1. Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. № 102-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об исполнительном производстве” и статью 15.1 Федерального закона “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”» (Федеральный закон вступил в силу 23 апреля 2018 г.)
Интернет-источники, содержащие информацию, порочащую репутацию гражданина или юридического лица, будут вноситься в реестр запрещенных сайтов по решению судебных приставов.
Закон об исполнительном производстве дополнен статьей об особенностях исполнения требования об удалении из интернета информации, порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица.
Определено, что в случае, если должник в течение установленного срока не исполнил добровольно содержащегося в исполнительном документе требования об удалении указанной информации, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и постановление об ограничении доступа к такой информации.
В течение одного рабочего дня с момента вынесения постановления об ограничении доступа судебный пристав-исполнитель направляет его в Роскомнадзор. Постановление является основанием для включения источника, на котором размещены такие сведения, в реестр запрещенных сайтов.
2. Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” и статью 13 Федерального закона “Об аудиторской деятельности”» (Федеральный закон вступит в силу 4 мая 2018 г.)
Аудиторы обязаны уведомлять Росфинмониторинг об имеющихся у них подозрениях, что сделки или финансовые операции аудируемого лица осуществляются для легализации преступных доходов или для финансирования терроризма.
Закон о противодействии легализации преступных доходов дополнен положением, согласно которому аудиторские организации, индивидуальные аудиторы при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязаны уведомить об этом уполномоченный орган.
Порядок передачи информации о таких сделках или финансовых операциях устанавливается Правительством РФ. При этом аудитор не вправе разглашать факт передачи такой информации.
Определено также, что Росфинмониторинг по согласованию с соответствующими надзорными органами определяет объем и порядок предоставления через личные кабинеты соответствующих надзорных органов информации, необходимой для осуществления ими контроля (надзора) за исполнением требований Закона о противодействии легализации преступных доходов. Указанный закон дополнен определением личного кабинета и целями его использования.
3. Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в статьи 24.7 и 32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Федеральный закон вступит в силу 4 мая 2018 г.)
Издержки по делам об административных правонарушениях с индивидуальных предпринимателей будут взиматься в порядке, аналогичном порядку взыскания издержек с юридических лиц.
Федеральным законом:
- уточнено, что издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, относятся на счет указанных лиц, за исключением сумм, выплаченных переводчику. Суммы, выплаченные переводчику в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, предусмотренном законом субъекта РФ, – на счет бюджета соответствующего субъекта РФ;
- конкретизированы обстоятельства прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, при наличии которых издержки относятся на счет бюджета РФ или бюджета субъекта РФ;
- предусмотрено, что постановление судьи о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.10 КоАП РФ «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)», исполняется таможенным органом, осуществившим изъятие указанной вещи.
4. Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. № 86-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона “О коммерческой тайне”» (Федеральный закон вступил в силу 29 апреля 2018 г.)
В Федеральном законе «О коммерческой тайне» устранено юридическое несоответствие относительно тождества заработной платы и социальных выплат.
Согласно п. 6 ст. 5 Федерального закона «О коммерческой тайне», режим коммерческий тайны не может быть установлен, в числе прочего, в отношении сведений «о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам». Таким образом, заработная плата отнесена к социальным выплатам, что противоречит нормам действующего законодательства.
Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ, заработная плата – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты. Социальные выплаты не являются частью заработной платы и не включаются в фонд оплаты труда работников.
Настоящим Федеральным законом в целях устранения названного противоречия в п. 6 ст. 5 Федерального закона «О коммерческой тайне» слова «по иным» исключены. С учетом внесенных изменений режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении сведений о задолженности работодателей по выплате заработной платы и социальным выплатам.
5. Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. № 81-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон вступил в силу 29 апреля 2018 г.)
Федеральным законом разрешено проводить контрольные закупки при осуществлении надзора в области защиты прав потребителей и в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Соответствующие нормы включены в Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Установлено, что контрольные закупки могут проводиться органами контроля (надзора) без предварительного уведомления проверяемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и с уведомлением органа прокуратуры.
Кроме того, указывается, что при отсутствии нарушений обязательных требований по результатам проведения контрольной закупки проведение внеплановой проверки по тому же основанию не допускается.
