×

Проблемы правового применения технологии блокчейн в деятельности госорганов

Законодательство в указанной сфере необходимо совершенствовать
Фаизов Тимур
Фаизов Тимур
Юрист, советник отдела социального и образовательного законодательства Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан

Технологии блокчейн и цифровизация открывают для законодательных органов новые сферы регулирования. Технологии будущего оказывают существенное влияние на экономику, а также социальную сферу. 

Многие ошибочно рассматривают блокчейн преимущественно в качестве технологии, лежащей в основе криптовалют, – тогда как она, как представляется, может применяться гораздо шире. 

Первоначально концепция блокчейна была предложена в 1991 г. и заключалась в создании «метки времени» для цифровых документов, которая позволила бы избежать подделки, чтобы пользователь не мог «задним числом» изменить дату документа. Первая система на базе блокчейна, разработанная в 2008 г., представляла собой децентрализованную одноранговую (P2P) систему электронных денежных средств, называемую «биткойн». В связи с этим первое время блокчейн рассматривался чаще всего как инструмент для работы с цифровыми финансовыми активами. Распространение криптовалют способствовало росту интереса к блокчейну и исследованию возможностей данной технологии для распространения на иные сферы деятельности: энергетику, здравоохранение, государственное управление и т.д.

В последние годы наблюдается широкое использование смарт-контрактов на основе технологии блокчейн в различных финансовых и государственных секторах. Смарт-контракт – это цифровой эквивалент соглашения, предусматривающий автоматизацию исполнения, контроля и учета юридически значимых действий и событий с использованием блокчейна. Блокчейн представляет собой распределенный реестр данных, в котором информация о совершенных его участниками транзакциях структурирована в виде последовательности связанных блоков без возможности их последующего изменения.

Таким образом, в перспективе можно ожидать формирования новых законодательных трендов (технологии блокчейн, смарт-контракты, большие данные), заключающихся в создании текста закона, в котором с помощью искусственного интеллекта будут аккумулироваться поступающие мнения и предложения широкого круга заинтересованных лиц, результатом чего станет создание законодательных актов, в максимальной степени отвечающих интересам широких слоев общества.

Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в качестве национальной цели развития России указано создание системы правового регулирования цифровой экономики (подп. «б» п. 11). Таким образом, исследование возможностей использования блокчейна является приоритетным направлением.

В законодательстве и правоприменительной практике отсутствует единый подход к определению понятий технологии блокчейн и распределенного реестра. Отсутствие базовых понятий в праве не дает правоприменителям четкого юридического понимания данных технологий, а также мешает судебным органам качественно и эффективно урегулировать споры, в которых применяются данные технологии. Законодательное закрепление правовых режимов технологии блокчейн и распределенного реестра, имеющих самостоятельную правовую ценность и различное содержание, представляет значительный интерес для формирования единообразной судебной практики. 

Представляется, что технологии блокчейн и распределенного реестра можно адаптировать к задачам госуправления – во всяком случае продвижению этой идеи способствуют довольно удачные примеры их применения. В сфере государственного и муниципального управления в числе примеров наиболее эффективного применения технологий блокчейн называют такие направления, как регистрация сделок с недвижимостью, формирование единого реестра закупок корпораций с государственным участием; реестры документов; базы данных судебных решений и исполнительных производств; порталы общественного участия граждан в публичных делах, онлайн-голосования и др.

Стоит отметить, что одним из недавних примеров применения технологии блокчейн в сфере реализации политических прав граждан стало общероссийское голосование по поправкам в Конституцию РФ. 1 июля 2020 г. на общероссийском голосовании жители нескольких субъектов Федерации смогли проголосовать онлайн с помощью блокчейн-платформы Exonum. Учет голосов избирателей проводился с помощью смарт-контракта Ethereum, который сохранял их в зашифрованном виде.

Технологии блокчейн с 2020 г. активно использует, в частности, ФНС России, что демонстрирует реальный пример цифровой трансформации в госоргане. На основе блокчейна ведомство разработало систему для максимально оперативной обработки документов по заявкам предпринимателей и компаний для льготных беспроцентных кредитов и систему машиночитаемых доверенностей, которая в скором времени может заменить систему электронного документооборота. Также в 2022 г. при участии ФНС начал работу новый блокчейн-проект для взаиморасчетов между заказчиком и подрядчиками по строительно-монтажным работам.

