме соглашение, которое определяет порядок несения его сторонами судебных расходов (соглашение группы лиц). Требования об изменении и о расторжении соглашения группы лиц могут быть предъявлены только в суд, рассматривающий групповой иск.

2. Федеральный закон от 18 июля 2019 г. № 187-ФЗ «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона “О защите конкуренции”» (вступил в силу 29 июля 2019 г.)

Расширен перечень запретов, в отношении которых Правительство РФ вправе установить общие исключения из действия антимонопольного законодательства.

Правительство РФ вправе определить случаи допустимости соглашений и согласованных действий, формально нарушающих запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию и запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Банка России.

3. Федеральный закон от 18 июля 2019 г. № 177-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 части первой и статью 1252 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (вступит в силу 18 августа 2019 г.)

Ряд положений ГК РФ приведен в соответствие с новым процессуальным законодательством.

В частности, в связи с заменой в ГПК РФ и АПК РФ термина «подведомственность» термином «компетенция» соответствующие изменения вносятся в ст. 11 и 1252 ГК РФ.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

4. Федеральный закон от 3 июля 2019 г. № 173-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О национальной платежной системе” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 3 июля (за исключением отдельных положений))

Подписан федеральный закон о регулировании системы электронных платежей.

Им в числе прочего установлены:

  • определение понятий «поставщик платежного приложения», «платежное приложение», «платежный агрегатор»;
  • порядок привлечения оператором по переводу денежных средств поставщиков платежных приложений;
  • требования к привлечению банковского платежного агента (субагента) оператором по переводу денежных средств;
  • требования к привлечению платежного агрегатора оператором по переводу денежных средств;
  • порядок осуществления контроля за деятельностью банковских агентов (субагентов);
  • дополнительные требования к проведению платежным агрегатором идентификации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • порядок осуществления контроля за деятельностью банковских платежных агентов (субагентов), в том числе со стороны Банка России и налоговых органов;
  • правовой режим специального банковского счета платежного агента, с помощью которого осуществляется перевод денежных средств;
  • требования к кассовому чеку, выдаваемому (направляемому) клиенту платежным агентом (субагентом);
  • порядок раскрытия Банку России информации о поставщиках платежных приложений;
  • порядок совершения операций по переводу электронных денежных средств с использованием корпоративных электронных кошельков между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

С 1 июля 2020 г. кредитные организации обязаны направлять в Банк России сведения о поставщиках платежных приложений и о банковских платежных агентах, осуществляющих деятельность платежных агрегаторов.

Кроме того, определены сроки начала получения кредитными организациями операционных услуг от операционного центра НСПК: системно значимые банки – не позднее 1 ноября 2019 г., остальные кредитные организации – не позднее 1 ноября 2020 г.

5. Федеральный закон от 3 июля 2019 г. № 166-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона “О национальной платежной системе”» (вступит в силу 4 июля 2020 г.)

Операторов электронных денежных средств обязали заключать договоры об оказании операционных услуг и услуг платежного клиринга только с организациями, работающими в России.

Требуется, чтобы организации находились и осуществляли все свои функции на территории РФ. Исключение составляют случаи трансграничных переводов денежных средств.

Оператор электронных денежных средств, а также привлекаемые им организации не вправе передавать информацию о переводе электронных денежных средств, производимом на территории РФ, на территорию иностранного государства или предоставлять доступ к такой информации с территории иностранного государства.

Ограничения не будут распространяться на случаи осуществления трансграничного перевода электронных денежных средств, а также на случаи, если передача указанной информации требуется для рассмотрения заявлений клиентов оператора, касающихся использования электронных средств платежа без согласия клиентов.

Кроме того, привлекаемые организации не вправе в одностороннем порядке приостанавливать (прекращать) оказание соответствующих услуг.

Федеральный закон вступит в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования.