Информация о контрольной закупке и результатах ее проведения подлежит внесению в единый реестр проверок в соответствии с правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными Правительством РФ.
6. Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. № 72-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части избрания и применения мер пресечения в виде запрета определенных действий, залога и домашнего ареста» (Федеральный закон вступил в силу 29 апреля 2018 г.)
Введена новая мера пресечения для подозреваемых и обвиняемых – запрет определенных действий.
Запрет определенных действий избирается по судебному решению при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения и заключается в возложении на подозреваемого или обвиняемого обязанностей своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя или в суд, соблюдать один или несколько запретов, а также в осуществлении контроля за соблюдением возложенных на него запретов. Запрет определенных действий может быть избран в любой момент производства по уголовному делу.
При необходимости избрания в качестве меры пресечения запрета определенных действий следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом соответствующее ходатайство.
Суд с учетом данных о личности подозреваемого или обвиняемого, фактических обстоятельств уголовного дела и представленных сторонами сведений при избрании данной меры пресечения может возложить следующие запреты (все запреты или отдельные из них), в том числе:
- выходить в определенные периоды времени за пределы жилого помещения, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях;
- находиться в определенных местах, а также ближе установленного расстояния до определенных объектов, посещать определенные мероприятия и участвовать в них;
- общаться с определенными лицами;
- использовать средства связи и сеть «Интернет»;
- управлять автомобилем или иным транспортным средством, если совершенное преступление связано с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Установлены сроки применения и определен орган, осуществляющий контроль за соблюдением отдельных указанных запретов.
В целях осуществления контроля за соблюдением запретов могут использоваться аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля, перечень и порядок применения которых определяются Правительством РФ.
В случае нарушения подозреваемым или обвиняемым возложенных на него запретов, отказа от применения к нему средств контроля или умышленного повреждения, уничтожения, нарушения целостности указанных средств суд может изменить эту меру пресечения на более строгую.
Отдельные указанные запреты могут возлагаться судом на подозреваемого и обвиняемого также при избрании мер пресечения в виде залога и домашнего ареста.
7. Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. № 66-ФЗ «О внесении изменения в статью 19 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» (Федеральный закон вступил в силу 14 апреля 2018 г.)
В Гражданском процессуальном кодексе РФ закреплено правило о недопустимости подачи повторного заявления об отводе тем же лицом по тем же основаниям в случае отказа в его удовлетворении.
Ограничение права заявлять повторный отвод тем же лицом и по тем же основаниям содержится в Арбитражном процессуальном кодексе РФ и Кодексе административного судопроизводства РФ. Теперь аналогичная норма предусмотрена и в ГПК РФ.
8. Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. № 61-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 38 Федерального закона “О рекламе”» (Федеральный закон вступит в силу 3 июня 2018 г.)
Запрещена реклама на платежных документах на оплату ЖКУ.
В Закон о рекламе внесено дополнение, согласно которому не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов.
Данный запрет не распространяется на социальную рекламу и справочно-информационные сведения.
Ответственность за нарушение установленного запрета будет нести рекламораспространитель.
9. Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2018 г. № 428 «О порядке передачи финансовой информации и страновых отчетов компетентным органам иностранных государств (территорий) и получения финансовой информации и страновых отчетов Федеральной налоговой службой, а также требования к защите передаваемой информации» (Постановление Правительства РФ вступит в силу 11 мая 2018 г.)
Правительством РФ определен порядок передачи и получения сведений в рамках автоматического обмена финансовой информацией и страновыми отчетами с иностранными государствами.
Определено, что ФНС России осуществляет автоматический обмен указанной информацией в сроки, установленные многосторонними Соглашениями компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. и от 27 января 2016 г., а также иными двусторонними и многосторонними международными соглашениями, заключенными от имени РФ ФНС России.
Форматы электронных документов, передаваемых в рамках автоматического обмена информацией в формате XML, устанавливаются ФНС России и размещаются на ее сайте.
Автоматический обмен информацией осуществляется посредством использования автономного рабочего места, не имеющего подключения к государственным информационным системам РФ, в соответствии с технической документацией оператора автоматического обмена информацией.
