×

В борьбе с «наливайками» полумер недостаточно

Полномочия субъектов РФ на установление ограничений на продажу алкоголя необходимо расширить
Синицын Алексей
Синицын Алексей
Адвокат АП Архангельской области, зам. председателя Комиссии по взаимодействию с предпринимательским сообществом и правовой защите бизнеса АЮР, член Комиссии по новым технологиям и правовому обеспечению цифровизации общества АЮР

Снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма среди населения – одни из приоритетных направлений государственной политики РФ. Злоупотребление алкоголем приводит к преждевременной смертности от преступлений, несчастных случаев и суицида, а также от отравлений и сердечно-сосудистых заболеваний. В состоянии алкогольного опьянения ежегодно совершаются многочисленные преступления – убийства, причинение вреда здоровью, изнасилования, хулиганство, грабежи, разбои, угоны ТС и т.д. Кроме того, алкоголизм как один из факторов демографического и социального кризиса в России представляет общенациональную угрозу на уровне личности, семьи, общества, государства1.

В связи с этим законодательством установлены ограничения на продажу и потребление алкогольной продукции. Так, п. 9 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» предусмотрено, что розничная продажа такой продукции с 23:00 до 8:00 по местному времени не допускается. Органы государственной власти субъектов Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкоголя.

Однако из указанных ограничений есть исключения. В частности, в абз. 2 п. 9 ст. 16 Закона определено, что органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением ее продажи при оказании услуг общественного питания. То есть в барах и ресторанах алкогольную продукцию можно продавать в любое время, без ограничений.

При этом в ряде регионов страны ограничения на продажу алкогольной продукции массово нарушаются: под видом оказания услуг общественного питания зачастую осуществляется розничная продажа алкоголя на вынос в ночное время (в народе такие заведения прозвали «наливайки»). Реальной целью их работы является не оказание услуг общественного питания, а продажа алкоголя в обход ограничений.

Несмотря на то что за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкоголя предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, привлечь недобросовестных продавцов к ответственности и закрыть «наливайку» крайне сложно. В некоторых регионах ужесточают требования к минимальной площади зала обслуживания для баров и ресторанов (не менее 25, 50, 75 кв. м) , но и это, как правило, не помогает. В борьбе с «наливайками» некоторые субъекты Федерации заходят в тупик, а ограничения, направленные на борьбу с алкоголизмом, сводятся «на нет».

Полагаю, что государство должно принимать ответные меры по борьбе с недобросовестными продавцами алкогольной продукции. В тех регионах, где ситуация с «наливайками» и алкоголизмом выходит из-под контроля, региональные власти должны иметь возможность ограничивать продажу алкогольной продукции без каких-либо исключений, включая оказание услуг общественного питания. В связи с этим для расширения полномочий субъектов Федерации на установление дополнительных ограничений по продаже алкогольной продукции представляется целесообразным исключить из абз. 2 п. 9 ст. 16 Закона № 171-ФЗ словосочетание: «за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания».

В заключение добавлю, что соответствующий проект поправки в Закон уже разработан мною и находится в работе у зам. председателя Комитета Госдумы по промышленности и торговле Александра Спиридонова.


1 Из Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 г., одобренной Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 2128-р.

Рассказать:
Другие мнения
Якупов Тимур
Якупов Тимур
Юрист, партнер агентства практикующих юристов «Правильное право», помощник депутата Госдумы РФ
«Статичное» регулирование или справедливый подход?
Семейное право
И вновь о дуализме механизма взыскания алиментов на содержание детей
11 апреля 2024
Насонов Сергей
Насонов Сергей
Советник Федеральной палаты адвокатов РФ, адвокат АП г. Москвы, профессор кафедры уголовно-процессуального права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), д.ю.н.
Смертная казнь: уголовно-процессуальный аспект
Уголовное право и процесс
Включение данной меры в УК заставит вернуть эти составы преступлений в подсудность присяжных
04 апреля 2024
Смола Павел
Высшая мера: материально-правовой аспект
Конституционное право
Ни международное право, ни законодательство РФ не изменились в сторону желательности смертной казни
02 апреля 2024
Саркисов Валерий
Саркисов Валерий
Адвокат АП г. Москвы, АК «Судебный адвокат»
Сопричинение вреда в умышленных преступлениях
Уголовное право и процесс
Статью 153 УПК целесообразно дополнить новым основанием для соединения уголовных дел
01 апреля 2024
Мухаметов Руслан
Мухаметов Руслан
Юрисконсульт ООО «РПК»
Год или три?
Арбитражный процесс
Исчисление срока исковой давности для привлечения КДЛ к субсидиарной ответственности
29 марта 2024
Буробин Виктор
Буробин Виктор
Член Совета ФПА РФ, адвокат АП г. Москвы, президент адвокатской фирмы «ЮСТИНА»
Смертная казнь: «за» и «против»
Уголовное право и процесс
Гражданское общество должно понимать, что с введением смертной казни безопасность людей не усилится
27 марта 2024
Яндекс.Метрика