6. Постановление Правительства РФ от 17 июля 2019 г. № 913 «Об особенностях раскрытия информации, подлежащей раскрытию в соответствии с Федеральным законом “Об организованных торгах”» (вступило в силу 27 июля 2019 г.)

Определено, какую информацию организатор торговли на товарном или финансовом рынках вправе в отдельных случаях не раскрывать или раскрывать в ограниченном объеме.

К ней относится информация:

  • об участниках торгов;
  • о лицах, входящих в состав органов управления организатора, главном бухгалтере и т.п.;
  • о лицах, входящих в состав органов контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организатора;
  • о банковских группах, банковских холдингах, холдингах и ассоциациях, в которые входит организатор, а также об их членах;
  • об аффилированных лицах организатора торговли;
  • о подконтрольных организатору торговли организациях и лицах, входящих в состав их органов управления, лицах, контролирующих организатора, и лицах, входящих в состав их органов управления;
  • о лицах, являющихся участниками (акционерами) организатора;
  • о лицах, контролирующих участников (акционеров) организатора;
  • информация о связанных сторонах, с которыми организатором торговли осуществляются хозяйственные операции;
  • информация о дочерних организациях организатора;
  • информация о финансовых вложениях организатора в части сведений об организациях, в которых организатор торговли владеет долями в уставном капитале.

Организатор вправе раскрывать данную информацию в ограниченных составе или объеме в случаях:

  • если в отношении организатора торговли действуют иностранные санкции;
  • если раскрытие организатором торговли информации об эмитентах, чьи ценные бумаги допущены к торгам, или о допущенных к торгам финансовых инструментах, валюте, товарах, лицах, в отношении которых действуют иностранные санкции, приведет (может привести) к введению санкций в отношении организатора торговли или иных лиц.

7. Постановление Правительства РФ от 18 июля 2019 г. № 934 «Об утверждении требований к форматам исполнительных документов, вынесенных и (или) направляемых для исполнения в форме электронного документа» (вступило в силу 23 июля 2019 г., за исключением отдельных положений)

Обновлены требования к форматам исполнительных документов в электронной форме.

В целях реализации Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлены следующие требования к указанным документам:

  • соответствие электронного документа спецификации XML;
  • наличие на электронном документе одной или нескольких усиленных квалифицированных электронных подписей, исполненных в формате отделенной электронной подписи (PKCS#7) должностными лицами органа, выдавшего исполнительный документ;
  • наличие метки времени (достоверной информации о дате и времени подписания), которая присоединена к электронному документу или иным образом связана с ним;
  • наличие корневого элемента (блока) IId;
  • наличие вложенных в корневой блок элементов (блоков, реквизитов), приведенных в описании элементов (блоков, реквизитов) исполнительных документов, вынесенных и (или) направляемых для исполнения в форме электронного документа согласно приложению;
  • принадлежность корневого блока и вложенных в него элементов (блоков, реквизитов) к пространству имен www.fssprus.ru/namespace/id/2018/1.

Утратившим силу признается Постановление Правительства РФ от 20 октября 2015 г. № 1121 «Об утверждении требований к форматам исполнительных документов, вынесенных и (или) направляемых для исполнения в форме электронного документа».

Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

8. Приказ Минэкономразвития России от 26 июня 2019 г. № 382 «Об утверждении Методики проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 18 апреля 2011 г. № 175» (зарегистрировано в Минюсте России 22 июля 2019 г. № 55338), (вступил в силу 3 августа 2019 г.)

Обновлена методика проведения ФНС России анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта для установления наличия угрозы банкротства в случае единовременной выплаты им налога.

