×
Чупров Анатолий
Чупров Анатолий
Помощник адвоката в МКА «ГРАД»

1. Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. № 487-ФЗ «О внесении изменения в статью 25.1 Федерального закона “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”» (вступил в силу 1 января 2019 г.)

Корпорации развития малого и среднего предпринимательства будет оказываться господдержка для исполнения обязательств по независимым гарантиям.

Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ Корпорация развития малого и среднего предпринимательства для выполнения своих задач выдает независимые гарантии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Согласно внесенным изменениям для исполнения Корпорацией обязательств по независимым гарантиям в целях обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства Корпорации предоставляется господдержка за счет федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством. При этом осуществление такой господдержки одновременно в разных формах не допускается.

Определено также, что предоставление господдержки допускается до 31 декабря 2029 г. включительно в течение периода осуществления Корпорацией деятельности в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства для исполнения ее обязательств по независимым гарантиям, выдаваемым в 2019–2024 гг. в целях обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства по кредитным договорам, заключенным ими с российскими кредитными организациями в 2019–2024 гг.

2. Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 531-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации” и Федеральный закон “О рекламе”» (вступит в силу 29 марта 2019 г.)

Скорректирован порядок предоставления статуса постоянно действующего арбитражного учреждения.

Так, установлено, что право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения предоставляется иностранному арбитражному учреждению, которое включено в утверждаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти перечень иностранных арбитражных учреждений, признаваемых постоянно действующими арбитражными учреждениями на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства о предоставлении соответствующему иностранному арбитражному учреждению права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения.

Предусмотрено также, что Совет по совершенствованию третейского разбирательства выдает мотивированную рекомендацию о предоставлении или об отказе в предоставлении некоммерческой организации, при которой создается постоянно действующее арбитражное учреждение, или иностранному арбитражному учреждению права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения по результатам анализа выполнения предусмотренных требований, обобщает практику применения законодательства РФ об арбитраже (третейском разбирательстве), а также осуществляет иные функции.

Определен перечень документов, которые некоммерческая организация, при которой создается или создано постоянно действующее арбитражное учреждение, иностранное арбитражное учреждение, представляет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для рассмотрения Советом по совершенствованию третейского разбирательства вопроса о выдаче рекомендации.

Кроме того, закреплены требования к иностранному арбитражному учреждению, претендующему на предоставление ему права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения: наличие у иностранного арбитражного учреждения широко признанной международной репутации; наличие на территории РФ обособленного подразделения иностранного арбитражного учреждения либо организации, при которой создано иностранное арбитражное учреждение, в случае, если иностранное арбитражное учреждение намерено осуществлять деятельность по администрированию арбитража внутренних споров, за исключением споров между участниками специального административного района, правовой режим которого определен Федеральным законом от  3 августа 2018 г. № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края», а также споров, вытекающих из договора об осуществлении деятельности на территории специального административного района.

Также уточнен порядок отказа в предоставлении некоммерческой организации, при которой создается постоянно действующее арбитражное учреждение, права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения или отказа во включении иностранного арбитражного учреждения в перечень иностранных арбитражных учреждений, признаваемых постоянно действующими арбитражными учреждениями. При этом в Федеральном законе «О рекламе» предусмотрено, что реклама деятельности лиц, не получивших в соответствии с законодательством РФ права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, по осуществлению арбитража, включая деятельность по осуществлению арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не допускается.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

3. Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 533-ФЗ «О внесении изменений в статьи 76.1 и 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (вступил в силу 8 января 2019 г.)

Расширен перечень преступлений, уголовные дела по которым подлежат прекращению при условии возмещения ущерба.

Речь идет о следующих статьях УК РФ, в том числе: ч. 1 ст. 146 (присвоение авторства (плагиат), ч. 1 ст. 147 (незаконное использование изобретения, полезной модели или промышленного образца), ч. 1 ст. 159.1 (мошенничество в сфере кредитования), ч. 1 ст. 160 (присвоение или растрата), ч. 1 ст. 165 (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения, совершенное в крупном размере).

