×

Проблема необоснованных блокировок банковских счетов в новом ракурсе

Банки лишают клиентов возможности обжаловать отказы в обслуживании
Ваюкин Василий
Ваюкин Василий
Адвокат АП г. Москвы, управляющий партнер компании Tax & Legal management
«Адвокатская газета» запускает социально ориентированный проект. В рамках нового раздела «АГ-эксперт» адвокаты разъясняют сложные правовые вопросы для граждан, не имеющих юридического образования.

В чем заключается проблема?

Многие физические и юридические лица оказались в списке, предусмотренном Положением Банка России от 20 июля 2016 г. № 550-П, в котором фиксируются случаи отказа кредитных организаций от взаимодействия с клиентом. После попадания в «черный» список физлица оказываются ограничены в возможности получения положенных по закону выплат. Представители предпринимательского сообщества в результате отказа банка в проведении операций нарушают договорные обязательства перед контрагентами и сталкиваются с пенями, штрафами и неустойками за просрочку исполнения обязательств. В результате страдает их деловая репутация.


Как попытались воспрепятствовать необоснованным блокировкам счетов?

В конце 2017 г. в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» были внесены изменения на основании Федерального закона от 29 декабря 2017 г. № 470-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в законную силу с 30 марта 2018 г. Законодатель указал на недопустимость принятия решения об отказе в проведении операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) по причинам, напрямую не связанным с риском осуществления клиентом деятельности в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Также был утвержден порядок отмены кредитной организацией принятого ею решения об отказе клиенту в проведении банковских операций и об информировании Росфинмониторинга о данном решении путем направления электронного сообщения об удалении таких сведений. Считалось, что после внесения изменений в Закон № 115 банки уже не смогут необоснованно отказывать в обслуживании клиентам.


Проблема получила развитие?

На сегодняшний день клиенты кредитных организаций продолжают сталкиваться с отказами в проведении банковских операций. При этом банки не сообщают об отказах в Росфинмониторинг. 

Таким образом, с одной стороны, клиент не имеет формальных оснований для обжалования отказа в порядке, предусмотренном поправками в Закон № 115. С другой стороны, негативные последствия для клиента остаются неизменными: он лишен возможности пользоваться банковскими услугами.


Как не попасть в «черный» список?

Утвержденное Банком России Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от 2 марта 2012 г. № 375-П содержит классификатор перечня признаков, указывающих на необычный характер сделки и позволяющих банкам отказывать в банковском обслуживании. С этим перечнем с учетом нынешней ситуации рекомендуется ознакомиться каждому, кто совершает безналичные расчеты и пользуется иными банковскими услугами, во избежание попадания в «черный» список.


Что делать клиентам, которым банк отказал в обслуживании? 

Если, например, речь идет о такой услуге, как получение кредитной/дебетовой карты, которую может выдать практически любая кредитная организация, то целесообразно обратиться в другой банк.

Если же вопрос получения услуги в конкретном банке является принципиальным или же был получен отказ и в другом банке, то остается только один выход – запрос в кредитную организацию с требованием указать причины отказа в предоставлении услуг со ссылкой на новую редакцию абз. 4 ст. 4 Закона № 115.


Что делать, если банк не называет причины отказа в предоставлении услуг?

Как показывает складывающаяся в последние месяцы практика, банки в большинстве случаев данный запрос игнорируют, и единственным внесудебным способом борьбы с такого рода немотивированными отказами является жалоба в Банк России, что, однако, тоже не является гарантией успеха.

Поэтому для того, чтобы узнать причину отказа, может потребоваться обращение в суд с требованием обязать банк совершить операцию, заключить договор и т.д. В данном случае на судебном заседании банк будет обязан объяснить суду, по каким причинам он отказывает в обслуживании клиенту.


Как исправить негативную практику?

Исправить негативно складывающуюся практику должен Банк России, издав, например, информационное письмо или инициировав поправки в законодательство о банковской деятельности, которые ужесточат ответственность банков за немотивированный отказ в предоставлении банковских услуг. В случае бездействия ЦБ РФ произойдет одновременное увеличение нагрузки на суды, снижение деловой активности населения и рост теневой экономики.

Механизм реабилитации клиентов, попавших в «черные» списки банков, на сегодняшний день крайне неэффективен, поскольку банки игнорируют данные нововведения. Одним из возможных способов решения данной проблемы может быть дополнение ст. 13 Закона № 115 абзацем третьим следующего содержания: «Помимо ответственности, предусмотренной административным, гражданским и уголовным законодательством, при нарушении кредитной организацией положений об информировании клиентов, предусмотренных абзацем четвертым статьи 4 настоящего Федерального закона, кредитная организация обязана единовременно выплатить клиенту штраф в размере 300 000 рублей (триста тысяч рублей) за уклонение от обязанности по информированию клиента по каждой операции (заключению договора), в которой клиенту было отказано)».

Рассказать:
Другие мнения
Григорьев Дмитрий
Григорьев Дмитрий
Директор юридического департамента Европейской медиагруппы
Реклама или нет?
О рекламе
Административные, судебные, гражданско-правовые и социально-культурные аспекты квалификации информации
26 ноября 2024
Лазарев Константин
Лазарев Константин
Адвокат АП г. Москвы, руководитель направления «Уголовное право» КА Thema Legal
Минимизировать риск показаний, полученных «под давлением»
Уголовное право и процесс
Почему процессуальный допрос свидетелей стоит передать суду
26 ноября 2024
Исаев Давид
Исаев Давид
Начальник юридического отдела ООО «Стройкапитал»
Облигации и связанные с ними риски
Корпоративное право
Проблемы реализации института реструктуризации обязательств по долгам эмитента
22 ноября 2024
Коваль Юрий
Коваль Юрий
Адвокат АП г. Москвы
Защита бизнеса от заградительных тарифов банков
Арбитражный процесс
ВС обратил внимание на проблему использования банками публичного статуса в их интересах
12 ноября 2024
Лазарев Константин
Лазарев Константин
Адвокат АП г. Москвы, руководитель направления «Уголовное право» КА Thema Legal
Предъявление обвинения стоит делегировать прокурору
Уголовное право и процесс
«Предрешенность» ходатайств об избрании меры пресечения в виде стражи: пути решения проблемы
06 ноября 2024
Саркисов Валерий
Саркисов Валерий
Адвокат АП г. Москвы, АК «Судебный адвокат»
Проблемы применения ч. 1 ст. 219 УПК
Уголовное право и процесс
О необоснованном использовании нормы для продолжения расследования после объявления об окончании следствия
05 ноября 2024
Яндекс.Метрика