Анализ финансового состояния проводится в целях решения вопроса о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога на основании имеющихся в распоряжении ФНС России и территориальных налоговых органов:

  • сведений о подлежащих уплате суммах налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов;
  • сведений, полученных в рамках проведения налогового контроля;
  • сведений ФТС России или уполномоченных ею таможенных органов о суммах налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС;
  • сведений органа (должностного лица), уполномоченного совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина, о подлежащей уплате сумме этой пошлины;
  • сведений других федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов РФ о суммах подлежащих уплате обязательных платежей в бюджетную систему РФ и денежных обязательств;
  • представленной в соответствии с законодательством РФ в налоговый орган последней годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а в случае наличия – последней промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности за завершенный отчетный период, составляющий не менее 3 месяцев, налоговых деклараций (расчетов, в том числе расчетов по страховым взносам), документов налогового учета;
  • заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога с прилагаемыми к нему документами;
  • сведений, опубликованных в соответствии с законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве).

На основании указанных сведений налоговым органом делается расчет следующих показателей, свидетельствующих о наличии или отсутствии угрозы банкротства в случае единовременной выплаты им налога:

  • степени платежеспособности по текущим обязательствам;
  • коэффициента текущей ликвидности;
  • суммы налога, на которую возможно предоставление отсрочки или рассрочки;
  • суммы краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности;
  • суммы краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности без учета суммы налога, на которую возможно предоставление отсрочки или рассрочки;
  • суммы поступлений денежных средств (драгоценных металлов) на счета в банках за 3-месячный (6-месячный – для стратегических организаций и субъектов естественных монополий) период, предшествующий подаче заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки.

Утратившим силу признан Приказ Минэкономразвития России от 18 апреля 2011 г. № 175, которым была утверждена ранее действовавшая аналогичная методика.

9. Письмо ФАС России от 26 июня 2019 г. № АК/53905/19 «О разъяснении положений ч. 9 ст. 19 Федерального закона “О рекламе”» (вступило в силу 26 июня 2019 г.)

Разъяснен порядок демонтажа рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в отсутствие разрешения, срок действия которого не истек.

Выдача предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которого не истек, а также демонтаж рекламной конструкции в случае, установленном Федеральным законом «О рекламе», являются обязанностью, а не правом органа местного самоуправления.

Орган местного самоуправления, непосредственно осуществляющего демонтаж рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в отсутствие разрешения, определяется исходя из полномочий соответствующего органа местного самоуправления.

В случае выявления фактов установки и эксплуатации рекламных конструкций без разрешения или поступления соответствующих обращений граждан материалы должны перенаправляться в органы местного самоуправления для принятия предусмотренных законодательством мер.

Кроме того, Федеральный закон «О рекламе» закрепляет необходимость получения согласия собственника недвижимого имущества для установки на данном имуществе рекламной конструкции. При отсутствии указанного согласия орган местного самоуправления не вправе выдавать разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

10. Информация Роспотребнадзора от 22 июля 2019 г. «ВНИМАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ: Особенности предъявления требований в отношении недостатков товара» (вступила в силу 22 июля 2019 г.)

Роспотребнадзор разъяснил сроки, в течение которых потребитель вправе требовать ремонта, обмена или возврата товара.

Сообщается, что действующее законодательство различает сроки годности, сроки службы и гарантийные сроки на товары.

Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляются со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Однако для сезонных товаров (обувь, одежда) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется субъектами РФ исходя из климатических условий места нахождения потребителей. Если продажа товара осуществляется дистанционным способом, через интернет, по почте либо каким-либо другим способом, то гарантийный срок товара исчисляется со дня доставки товара.

Если на товар не установлен срок годности или гарантийный срок, потребитель вправе предъявить свои требования изготовителю или продавцу в пределах двух лет со дня передачи товара, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

В случае если товары доставлялись в один день, а устанавливались или подключались в другой, гарантийный срок исчисляется со дня, когда появилась возможность полноценно использовать товар. Но если товар приобретался у одного продавца, а установку и сборку через некоторое время осуществляет другая организация, то сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи.

Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором. В случае если на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на само изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором.

Если на комплектующее изделие установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основной товар, то потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара при условии, что недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на это изделие независимо от истечения гарантийного срока на основной товар.