Обрабатываемая информация передается между автономным рабочим местом и автоматизированным рабочим местом ФНС России с использованием отчуждаемых (внешних) носителей, предназначенных для обработки информации ограниченного доступа.
Постановление вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования.
10. Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2018 г. № 430 «О внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации» (Постановление Правительства РФ вступило в силу 19 апреля 2018 г.)
Согласованием сделок иностранных инвесторов, в результате которых приобретается право распоряжаться более чем 25% голосов российского хозяйственного общества, будет заниматься Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций.
Согласно ст. 6 Закона о порядке осуществления иностранных инвестиций, сделки, которые совершаются иностранными инвесторами и в результате которых приобретается право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал российского хозяйственного общества, или иная возможность блокировать решения органов управления такого хозяйственного общества, подлежат предварительному согласованию.
Настоящим постановлением в число основных задач Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ включено предварительное согласование сделок, совершаемых иностранными инвесторами в отношении российских хозяйственных обществ, подлежащих по решению председателя Комиссии предварительному согласованию в соответствии со ст. 6 Закона об иностранных инвестициях.
Решение о необходимости предварительного согласования таких сделок принимает председатель Комиссии по предоставлении информации о таких сделках федеральным органом власти по контролю за иностранными инвестициями в РФ.
Для определения необходимости предоставления такой информации уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня, когда ему стало известно о сделке, направляет в федеральный орган исполнительной власти или организацию, осуществляющие функции по реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере, к которой относится деятельность общества, в отношении которого совершается сделка, а также в иные органы власти соответствующие запросы.
Указанные органы и организации в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса по результатам оценки возможных последствий сделки представляют в уполномоченный орган свои предложения.
В случае принятия председателем Комиссии решения о необходимости предварительного согласования сделки уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней информирует об этом иностранного инвестора.
11. Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2018 г. № 482 «О государственной информационной системе “Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности”» (Постановление Правительства РФ вступило в силу 3 мая 2018 г.)
Взаимодействие в электронной форме органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля будет осуществляться посредством ГИС «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности».
Среди функций данной системы:
- учет сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, деятельность которых подлежит контролю, или используемых ими производственных объектах с внесением сведений о присвоенных им категориях риска и классах опасности;
- планирование мероприятий по контролю с учетом присвоенных категорий риска и классов опасности, формирование в автоматизированном режиме проектов ежегодных планов проведения проверок, обеспечение их внутриведомственного согласования, передачи проектов планов в единый реестр проверок;
- обеспечение возможности использования и ведение проверочных листов (списков контрольных вопросов);
- внесение сведений о мероприятиях по контролю в единый реестр проверок через личный кабинет с подписанием внесенных сведений электронной подписью;
- направление запросов и получение сведений о проверяемом лице в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
- ведение реестра должностных лиц органов контроля;
- ведение сведений о значениях показателей результативности и эффективности осуществления контроля;
- проверка контролируемых параметров быстродействия;
- публикация для всеобщего доступа в интернете для каждого вида контроля перечней нормативных правовых актов или их частей, содержащих требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, и их текстов.
Оператором системы является Минкомсвязи России. Ее пользователи – лица, обладающие полномочиями по организации или проведению мероприятий по государственному контролю (надзору) и муниципальному контролю, а также лица, являющиеся работниками государственных или муниципальных бюджетных учреждений и обладающие полномочиями по организации или проведению мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Подключение к системе федеральных, региональных и местных органов власти и ее использование обеспечиваются на основании заключаемых оператором соглашений о взаимодействии.
При наличии (создании) в органе контроля ведомственных информационных систем автоматизации контрольной деятельности, обеспечивающих автоматизацию указанных процессов, решение об использовании «Типового облачного решения по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» может приниматься указанными органами самостоятельно.
Государственная информационная система «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» будет введена в эксплуатацию до 1 октября 2018 г.
12. Приказ ФНС России от 14 декабря 2017 г. № ММВ-7-20/1061@ «Об утверждении порядка обеспечения налоговым органам доступа к фискальным данным в режиме реального времени и представления фискальных данных оператором фискальных данных по запросу налогового органа» (Зарегистрировано в Минюсте России 9 апреля 2018 г. № 50674) (Приказ ФНС России вступил в силу 21 апреля 2018 г.)