Кроме того:

  • установлено, что лицо, впервые совершившее преступление, выражающееся в частичной или полной невыплате заработной платы, освобождается от уголовной ответственности, если в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела в полном объеме погасило задолженность по ее выплате, а также уплатило проценты (выплатило денежную компенсацию);
  • запрет на применение меры пресечения в виде заключения под стражу распространен на лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении отдельных преступлений в сфере предпринимательской деятельности;
  • предусмотрено, что при производстве следственных действий по уголовным делам о преступлениях, совершенных в сфере предпринимательской деятельности, запрещается необоснованное применение мер, способных привести к приостановлению законной деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, в том числе изъятие электронных носителей информации (при этом УПК РФ дополнен новой статьей, определяющей исключительные случаи, при которых изъятие электронных носителей информации допускается);
  • расширен перечень уголовных дел частно-публичного обвинения, которые возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат (включены, в частности, нормы УК РФ: ч. 1 ст. 176 «Незаконное получение кредита», ст. 177 «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности», ст. 180 «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)», ст. 185.1 «Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах» и др.).

4. Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 572-ФЗ «О внесении изменений в статью 17.1 Федерального закона “О защите конкуренции”» (вступил в силу 8 января 2019 г.)

Установлен единый порядок перезаключения договоров аренды государственного или муниципального имущества на новый срок.

Определено, что по истечении срока договора аренды государственного или муниципального имущества, заключенного по результатам проведения торгов или без их проведения (за исключением отдельных случаев), заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством при соблюдении определенных условий. Это положение распространяется также на случаи заключения на новый срок договоров аренды государственного или муниципального имущества, заключенных до 2 июля 2008 г.

Кроме того, предусмотрено, что при заключении без проведения конкурсов или аукционов и исполнении договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, бюджетных и автономных научных учреждений, договоров аренды, безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их цена может быть увеличена по соглашению сторон в порядке, установленном договором.

5. Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 549-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (вступит в силу 27 июня 2019 г.)

Введен механизм временной правовой охраны промышленных образцов.

Установлено, что промышленному образцу, на который подана заявка в Роспатент, со дня публикации по ходатайству заявителя сведений о такой заявке, прошедшей формальную экспертизу с положительным результатом, в официальном бюллетене Роспатента, до даты публикации сведений о выдаче патента предоставляется временная правовая охрана в объеме, определяемом совокупностью существенных признаков промышленного образца, нашедших отражение на изображениях внешнего вида изделия, содержащихся в опубликованной заявке на промышленный образец, но не более чем в объеме, определяемом совокупностью существенных признаков, нашедших отражение на изображениях внешнего вида изделия, содержащихся в решении Роспатента на промышленный образец.

Любое лицо после публикации сведений о заявке на промышленный образец вправе ознакомиться с документами заявки. Порядок ознакомления с документами заявки и выдачи копий таких документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

Настоящий федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

6. Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 539-ФЗ «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона “Об исполнительном производстве”» (вступил в силу 8 января 2019 г.)

Подписан закон об увеличении суммы задолженности, подлежащей взысканию на работе у должника, с 25 тыс. руб. до 100 тыс. руб.

С 25 тыс. руб. до 100 тыс. руб. увеличена сумма задолженности, при которой исполнительный документ может направляться для удержания денежных средств в организацию или иному лицу, выплачивающему должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.

7. Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 570-ФЗ «О внесении изменения в статью 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (вступил в силу 8 января 2019 г.)

Дочерние компании наравне с основным юридическим лицом будут привлекаться к административной ответственности за незаконное вознаграждение должностному лицу.

Федеральный закон предусматривает возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ за незаконное вознаграждение (его передачу, предложение или обещание) должностному лицу от имени юридического лица, не только в случае, когда указанные противоправные действия совершаются в интересах данного юридического лица, но и когда они совершаются в интересах связанных с ним юридических лиц.

