×

В борьбе с «наливайками» полумер недостаточно

Полномочия субъектов РФ на установление ограничений на продажу алкоголя необходимо расширить
Синицын Алексей
Синицын Алексей
Адвокат АП Архангельской области, зам. председателя Комиссии АЮР по взаимодействию с предпринимательским сообществом и правовой защите бизнеса

Снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма среди населения – одни из приоритетных направлений государственной политики РФ. Злоупотребление алкоголем приводит к преждевременной смертности от преступлений, несчастных случаев и суицида, а также от отравлений и сердечно-сосудистых заболеваний. В состоянии алкогольного опьянения ежегодно совершаются многочисленные преступления – убийства, причинение вреда здоровью, изнасилования, хулиганство, грабежи, разбои, угоны ТС и т.д. Кроме того, алкоголизм как один из факторов демографического и социального кризиса в России представляет общенациональную угрозу на уровне личности, семьи, общества, государства1.

В связи с этим законодательством установлены ограничения на продажу и потребление алкогольной продукции. Так, п. 9 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» предусмотрено, что розничная продажа такой продукции с 23:00 до 8:00 по местному времени не допускается. Органы государственной власти субъектов Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкоголя.

Однако из указанных ограничений есть исключения. В частности, в абз. 2 п. 9 ст. 16 Закона определено, что органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением ее продажи при оказании услуг общественного питания. То есть в барах и ресторанах алкогольную продукцию можно продавать в любое время, без ограничений.

При этом в ряде регионов страны ограничения на продажу алкогольной продукции массово нарушаются: под видом оказания услуг общественного питания зачастую осуществляется розничная продажа алкоголя на вынос в ночное время (в народе такие заведения прозвали «наливайки»). Реальной целью их работы является не оказание услуг общественного питания, а продажа алкоголя в обход ограничений.

Несмотря на то что за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкоголя предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, привлечь недобросовестных продавцов к ответственности и закрыть «наливайку» крайне сложно. В некоторых регионах ужесточают требования к минимальной площади зала обслуживания для баров и ресторанов (не менее 25, 50, 75 кв. м) , но и это, как правило, не помогает. В борьбе с «наливайками» некоторые субъекты Федерации заходят в тупик, а ограничения, направленные на борьбу с алкоголизмом, сводятся «на нет».

Полагаю, что государство должно принимать ответные меры по борьбе с недобросовестными продавцами алкогольной продукции. В тех регионах, где ситуация с «наливайками» и алкоголизмом выходит из-под контроля, региональные власти должны иметь возможность ограничивать продажу алкогольной продукции без каких-либо исключений, включая оказание услуг общественного питания. В связи с этим для расширения полномочий субъектов Федерации на установление дополнительных ограничений по продаже алкогольной продукции представляется целесообразным исключить из абз. 2 п. 9 ст. 16 Закона № 171-ФЗ словосочетание: «за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания».

В заключение добавлю, что соответствующий проект поправки в Закон уже разработан мною и находится в работе у зам. председателя Комитета Госдумы по промышленности и торговле Александра Спиридонова.


1 Из Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 г., одобренной Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 2128-р.

Рассказать:
Другие мнения
Тригнин Владимир
Тригнин Владимир
Адвокат АП г. Москвы, председатель Военной коллегии адвокатов г. Москвы
Частичная мобилизация в России: законодательные аспекты
Административное судопроизводство
Ряд важных вопросов остаются открытыми и требуют урегулирования
27 Сентября 2022
Шулдеев Сергей
Шулдеев Сергей
Адвокат АБ Q&A
УПК следует дополнить рядом положений
Уголовное право и процесс
Которые помогут исключить неверное толкование закона следственными органами
20 Сентября 2022
Нянькин Алексей
Нянькин Алексей
Старший партнер АБ г. Москвы «Нянькин и партнеры»
Закон уже содержит необходимый инструментарий
Уголовное право и процесс
Проблема в неправильном применении норм, а не в их несовершенстве
20 Сентября 2022
Китсинг Владимир
Китсинг Владимир
Адвокат АП г. Москвы, управляющий партнер, адвокат АБ «Китсинг и партнеры»
В поиске правового баланса
Уголовное право и процесс
Об интересах и возможностях защиты и следствия
20 Сентября 2022
Якушева Елена
Якушева Елена
Адвокат АП г. Москвы, партнер АБ «Плешаков, Ушкалов и партнеры»
Коллекция злоупотреблений
Арбитражный процесс
Существует ряд пробелов, связанных с первым собранием кредиторов
20 Сентября 2022
Аршинова Валерия
Аршинова Валерия
Адвокат АП г. Москвы, МКА «СЕД ЛЕКС», старший партнер ЮК «Альтависта»
Криптовалюта и ст. 198, 199 УК РФ
Гражданское право и процесс
К вопросу о принципиальной возможности привлечения к уголовной ответственности за операции с цифровыми деньгами
20 Сентября 2022
Яндекс.Метрика