Оператор фискальных данных обязан обеспечить круглосуточный доступ налоговых органов к фискальным данным, содержащимся в базе фискальных данных.
Такой доступ обеспечивается в рамках исполнения протокола информационного обмена между техническими средствами оператора фискальных данных и автоматизированной информационной системой налоговых органов.
Оператор фискальных данных обязан представить по запросу налогового органа следующие фискальные данные:
- сведения о расчетах, включая сведения об организации или индивидуальном предпринимателе, осуществляющих расчеты, переданные пользователем ККТ;
- сведения о ККТ, применяемой при осуществлении расчетов, переданные оператору фискальных данных ее пользователем;
- иные сведения, сформированные контрольно-кассовой техникой или техническими средствами оператора фискальных данных.
Оператор фискальных данных обязан представить запрашиваемые налоговым органом фискальные данные в следующие сроки:
- не позднее 24 часов с момента получения запроса в электронном виде;
- не позднее 3 календарных дней со дня получения запроса на бумажном носителе.
13. Приказ ФНС России от 6 марта 2018 г. № ММВ-7-17/124@ «Об утверждении формата уведомления об участии в международной группе компаний, порядка его заполнения и представления в электронной форме» (Зарегистрировано в Минюсте России 25 апреля 2018 г. № 50884) (Приказ ФНС России вступит в силу 7 мая 2018 г.)
Уведомление об участии в международной группе компаний необходимо направлять в соответствии с утвержденным форматом.
В связи с присоединением России к международному автоматическому обмену информацией для целей налогового контроля в НК РФ закреплены правила представления документов по международным группам компаний ее участниками.
Настоящим приказом утвержден формат уведомления об участии в международной группе компаний (МГК), а также порядок его заполнения и порядок представления в налоговые органы.
Уведомление представляется участниками МГК, за исключением иностранных организаций, получающих только доходы, указанные в ст. 309 НК РФ.
Направление и получение уведомления в электронной форме по ТКС допускаются при обязательном использовании сертифицированных средств усиленной квалифицированной электронной подписи, позволяющих идентифицировать владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, а также установить отсутствие искажения информации, содержащейся в уведомлении.
14. Приказ ФНС России от 24 апреля 2018 г. № СА-7-2/234@ «Об утверждении Порядка ведения перечней правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении Федеральной налоговой службой государственного контроля (надзора)» (Приказ ФНС России вступил в силу 24 апреля 2018 г.)
Определен порядок ведения перечней актов, соблюдение которых составляет предмет проверок ФНС России.
Приказом, в частности, определяется содержание деятельности по ведению перечней правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении ФНС России государственного контроля (надзора) (далее – Перечни актов).
В Перечни актов включаются нормативные правовые акты, которыми устанавливаются обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении ФНС России государственного контроля (надзора).
Приказ, помимо прочего, устанавливает правила:
- проведения мониторинга Перечней актов, а также мониторинга изменений правовых актов, включенных в Перечни актов;
- размещения на сайте ФНС России Перечней актов, текстов актов и поддержание их в актуальном состоянии, а также размещение на сайте ФНС России информационных материалов и разъяснений, связанных с применением Перечней актов;
- внесения изменений в Перечни актов, в том числе в связи с принятием или выявлением новых правовых актов, устанавливающих обязательные требования;
- рассмотрения обращений, поступивших в ФНС России, связанных с содержанием, ведением и применением Перечней актов, и ведение их учета.
15. Приказ Минпромторга России от 30 ноября 2017 г. № 4179 «О процедуре проведения этапа сравнения параметров заявленной продукции с параметрами промышленной продукции, схожей с заявленной продукцией, в целях определения наличия (отсутствия) производства на территории Российской Федерации промышленной продукции, параметры которой аналогичны параметрам заявленной продукции» (Зарегистрировано в Минюсте России 17 апреля 2018 г. № 50796) (Приказ Минпромторга России вступил в силу 29 апреля 2018 г.)
Установлен порядок проведения сравнения параметров заявленной продукции с параметрами производимой в РФ промышленной продукции, схожей с заявленной продукцией.
Сравнение параметров заявленной продукции является одним из этапов экспертизы определения отличий параметров продукции от параметров произведенной в РФ промышленной продукции в соответствии с Правилами отнесения продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2017 г. № 1135.