8. Письмо ФНС России от 25 октября 2018 г. № ЕД-3-13/7636@ «О направлении уведомлений о контролируемых сделках» (при применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер, является разъяснением по конкретному запросу, актуален на дату издания)

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 302-ФЗ изменены критерии отнесения сделок к контролируемым.

С 1 января 2019 г. критерии, предусмотренные ст. 105.14 НК РФ (в редакции указанного закона), применяются в отношении сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются с 1 января 2019 г., независимо от даты заключения соответствующего договора.

Отмечено также, что в отношении контролируемых сделок, которые совершены в 2018 г., уведомления необходимо направить в налоговый орган в срок не позднее 20 мая 2019 г.

9. Письмо ФНС России от 13 декабря 2018 г. № ЕД-4-20/24234@ «Об изменении налоговой ставки НДС с 1 января 2019 г.» (вступило в силу 13 декабря 2018 г.)

ФНС России разъяснила последствия для пользователей в случае необновления ими в 2019 г. программного обеспечения ККТ.

Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 303-ФЗ в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, с 1 января 2019 г. ставка НДС составит 20%.

Статьей 4.7 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» утверждены обязательные реквизиты кассового чека и бланка строгой отчетности, к числу которых также относится налоговая ставка по налогу на добавленную стоимость (НДС).

Указание в кассовом чеке неверной ставки и суммы НДС при отражении полной суммы расчета образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ. В соответствии с ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В связи с этим ФНС России сообщила следующее.

Отсутствием вины может считаться применение пользователями после 1 января 2019 г. ККТ с необновленным программным обеспечением в части указания ставки НДС 20% (20/120) и (или) расчета суммы по ставке НДС 20% (20/120) до момента соответствующего обновления при условии, что такое обновление будет осуществлено в разумный срок и последующее формирование налоговой отчетности за налоговый период будет произведено с расчетом действующей ставки НДС и в соответствии с порядком, указанным в Письме ФНС России от 23 октября 2018 г. № СД-4-3/20667@.

Кроме этого, в случае если сведения о расчетах формируются из учетной системы пользователя по ставке НДС 20% (20/120) при сохранении отражения на кассовом чеке тега 1199 «ставка НДС» со значениями «НДС 18%» или «НДС 18/118%», тега 1200 «сумма НДС за предмет расчета», тега 1102 «сумма НДС чека по ставке 18%» и (или) тега 1106 «сумма НДС чека по расч. ставке 18/118» до соответствующего обновления программного обеспечения ККТ пользователя в разумные сроки, такие действия не будут являться нарушением законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники.

Также сообщается, что по имеющейся у ФНС России информации, предоставленной профессиональными участниками рынка (производителями ККТ, программного обеспечения, центрами технического обслуживания и т.д.) и крупнейшими пользователями ККТ, максимальный срок обновления программного обеспечения парка ККТ в разумные сроки при предпринимаемых действиях со стороны самого пользователя не выходит за пределы первого налогового периода по НДС в 2019 г. Следовательно, необновление программного обеспечения ККТ в части указания и (или) расчета ставки НДС 20% (20/120) после указанного срока могут свидетельствовать о бездействии пользователя либо принятия таким пользователем недостаточных мер по соблюдению требований законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники.

В случае обновления программного обеспечения в части указания и расчета ставки НДС 20% в отношении расчетов, осуществленных до 1 января 2019 г. по ставке НДС 18%, также необходимо произвести аналогичные корректировки при возврате с 1 января 2019 г. товаров, работ, услуг, реализованных до 1 января 2019 г., зачете с 1 января 2019 г. полученных до 1 января 2019 г. авансов, применении с 1 января 2019 г. кассовых чеков коррекции (бланков строгой отчетности коррекции), что также будет свидетельствовать об отсутствии вины пользователя. 