В случае обнаружения в товаре недостатков после того, как прошел его гарантийный срок, но в пределах двух лет потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования по замене, ремонту или возврату товара, если сможет доказать, что недостатки товара возникли до его передачи или по причинам, возникшим до этого момента.

Если же недостатки существенные (т.е. они не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, или проявляются вновь после их устранения) и потребитель докажет, что они возникли до передачи товара, то даже в случае, если прошло более двух лет со дня передачи товара, но срок службы товара не истек, потребитель также может предъявить претензию изготовителю, импортеру либо продавцу. Однако в таком случае со дня передачи товара должно пройти не более десяти лет.

При устранении недостатков товара посредством замены комплектующего изделия или составной части основного изделия, на которые установлены гарантийные сроки, на них устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененные, следовательно, гарантийный срок исчисляется со дня выдачи этого товара по окончании ремонта.

11. Информация ФНС России «Инспекция вправе изъять документы налогоплательщика у взаимозависимой с ним организации» (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.nalog.ru по состоянию на 19 июля 2019 г.)

Налоговые инспекции в рамках выездных проверок вправе изымать документы и электронные носители не только проверяемого налогоплательщика, но и подконтрольных ему компаний.

Речь идет, в частности, о случае, когда налогоплательщик является предполагаемым участником схемы уклонения от уплаты налогов и имеются обоснованные подозрения, что такие документы могут быть уничтожены или скрыты.

Данную позицию подтвердил Верховный Суд РФ.

12. Информация ФНС России «При частичной отмене решения инспекции налогоплательщику не направляется уточненное требование» (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.nalog.ru по состоянию на 16 июля 2019 г.)

Если вышестоящий налоговый орган частично отменил решение инспекции и уточнил сумму доначисленных налогоплательщику обязательных платежей, это не является основанием для направления ему уточненного требования.

ФНС России разъяснила, что в соответствии со ст. 44 НК РФ уменьшение суммы доначисленных налогов не отменяет обязанность налогоплательщика по их уплате. Поэтому основания для направления уточненного налогового требования у инспекции нет, и организация уплачивает скорректированную сумму налога в соответствии с решением УФНС России.

Источник: consultant.ru

Рассказать:
Другие мнения
Кузнецов Анатолий
Кузнецов Анатолий
Адвокат АК «Бородин и Партнеры»
Водителей, действительно не заметивших ДТП, предлагается пусть не строго, но наказывать
Производство по делам об административных правонарушениях
Разве это правильно?
05 Сентября 2019
Ахундзянов Сергей
Ахундзянов Сергей
Председатель президиума Московской коллегии адвокатов «РОСАР»
Ввести учреждения ФСИН в информационное общество
Уголовно-исполнительное право
О необходимости разрешить адвокату использовать цифровую технику в следственном изоляторе
02 Сентября 2019
Андреев Андрей
Андреев Андрей
Адвокат, управляющий партнер юридического бюро «U&Partners»
Инициатива ради инициативы
Уголовное право и процесс
Можно ли победить коррупцию с помощью конфискации
30 Августа 2019
Хырхырьян Максим
Хырхырьян Максим
Адвокат, член Совета АП Ростовской области
В фокусе Конституционного Суда
Конституционное право
Обзор общеобязательных правовых позиций КС РФ, касающихся судопроизводства с участием присяжных заседателей
30 Августа 2019
Хырхырьян Максим
Хырхырьян Максим
Адвокат, член Совета АП Ростовской области
В фокусе Конституционного Суда
Конституционное право
Обзор общеобязательных правовых позиций КС РФ, касающихся судопроизводства с участием присяжных заседателей
16 Августа 2019
Муращенкова Ирина
Муращенкова Ирина
Эксперт программы дополнительного образования BCL
Попытки взять в оборот ЦФА
Гражданское право и процесс
О регулировании цифровых финансовых активов
16 Августа 2019