Сравнение проводится организациями, осуществляющими экспертизу, в следующем порядке:
- определение перечня продукции, схожей с заявленной продукцией, по результатам поиска производимой на территории РФ промышленной продукции, схожей с заявленной продукцией, предусмотренного Правилами отнесения продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов;
- определение параметров заявленной продукции и параметров продукции, схожей с заявленной продукцией, касающихся функционального назначения или перечня выполняемых функций, области применения, качественных характеристик;
- сопоставление параметров заявленной продукции с параметрами продукции, схожей с заявленной продукцией.
Определение параметров продукции проводится организацией последовательно и состоит из двух этапов.
На первом этапе определяются параметры функционального назначения продукции или перечня выполняемых функций, области применения продукции. На втором этапе, с учетом результатов первого этапа, устанавливается перечень качественных характеристик продукции, по которым будет проводиться сопоставление, и определяются качественные характеристики продукции.
По результатам проведения процедуры сравнения организацией составляется акт экспертизы определения отличий параметров продукции от параметров произведенной в Российской Федерации промышленной продукции, по форме, предусмотренной приложением к указанным Правилам.
16. Письмо Минфина России от 6 апреля 2018 г. № 03-01-15/22580 (Письмо Минфина России вступило в силу 6 апреля 2018 г.)
При осуществлении безналичных расчетов с покупателями агент, действующий по поручению продавца, обязан применять ККТ.
Обязанность применения ККТ при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа установлена Федеральным законом «О применении контрольно-кассовой техники...».
При этом отмечено, что положения данного Федерального закона не запрещают агенту регистрировать и применять ККТ.
При оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств по безналичному расчету обязательства покупателя по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе денежных средств обслуживающей покупателя кредитной организацией.
С учетом изложенного указано, что при осуществлении расчета с использованием электронных средств платежа, в том числе исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с продавцом или уполномоченным им лицом (в рассматриваемом случае – агентом), последний обязан применять ККТ с момента подтверждения кредитной организацией исполнения распоряжения покупателя о переводе денежных средств.
17. Письмо ФАС России от 18 апреля 2018 г. № АК/27307/18 «О рассмотрении обращения» (При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер, является разъяснением по конкретному запросу, актуален на дату издания)
Хозяйствующий субъект вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия проекта соглашения, заключенного в письменной форме, требованиям антимонопольного законодательства.
Сообщается, что в целях принятия решения о признании соглашения соответствующим или не соответствующим Федеральному закону «О защите конкуренции» антимонопольный орган анализирует совокупность обстоятельств, включая доказательства факта заключения соглашения с учетом конкретных обстоятельств факта или возможности наступления в результате реализации такого соглашения последствий, указанных в данном законе.
Хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что заключенные им соглашения могут быть признаны допустимыми в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции».
В соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» могут быть признаны допустимыми соглашения, если такими соглашениями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких соглашений, а также если их результатом является или может являться в том числе получение покупателями преимуществ, соразмерных преимуществам, полученным хозяйствующими субъектами в результате действий, соглашений и согласованных действий, сделок.
Хозяйствующие субъекты, имеющие намерение достичь соглашения, которое может быть признано допустимым в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции», вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства. В результате проверки при соблюдении порядка подачи такого заявления антимонопольный орган принимает решение о соответствии или несоответствии проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства.
Антимонопольный орган вправе вместе с решением о соответствии проекта соглашения выдать участникам соглашения предписание, направленное на обеспечение конкуренции, а также отменить решение о соответствии проекта соглашения в определенных законодательством случаях.
18. Письмо ФНС России от 3 апреля 2018 г. № ММВ-20-20/33@ «О направлении инструкции» (Письмо ФНС России вступило в силу 3 апреля 2018 г.)
Налоговыми органами планируется проведение информационно-разъяснительной работы по переходу на новые ККТ (онлайн-кассы).
Разработана инструкция для работников налоговых органов в целях комфортного перехода на новые ККТ налогоплательщиками, ранее ее не применявшими.
Инструкция определяет последовательность действий сотрудников территориальных налоговых органов в целях проведения информационно-разъяснительной кампании с указанными налогоплательщиками.