ФНС России также обратила внимание, что, учитывая положения п. 5 и 13 ст. 171, п. 4 и 10 ст. 172 Налогового кодекса РФ, при возврате с 1 января 2019 г. всей партии (либо части) товаров – как принятых, так и не принятых на учет покупателями, продавцу рекомендуется выставлять корректировочные счета-фактуры на стоимость товаров, возвращенных покупателем, независимо от периода отгрузки товаров, то есть до 1 января 2019 г. или с указанной даты. При этом, если в графе 7 счета-фактуры, к которому составлен корректировочный счет-фактура, указана налоговая ставка 18%, то в графе 7 корректировочного счета-фактуры также указывается налоговая ставка 18%. Таким образом, при наличии технической возможности, в том числе используемого программного продукта, в целях исполнения требований законодательства РФ о налогах и сборах после 1 января 2019 г. допускается указание в кассовом чеке (бланке строгой отчетности) ставки НДС 18% (18/118) по операциям возврата товаров, работ, услуг, реализованных до 1 января 2019 г., зачета полученных до 1 января 2019 г. авансов, кассовых чеков коррекции (бланков строгой отчетности коррекции) в отношении расчетов до 1 января 2019 г.

10. Письмо ФАС России от 24 декабря 2018 г. № СП/106050/18 «О направлении разъяснений по вопросу обзора правоприменительной практики при рассмотрении заявлений, дел антимонопольными органами, а также судебных решений по статье 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ “О защите конкуренции” в случае навязывания доминантом невыгодных условий при заключении договоров» (вступило в силу 24 декабря 2018 г.)

ФАС России названы три основные группы навязываемых условий договоров, невыгодных для контрагентов.

В обзоре содержатся следующие разъяснения, в том числе:

  • существуют основные группы навязываемых условий договора, невыгодных или не относящихся к предмету договора, к которым относятся экономически необоснованные условия договоров, включаемые занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом в договор, условия, не имеющие технологического обоснования, а также условия, ущемляющие законные интересы организаций, которые не соответствуют законодательству;
  • о навязывании невыгодных контрагенту условий договора будет свидетельствовать настаивание занимающей доминирующее положение организации на включении в договор спорных условий под угрозой незаключения договора или прекращения действующего договора, а также прекращение исполнения обязательств по договору;
  • при оценке невыгодности или неотносимости навязываемых условий к предмету договора антимонопольному органу необходимо оценить соответствие таких условий интересам контрагента;
  • комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства следует определиться с вопросом о том, к каким последствиям приводят или могут привести действия (бездействие): к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, либо к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей (за исключением случаев, когда рассматривается дело в отношении субъектов естественных монополий);
  • в случае выявления факта навязывания невыгодных условий договора о подключении (технологическом присоединении) лицам, не осуществляющим предпринимательскую деятельность, такие действия должны быть рассмотрены антимонопольным органом на предмет соответствия ст. 9.21 КоАП РФ.

11. Информационное сообщение Минфина России от 7 декабря 2018 г. № ИС-аудит-25 «О новом законодательстве в области аудиторской деятельности» (вступило в силу 7 декабря 2018 г.)

Минфин России напомнил аудиторам об обязанности передачи в Росфинмониторинг информации о сомнительных сделках.

Изменения в Положение о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2018 г. № 1332, предусматривают распространение требований данного Положения на услуги аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

В связи с этим Минфин России разъяснил, в частности, что обязанность уведомить Росфинмониторинг возникает при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции клиента осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (ОД/ФТ).

Соответствующую информацию необходимо передать в электронной форме в течение 3 рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующей сделки или финансовой операции.

Минфин России также напомнил, что в Информационном письме Росфинмониторинга от 23 ноября 2018 г. № 56 приведены Методические рекомендации, содержащие перечень рисков ОД/ФТ, которые аудитор должен принять во внимание при оказании аудиторских услуг.

Критерии и признаки необычных сделок установлены также приказом Росфинмониторинга от 8 мая 2008 г. № 103.

12. «План деятельности ФНС России на 2019 год» (утвержден Минфином России 4 декабря 2018 г.) (вступил в силу 4 декабря 2018 г.)

ФНС России утвержден план деятельности на 2019 г.

