×

Проблема необоснованных блокировок банковских счетов в новом ракурсе

Банки лишают клиентов возможности обжаловать отказы в обслуживании
Ваюкин Василий
Ваюкин Василий
Адвокат АП г. Москвы, управляющий партнер компании Tax & Legal management
«Адвокатская газета» запускает социально ориентированный проект. В рамках нового раздела «АГ-эксперт» адвокаты разъясняют сложные правовые вопросы для граждан, не имеющих юридического образования.

В чем заключается проблема?

Многие физические и юридические лица оказались в списке, предусмотренном Положением Банка России от 20 июля 2016 г. № 550-П, в котором фиксируются случаи отказа кредитных организаций от взаимодействия с клиентом. После попадания в «черный» список физлица оказываются ограничены в возможности получения положенных по закону выплат. Представители предпринимательского сообщества в результате отказа банка в проведении операций нарушают договорные обязательства перед контрагентами и сталкиваются с пенями, штрафами и неустойками за просрочку исполнения обязательств. В результате страдает их деловая репутация.


Как попытались воспрепятствовать необоснованным блокировкам счетов?

В конце 2017 г. в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» были внесены изменения на основании Федерального закона от 29 декабря 2017 г. № 470-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в законную силу с 30 марта 2018 г. Законодатель указал на недопустимость принятия решения об отказе в проведении операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) по причинам, напрямую не связанным с риском осуществления клиентом деятельности в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Также был утвержден порядок отмены кредитной организацией принятого ею решения об отказе клиенту в проведении банковских операций и об информировании Росфинмониторинга о данном решении путем направления электронного сообщения об удалении таких сведений. Считалось, что после внесения изменений в Закон № 115 банки уже не смогут необоснованно отказывать в обслуживании клиентам.


Проблема получила развитие?

На сегодняшний день клиенты кредитных организаций продолжают сталкиваться с отказами в проведении банковских операций. При этом банки не сообщают об отказах в Росфинмониторинг. 

Таким образом, с одной стороны, клиент не имеет формальных оснований для обжалования отказа в порядке, предусмотренном поправками в Закон № 115. С другой стороны, негативные последствия для клиента остаются неизменными: он лишен возможности пользоваться банковскими услугами.


Как не попасть в «черный» список?

Утвержденное Банком России Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от 2 марта 2012 г. № 375-П содержит классификатор перечня признаков, указывающих на необычный характер сделки и позволяющих банкам отказывать в банковском обслуживании. С этим перечнем с учетом нынешней ситуации рекомендуется ознакомиться каждому, кто совершает безналичные расчеты и пользуется иными банковскими услугами, во избежание попадания в «черный» список.


Что делать клиентам, которым банк отказал в обслуживании? 

Если, например, речь идет о такой услуге, как получение кредитной/дебетовой карты, которую может выдать практически любая кредитная организация, то целесообразно обратиться в другой банк.

Если же вопрос получения услуги в конкретном банке является принципиальным или же был получен отказ и в другом банке, то остается только один выход – запрос в кредитную организацию с требованием указать причины отказа в предоставлении услуг со ссылкой на новую редакцию абз. 4 ст. 4 Закона № 115.


Что делать, если банк не называет причины отказа в предоставлении услуг?

Как показывает складывающаяся в последние месяцы практика, банки в большинстве случаев данный запрос игнорируют, и единственным внесудебным способом борьбы с такого рода немотивированными отказами является жалоба в Банк России, что, однако, тоже не является гарантией успеха.

Поэтому для того, чтобы узнать причину отказа, может потребоваться обращение в суд с требованием обязать банк совершить операцию, заключить договор и т.д. В данном случае на судебном заседании банк будет обязан объяснить суду, по каким причинам он отказывает в обслуживании клиенту.


Как исправить негативную практику?

Исправить негативно складывающуюся практику должен Банк России, издав, например, информационное письмо или инициировав поправки в законодательство о банковской деятельности, которые ужесточат ответственность банков за немотивированный отказ в предоставлении банковских услуг. В случае бездействия ЦБ РФ произойдет одновременное увеличение нагрузки на суды, снижение деловой активности населения и рост теневой экономики.

Механизм реабилитации клиентов, попавших в «черные» списки банков, на сегодняшний день крайне неэффективен, поскольку банки игнорируют данные нововведения. Одним из возможных способов решения данной проблемы может быть дополнение ст. 13 Закона № 115 абзацем третьим следующего содержания: «Помимо ответственности, предусмотренной административным, гражданским и уголовным законодательством, при нарушении кредитной организацией положений об информировании клиентов, предусмотренных абзацем четвертым статьи 4 настоящего Федерального закона, кредитная организация обязана единовременно выплатить клиенту штраф в размере 300 000 рублей (триста тысяч рублей) за уклонение от обязанности по информированию клиента по каждой операции (заключению договора), в которой клиенту было отказано)».

Рассказать:
Другие мнения
Мамаева Зарина
Адвокат АП Республики Дагестан, Дагестанская республиканская коллегия адвокатов
Защита не терпит промедления
Уголовное право и процесс
Перспективы внедрения и правовая природа электронной формы ордера в уголовном процессе
27 февраля 2024
Трубецкой Никита
Трубецкой Никита
Вице-президент АП Ставропольского края
Проблемы практической реализации возможности использования ордера как электронного документа
Уголовное право и процесс
Необходимо изменение, синхронизация, приведение к единому знаменателю законодательства об адвокатской деятельности, процессуальных законов, а также судебной практики
27 февраля 2024
Багрян Арсен
Багрян Арсен
Адвокат АП Московской области, КАГМ «Вашъ юридический поверенный»
Облегчает вступление в уголовное дело
Уголовное право и процесс
Практика использования электронного ордера будет иметь позитивное значение
27 февраля 2024
Тарасов Евгений
Тарасов Евгений
Адвокат АП Ленинградской области
Сохранить достигнутый уровень
Семейное право
Долевой механизм взыскания алиментов vs твердая денежная сумма
19 февраля 2024
Чеснокова Виктория
Чеснокова Виктория
Адвокат АП г. Москвы, юрист практики семейного права и наследственного планирования BGP Litigation
Право ребенка на необходимое и достойное содержание – в приоритете
Семейное право
Почему не стоит возводить в абсолют строгие долевые пропорции алиментов
15 февраля 2024
Горин Константин
Горин Константин
Генеральный директор юридической компании «Партнер»
Нужна ли дополнительная конкретизация?
Семейное право
Об уточнении термина «интересы ребенка» в Семейном кодексе в соответствии с традиционными ценностями
13 февраля 2024
Яндекс.Метрика