Развернутое определение распределенного реестра и блокчейна дано профильным техническим комитетом международной организации по стандартизации (ИСО)1: блокчейн – это разновидность технологии распределенных реестров, в которой подтвержденные и проверенные группы транзакций хранятся в блоках, связанных между собой в устойчивую к несанкционированному вмешательству и допускающую только дополнение цепочку, начинающуюся с первичного блока, где каждый блок содержит хеш предыдущего блока цепочки.

Понятие «распределенный реестр» содержится в п. 7 ст. 1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о цифровых финансовых активах). В частности, под распределенным реестром понимается совокупность баз данных, в которых тождественность содержащейся информации обеспечивается на основе установленных алгоритмов (алгоритма). 

Однако, как представляется, под данное определение может попасть любая база данных, имеющая свой алгоритм и создающая резервную копию. Более того, данным Законом регулируются отношения, возникающие при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов, особенности деятельности оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и оператора обмена цифровых финансовых активов, а также отношения, возникающие при обороте цифровой валюты в РФ. 

Необходимо отметить, что проектов, основанных на применении блокчейна, довольно много в различных сферах деятельности, и цифровые финансовые активы являются лишь одним из многих его направлений. Нельзя отождествлять технологии блокчейн, распределенный реестр и цифровые финансовые активы и, соответственно, говорить о правовом регулировании блокчейна, рассматривая при этом только правовую регламентацию цифровых финансовых активов. Как указывалось, помимо цифровых финансовых активов существует широкий спектр решений, основанных на применении блокчейна. Таким образом, может появиться противоречие в построении правовой конструкции и правовом регулировании технологии блокчейн.

С учетом изложенного и проведенного правового анализа представляется необходимым совершенствовать законодательство в области как гражданского, так и финансового права, закрепив понятия и правовые режимы технологии блокчейн, распределенного реестра и смарт-контрактов, что создаст возможность эффективного правового регулирования, формирования единообразной судебной практики и правоприменения.

Читайте также
Дума приняла закон о цифровых финансовых активах
Теперь в законодательстве урегулированы вопросы и отношения, связанные с выпуском, учетом и обращением цифровых денег в России
24 июля 2020 Новости

Представляется, что в первую очередь правовая регламентация должна быть осуществлена в ГК РФ и включать в себя определение смарт-контрактов, базирующихся на технологии блокчейн, закреплять допустимость таких форм сделок, а также содержать отсылочные нормы к иным источникам права, а именно – Закону о цифровых финансовых активах, в который целесообразно внести отдельную норму о технологии блокчейн. К сожалению, в действующей редакции Закона о цифровых финансовых активах понятия блокчейна и смарт-контрактов не закреплены, что приводит к созданию новых и порой противоречивых юридических конструкций.


1 TC307 «Технологии блокчейна и распределенных реестров», стандарт ISO 22739:2020.

Рассказать:
Другие мнения
Антонова Екатерина
Антонова Екатерина
Адвокат АП Краснодарского края, КА «Антонова и партнеры»
ВС предложил новую модель апелляционного обжалования в гражданском процессе
Гражданское право и процесс
Эффект от нововведений может носить двоякий характер
15 июля 2024
Березина Марина
Березина Марина
Адвокат АП г. Москвы, МГКА «Новиков и партнеры»
Банкротство по новым правилам
Арбитражный процесс
Изменения, которые можно оценить положительно, и вопросы, представляющиеся спорными
01 июля 2024
Якупов Тимур
Якупов Тимур
Юрист, партнер агентства практикующих юристов «Правильное право», помощник депутата Госдумы РФ С.В. Авксентьевой
«Отпуск» за собственный счет?
Гражданское право и процесс
Правомерность начисления частными детсадами платы за услуги в период отсутствия воспитанника
25 июня 2024
Лапшина Анна
Лапшина Анна
Старший юрист практики IP и IT BIRCH LEGAL
«Два нарушения по цене одного»
Право интеллектуальной собственности
Почему проект поправок в ст. 1515 ГК требует существенной доработки
25 июня 2024
Антонова Екатерина
Антонова Екатерина
Адвокат АП Краснодарского края, КА «Антонова и партнеры»
Судебную защиту для бизнеса предлагается упростить
Арбитражный процесс
О законодательной инициативе передать споры с участием самозанятых лиц и ИП в арбитражные суды
20 июня 2024
Михайловская Елена
Михайловская Елена
Адвокат АП Московской области, советник уголовно-правовой практики ALLIANCE LEGAL CG
Правовые последствия для операторов в случае утечки персональных данных
Производство по делам об административных правонарушениях
Законопроектные инициативы
20 июня 2024
Яндекс.Метрика