В перечне мероприятий:

  • участие в работе по совершенствованию законодательства РФ о налогах и сборах, в том числе налогового администрирования, налогового контроля, а также в сфере контрольно-надзорных функций, в сфере применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, аккредитации филиалов, представительств иностранных юридических лиц, банкротства, страховых взносов и валютного законодательства;
  • участие в работе по исключению обязанности налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения которых являются доходы и использующих контрольно-кассовую технику, обеспечивающую передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных, при совершении всех операций, в том числе влияющих на исчисление суммы налога, представлять налоговую декларацию;
  • реализация мероприятий по созданию национальной системы прослеживаемости товаров, совершенствованию информационного взаимодействия налоговых и таможенных органов, а также созданию условий, исключающих использование различных схем уклонения от уплаты налоговых и таможенных платежей;
  • осуществление контроля за использованием специальных марок для маркировки табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации;
  • проведение проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
  • рассмотрение заявлений о заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения и проведение проверок исполнения налогоплательщиком ранее заключенных соглашений о ценообразовании.

13. Информация ФНС России «Решение инспекции, вынесенное по результатам налоговой проверки в отношении юридического лица, не затрагивает права бывшего руководителя компании как физического лица» (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.nalog.ru по состоянию на 13 декабря 2018 г.)

Если оспариваемое решение инспекции вынесено в отношении ООО по результатам налоговой проверки, то оно не затрагивает прав и законных интересов бывшего руководителя компании как физического лица и не возлагает на него какие-либо обязанности.

Инспекция провела камеральную проверку уточненной декларации по налогу на прибыль организаций за 2013 г., по итогам которой организации были доначислены налог на прибыль, пени и штраф. Поскольку организация была признана банкротом и находилась в стадии ликвидации, указанная сумма не была ею уплачена в бюджет РФ.

На основании неуплаты доначисленных налогов в крупном размере следственный орган возбудил уголовное дело против бывшего руководителя ООО, по вине которого эта сумма не поступила в бюджет РФ. В результате было вынесено постановление о прекращении уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования по п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. Имея право на судебную защиту, бывший руководитель ООО не стал доказывать незаконность уголовного преследования.

Для взыскания материального ущерба в виде налогов и пени, не уплаченных компанией, прокурор обратился в суд с иском к бывшему руководителю компании, защищая интересы Российской Федерации. Он представил доказательства, подтверждающие вину ответчика, с которыми суд согласился.

Чтобы проверить правомерность доначислений, бывший руководитель ООО обратился в арбитражный суд, требуя признать решение инспекции недействительным. Он посчитал, что оно затрагивает его права и законные интересы как бывшего руководителя ООО.

Суды трех инстанций отказали ему, указав, что для признания решения инспекции незаконным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Поскольку истец обратился в суд как физическое лицо, он не является участником спорных налоговых отношений. Суды подчеркнули, что обратиться в суд может то лицо, права и законные интересы которого непосредственно затрагиваются оспариваемым актом. Следовательно, решение инспекции влечет последствия только для ООО и налогового органа, а само по себе оно непосредственно не касается прав и обязанностей физического лица.

Верховный Суд РФ согласился с указанными доводами и отказал бывшему руководителю ООО в передаче кассационной жалобы для дальнейшего рассмотрения.

14. Информация ФНС России «На сайте ФНС России теперь можно оплатить налоги за третьих лиц» (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.nalog.ru по состоянию на 7 декабря 2018 г.)

Новый сервис ФНС России позволит быстро и правильно подготовить документы для уплаты налога за третье лицо и произвести оплату.

Речь идет о сервисе «Уплата налогов за третьих лиц». Сообщается, что сервис максимально автоматизирован и содержит информационные подсказки, позволяющие корректно заполнить платежку и своевременно уплатить налоги.

Уплата налогов за третье лицо была разрешена иным лицам Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ, внесшим изменения в положения ст. 45 Налогового кодекса РФ. Эта норма расширила права плательщиков, разрешив выполнять налоговые обязательства женам за мужей, детям за родителей и т. п. Юридические лица также могут перечислять налоги со своего счета за другие организации, а руководители вправе погашать налоговые обязательства компании за счет своих средств.

