×

Проблема необоснованных блокировок банковских счетов в новом ракурсе

Банки лишают клиентов возможности обжаловать отказы в обслуживании
Ваюкин Василий
Ваюкин Василий
Адвокат АП г. Москвы, управляющий партнер Компании TAXMANAGER
«Адвокатская газета» запускает социально ориентированный проект. В рамках нового раздела «АГ-эксперт» адвокаты разъясняют сложные правовые вопросы для граждан, не имеющих юридического образования.

В чем заключается проблема?

Многие физические и юридические лица оказались в списке, предусмотренном Положением Банка России от 20 июля 2016 г. № 550-П, в котором фиксируются случаи отказа кредитных организаций от взаимодействия с клиентом. После попадания в «черный» список физлица оказываются ограничены в возможности получения положенных по закону выплат. Представители предпринимательского сообщества в результате отказа банка в проведении операций нарушают договорные обязательства перед контрагентами и сталкиваются с пенями, штрафами и неустойками за просрочку исполнения обязательств. В результате страдает их деловая репутация.


Как попытались воспрепятствовать необоснованным блокировкам счетов?

В конце 2017 г. в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» были внесены изменения на основании Федерального закона от 29 декабря 2017 г. № 470-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в законную силу с 30 марта 2018 г. Законодатель указал на недопустимость принятия решения об отказе в проведении операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) по причинам, напрямую не связанным с риском осуществления клиентом деятельности в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Также был утвержден порядок отмены кредитной организацией принятого ею решения об отказе клиенту в проведении банковских операций и об информировании Росфинмониторинга о данном решении путем направления электронного сообщения об удалении таких сведений. Считалось, что после внесения изменений в Закон № 115 банки уже не смогут необоснованно отказывать в обслуживании клиентам.


Проблема получила развитие?

На сегодняшний день клиенты кредитных организаций продолжают сталкиваться с отказами в проведении банковских операций. При этом банки не сообщают об отказах в Росфинмониторинг. 

Таким образом, с одной стороны, клиент не имеет формальных оснований для обжалования отказа в порядке, предусмотренном поправками в Закон № 115. С другой стороны, негативные последствия для клиента остаются неизменными: он лишен возможности пользоваться банковскими услугами.


Как не попасть в «черный» список?

Утвержденное Банком России Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от 2 марта 2012 г. № 375-П содержит классификатор перечня признаков, указывающих на необычный характер сделки и позволяющих банкам отказывать в банковском обслуживании. С этим перечнем с учетом нынешней ситуации рекомендуется ознакомиться каждому, кто совершает безналичные расчеты и пользуется иными банковскими услугами, во избежание попадания в «черный» список.


Что делать клиентам, которым банк отказал в обслуживании? 

Если, например, речь идет о такой услуге, как получение кредитной/дебетовой карты, которую может выдать практически любая кредитная организация, то целесообразно обратиться в другой банк.

Если же вопрос получения услуги в конкретном банке является принципиальным или же был получен отказ и в другом банке, то остается только один выход – запрос в кредитную организацию с требованием указать причины отказа в предоставлении услуг со ссылкой на новую редакцию абз. 4 ст. 4 Закона № 115.


Что делать, если банк не называет причины отказа в предоставлении услуг?

Как показывает складывающаяся в последние месяцы практика, банки в большинстве случаев данный запрос игнорируют, и единственным внесудебным способом борьбы с такого рода немотивированными отказами является жалоба в Банк России, что, однако, тоже не является гарантией успеха.

Поэтому для того, чтобы узнать причину отказа, может потребоваться обращение в суд с требованием обязать банк совершить операцию, заключить договор и т.д. В данном случае на судебном заседании банк будет обязан объяснить суду, по каким причинам он отказывает в обслуживании клиенту.


Как исправить негативную практику?

Исправить негативно складывающуюся практику должен Банк России, издав, например, информационное письмо или инициировав поправки в законодательство о банковской деятельности, которые ужесточат ответственность банков за немотивированный отказ в предоставлении банковских услуг. В случае бездействия ЦБ РФ произойдет одновременное увеличение нагрузки на суды, снижение деловой активности населения и рост теневой экономики.

Механизм реабилитации клиентов, попавших в «черные» списки банков, на сегодняшний день крайне неэффективен, поскольку банки игнорируют данные нововведения. Одним из возможных способов решения данной проблемы может быть дополнение ст. 13 Закона № 115 абзацем третьим следующего содержания: «Помимо ответственности, предусмотренной административным, гражданским и уголовным законодательством, при нарушении кредитной организацией положений об информировании клиентов, предусмотренных абзацем четвертым статьи 4 настоящего Федерального закона, кредитная организация обязана единовременно выплатить клиенту штраф в размере 300 000 рублей (триста тысяч рублей) за уклонение от обязанности по информированию клиента по каждой операции (заключению договора), в которой клиенту было отказано)».

Рассказать:
Другие мнения
Чертков Александр
Чертков Александр
Главный научный сотрудник Центра исследований проблем территориального управления и самоуправления Московского государственного областного университета, д.ю.н.
Должен ли наукоград быть городским округом?
Конституционное право
Почему данные территории целесообразнее выделить в особый вид территориальных образований
24 Февраля 2021
Артамонова Анна
Артамонова Анна
Адвокат, партнер АБ ЕМПП
Требуется разработка ряда новых локальных документов
Трудовое право
Работодателям необходимо принять положение об особенностях дистанционного труда в случае необходимости во временном переводе на удаленную работу
16 Февраля 2021
Кукушкина Елена
Кукушкина Елена
Советник «Бейкер Макензи»
Новации в сфере регулирования трудовых отношений с дистанционными работниками
Трудовое право
Особенности труда постоянных и временных дистанционных работников
16 Февраля 2021
Иванова Татьяна
Иванова Татьяна
К.ю.н., адвокат
За и против
Медицинское право
Обсуждение темы уголовной ответственности медицинских работников, защиты врачей и пациентов жизненно необходимо
16 Февраля 2021
Федосова Мария
Федосова Мария
Партнер АБ «ЮСЛАНД», руководитель медицинской практики
Специфика защиты медицинских работников
Медицинское право
На фоне дефицита законодательных предписаний усиливается тенденция ежегодного увеличения числа возбуждаемых в отношении медицинских работников уголовных дел
16 Февраля 2021
Делов Вадим
Делов Вадим
Адвокат Коллегии адвокатов НСО «Полковников, Тарасюк и партнеры»
Преодолим ли субъективизм судебно-медицинской экспертизы?
Медицинское право
Проблемы судебно-медицинской экспертизы – тема актуальная и неисчерпаемая
16 Февраля 2021