С 1 июля 2018 г. обязаны перейти на новый порядок применения ККТ:
- индивидуальные предприниматели с наемными работниками на ЕНВД или ПСН и организации на ЕНВД в сфере торговли и общепита;
- организации и индивидуальные предприниматели, имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающие услуги общественного питания;
- индивидуальные предприниматели с наемными работниками и организации, которые занимаются вендингом (осуществление деятельности с применением торговых автоматов).
Отдельным налогоплательщикам предоставлена отсрочка перехода на онлайн-кассы до 1 июля 2019 г.
Инструкция предписывает утверждение плана мероприятий (дорожную карту) по реализации информационно-разъяснительной кампании.
Среди таких мероприятий, в частности:
- направление в адрес налогоплательщиков уведомления о предстоящей обязанности применения ККТ с приложением памятки на бумажном носителе;
- организация семинаров по вопросу применения ККТ;
- разъяснительные работы относительно целесообразности заблаговременного перехода на новый порядок применения ККТ;
- осуществление мониторинга цен на ККТ, фискальные накопители и связь в целях применения ККТ в целях недопущения злоупотреблений и завышения цен на них.
Обращается внимание на то, что налоговый вычет в связи с приобретением ККТ вправе получить только индивидуальные предприниматели.
19. Письмо ФНС России от 29 марта 2018 г. № ГД-4-14/5962@ «О направлении “Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 1 (2018 г.)”» (Письмо ФНС России вступило в силу 29 марта 2018 г.)
В территориальные органы ФНС России направлен Обзор судебной практики по делам, связанным с государственной регистрацией юридических лиц и ИП, за I квартал 2018 г.
В Обзоре представлены, в частности, следующие правовые позиции:
- отсутствие сведений об ИНН лица, засвидетельствовавшего подлинность подписи заявителя в разделе 4 Заявления по форме № Р26001, свидетельствует об оформлении заявления с нарушением установленных требований, что приравнивается к его отсутствию и является основанием для отказа в государственной регистрации;
- установив, что формулировки, содержащиеся в передаточном акте, представленном для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме выделения, в нарушение требований закона не позволяют определить конкретный перечень передаваемых ему обязательств, содержат положения о передаче обществу обязательств по долгосрочному государственному контракту, противоречащие закону в той части, в которой перемена подрядчика при исполнении контракта не допускается, суды признали правомерным оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации юридического лица;
- правовые статусы ликвидатора и ликвидационной комиссии являются идентичными, а право выбора назначения ликвидатора или ликвидационной комиссии предоставлено организации законом и не подлежит ограничению, в том числе уставом юридического лица;
- отсутствие в материалах дела доказательств, позволяющих прийти к выводу о том, что по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, юридическое лицо не находится и связь с ним по этому адресу невозможна, явилось основанием для признания незаконными действий инспекции по внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об адресе юридического лица;
- удовлетворяя требования о признании незаконными действий инспекции по внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об адресе юридического лица, суд указал на то, что в соответствии с прямым, императивным указанием закона уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений должно направляться регистрирующим органом, а не иными территориальными органами ФНС России.
20. Письмо ФАС России от 29 марта 2018 г. № АК/21504/18 «О проведении опросов на сайтах территориальных органов ФАС России» (Письмо ФАС России вступило в силу 29 марта 2018 г.)
По мнению ФАС России, для признания рекламы неэтичной достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих ее как неэтичную.
При этом не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы.
Отмечается, однако, что результаты проведенных с целью оценки содержания рекламы территориальными органами ФАС России опросов на сайтах или в социальных сетях носят рекомендательный характер. Результаты таких опросов не могут применяться в качестве единственного доказательства.
Кроме того, недопустимо размещать указанные опросы с целью оценки рекламы, содержащей признаки нарушения закона о рекламе, по факту распространения которой антимонопольным органом уже вынесено решение о признании нарушения.
21. «Обзор судебной практики по защите интересов ФССП России и ее территориальных органов в 2017 году» (Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://fssprus.ru/ по состоянию на 19 апреля 2018 г.)
ФССП России приведен обзор наиболее значимых правовых позиций судов и арбитражных судов за 2017 г.