15. Информация ФНС России «О размещении на сайте ФНС России новых сведений, ранее относившихся к налоговой тайне» (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.nalog.ru по состоянию на 3 декабря 2018 г.)

На сайте ФНС России размещены новые наборы сведений об организациях, ранее относившиеся к налоговой тайне.

Перечень сведений, которые не являются налоговой тайной, предусмотрен ст. 102 НК РФ. Федеральным законом от 1 мая 2016 г. № 134-ФЗ данный перечень был расширен.

В соответствии с указанным законом в открытых данных размещена информация о суммах недоимки и задолженности по налогам и сборам организаций, которые образовались до 31 декабря 2017 г. и не были уплачены до 1 октября 2018 г., а также сведения о наличии налоговых правонарушений.

Использование указанной информации позволит налогоплательщикам выбирать надежных партнеров при осуществлении их деятельности.

16. Информация Роструда от 10 декабря 2018 г. «О порядке определения и начисления премиальных выплат» (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.rostrud.ru по состоянию на 11 декабря 2018 г.)

Если работодателем самостоятельно определена система премирования, то он обязан соблюдать закрепленный в ней порядок и условия выплаты премии.

Сообщается, что Трудовой кодекс РФ не устанавливает обязательных требований о наличии у работодателя систем премирования, а также о выплате премии как обязательной ежемесячной премии. Вместе с тем, если работодателем самостоятельно определена система премирования, то он обязан соблюдать закрепленный в ней порядок и условия выплаты премии. Нарушение отдельных положений такого локального нормативного акта может повлечь наступление административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

При начислении премии работодателем могут быть закреплены условия ее полного лишения или снижения ее размера, например в зависимости от наличия дисциплинарного проступка. Установление критериев для лишения премии или снижения ее размера относится к компетенции работодателя, за исключением случаев, когда, например, условия премирования определены в соглашении. Такой же порядок и в отношении установления размеров премии.

17. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 декабря 2018 г. № 43 «О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2011 г. № 21 “О практике применения судами законодательства об исполнении приговора” и от 22 декабря 2015 г. № 58 “О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания”» (вступило в силу 18 декабря 2018 г.)

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, как назначать наказание в виде принудительных работ.

Отмечено, в частности, что принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы лишь в случаях, когда совершено преступление небольшой или средней тяжести либо впервые тяжкое преступление и только когда данный вид наказания наряду с лишением свободы прямо предусмотрен санкцией соответствующей статьи Особенной части УК РФ. В случаях, когда осужденному в силу требований закона не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, принудительные работы также не назначаются.

При постановлении обвинительного приговора суд обязан разрешить вопрос о том, имеются ли основания для замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами. При наличии таких оснований суд должен привести мотивы, по которым пришел к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы и применения положений ст. 53.1 УК РФ. В резолютивной части приговора вначале следует указать на назначение наказания в виде лишения свободы на определенный срок, а затем на замену лишения свободы принудительными работами. При замене лишения свободы принудительными работами наказание, предусмотренное дополнительно к лишению свободы, в том числе и в качестве обязательного, не назначается. Суд, заменив лишение свободы принудительными работами, должен решить вопрос о назначении наказания, предусмотренного санкцией соответствующей статьи Особенной части УК РФ, дополнительно к принудительным работам.

При замене наказания в случае злостного уклонения от его отбывания в порядке исполнения приговора штраф, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы заменяются принудительными работами без предварительной замены лишением свободы. Принудительные работы могут быть также применены при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы. В этих случаях принудительные работы применяются судом независимо от того, предусмотрено ли данное наказание санкцией статьи Особенной части УК РФ, по которой было назначено заменяемое наказание. Данное правило не распространяется на замену штрафа в размере, исчисляемом исходя из величины, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки, назначенного в качестве основного вида наказания.

18. «Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов и международных коммерческих арбитражей» (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 26 декабря 2018 г.) (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.supcourt.ru по состоянию на 26 декабря 2018 г.)