Указывается, что в 2017 г. большинство дел с участием ФССП России и ее территориальных органов связано с оспариванием бездействия судебных приставов-исполнителей и их действий по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора, постановления об окончании исполнительного производства.
ФССП России обращает внимание, в частности, на следующие выводы из судебной практики:
- требование о возмещении вреда с ФССП России подлежит удовлетворению только в том случае, если в результате незаконных действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя имевшаяся возможность взыскания долга с должника была утрачена;
- нахождение имущества должника в залоге не является препятствием для наложения на него ареста судебным приставом-исполнителем;
- при вынесении постановления о запрете на совершение регистрационных действий в отношении изменений, вносимых юридическими лицами – должниками в ЕГРЮЛ, необходимо учитывать возможные негативные и положительные аспекты для сторон исполнительного производства;
- наличие судебного акта о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по окончании исполнительного производства, при недоказанности утраты возможности взыскания суммы задолженности за счет имущества должника не является доказательством причинения истцу убытков и наличия причинной связи между указанными действиями и причиненными убытками;
- из положений ст. 52 Конституции РФ не вытекает обязанность государства и его органов в лице ФССП России возмещать взыскателю убытки, которые он понес в связи с виновными действиями должников по исполнительному производству;
- для участия в исполнительном производстве представителя по доверенности, удостоверенной по месту работы доверителя, должны быть приложены документы, подтверждающие факт нахождения работника и работодателя в трудовых отношениях;
- предоставление в автоматическом режиме государственной услуги о ходе исполнительного производства не является единственным способом ее оказания;
- перечисление денежных средств лицу, не являющемуся взыскателем по исполнительному производству, порождает возникновение у него неосновательного обогащения;
- средства, затраченные из федерального бюджета на обеспечение выезда иностранного гражданина из РФ, подлежат взысканию в судебном порядке с работодателя или заказчика работ (услуг), привлекших указанного иностранного гражданина к трудовой деятельности.
22. Рекомендации по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по внесению изменений в государственные реестры изобретений, полезных моделей, промышленных образцов Российской Федерации, а также в патенты на изобретение, полезную модель, промышленный образец (Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.rupto.ru по состоянию на 29 марта 2018 г.)
Роспатентом утверждены рекомендации по внесению изменений в государственные реестры изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, а также в патенты на изобретение, полезную модель, промышленный образец.
Рекомендации предназначены для работников ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности», к компетенции которых относится внесение изменений в указанные реестры и патенты.
Рекомендации могут быть также использованы патентообладателями, патентными поверенными и иными представителями патентообладателей при ведении дел с Роспатентом.
Рекомендации предназначены для обеспечения единообразной практики при рассмотрении соответствующих заявлений, а также при применении ГК РФ и соответствующего административного регламента и состоят из четырех частей:
- прием и регистрация заявления, просьбы;
- рассмотрение заявления, просьбы;
- внесение изменений в соответствующий реестр и (или) в патент;
- официальная публикация сведений о внесенных изменениях в соответствующий реестр.
23. «Рекомендации по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по рассмотрению заявления правообладателя о предоставлении любому лицу права использования изобретения, полезной модели или промышленного образца (открытой лицензии), ходатайства об отзыве заявления об открытой лицензии» (Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.rupto.ru по состоянию на 29 марта 2018 г.)
Роспатентом утверждены рекомендации по рассмотрению заявления правообладателя о предоставлении любому лицу права использования изобретения, полезной модели или промышленного образца (открытой лицензии) и ходатайства об отзыве заявления об открытой лицензии
Рекомендации предназначены для работников ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности», к компетенции которых относятся вопросы предоставления данной госуслуги.
Они могут быть также использованы патентообладателями, патентными поверенными и иными представителями патентообладателей при ведении дел с Роспатентом.
Рекомендации предназначены для обеспечения единообразной практики предоставления госуслуги и состоят из трех частей:
- рекомендации по приему и регистрации документов;
- рекомендации по рассмотрению документов, принятию решения об удовлетворении (об отказе в удовлетворении) заявления, ходатайства и внесению сведений в соответствующий государственный реестр;
- рекомендации по публикации сведений в соответствующем официальном бюллетене.
Источник: consultant.ru