Верховным Судом РФ обобщена практика применения судами положений законодательства РФ об оспаривании решений третейских судов и выдаче исполнительных листов на их принудительное исполнение.

В обзоре содержатся, в частности, следующие выводы:

  • основанием компетенции третейского суда или международного коммерческого арбитража является арбитражное соглашение, наличие которого свидетельствует о волеизъявлении сторон на передачу спора в третейский суд;
  • принятие арбитражного решения о недействительности договора, содержащего арбитражную оговорку, само по себе не влечет недействительность арбитражного соглашения;
  • арбитражная оговорка, включенная до возникновения оснований для предъявления иска в договор займа между микрофинансовой организацией и гражданином, заключенный в потребительских целях, является недействительной;
  • все сомнения в исполнимости арбитражного соглашения, заключенного в соответствии с рекомендациями арбитражного учреждения, на рассмотрение которого передается спор, толкуются в пользу действительности арбитражного соглашения;
  • допускается заключение альтернативного арбитражного соглашения, предусматривающего возможность обратиться за разрешением спора и в суд, и в третейский суд;
  • в случае нарушения принципа независимости и беспристрастности арбитров есть основания к отказу в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;
  • если согласованный сторонами постоянно действующий третейский суд прекратил свое существование, суд не вправе оставить иск стороны соглашения без рассмотрения;
  • споры, вытекающие из публичных правоотношений, не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда;
  • извещение, направленное стороне арбитража, третейского разбирательства по адресу, указанному этой стороной, но не полученное по зависящим от нее причинам, считается доставленным;
  • при рассмотрении спора об оспаривании решения третейского суда суд не вправе пересмотреть решение третейского суда по существу.

19. Обзор практики рассмотрения судами дел о материальной ответственности работника (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 5 декабря 2018 г.) (вступил в силу 5 декабря 2018 г.)

Верховный Суд РФ обобщил практику рассмотрения судами в 2015–2018 гг. споров, связанных с материальной ответственностью работников.

В обзоре содержатся, в частности, следующие выводы из материалов судебной практики:

  • годичный срок для обращения работодателя в суд с иском о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, исчисляется со дня обнаружения такого ущерба;
  • пропуск работодателем без уважительных причин срока обращения в суд, о применении которого заявлено работником, является основанием для отказа судом работодателю в иске о привлечении работника к материальной ответственности;
  • обязанность работника возместить причиненный работодателю ущерб, в том числе в случае заключения между ними соглашения о добровольном возмещении материального ущерба, возникает в связи с трудовыми отношениями, поэтому к этим отношениям подлежат применению нормы ТК РФ, регулирующие материальную ответственность сторон трудового договора;
  • обстоятельства причинения материального ущерба работодателю преступными действиями одного из работников, установленные приговором суда, имеют существенное значение для разрешения спора о правомерности возложения на других работников обязанности по возмещению этого ущерба работодателю;
  • до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку, истребовать от работника (бывшего работника) письменное объяснение для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения, бремя доказывания соблюдения порядка привлечения работника к материальной ответственности законом возложено на работодателя;
  • правила, установленные ТК РФ о снижении размера ущерба, подлежащего взысканию с работника, применяются судом при рассмотрении требований о взыскании с работника причиненного работодателю ущерба не только по заявлению работника, но и по инициативе суда, снижение размера ущерба, подлежащего взысканию с работника, не производится, если ущерб причинен преступлением, совершенным в корыстных целях;
  • работодатель при разрешении спора о возмещении причиненного ему работником материального ущерба в полном размере обязан доказать наличие оснований для возложения на работника материальной ответственности в полном размере причиненного ущерба, необходимым условием привлечения работника к материальной ответственности является наличие у работодателя ущерба, который должен быть подтвержден доказательствами, отвечающими требованиям закона;
  • в случае возникновения ущерба у работодателя вследствие непреодолимой силы материальная ответственность работника исключается;
  • невыполнение требований законодательства о порядке и условиях заключения и исполнения договора о полной индивидуальной материальной ответственности может служить основанием для освобождения работника от обязанности возместить ущерб в полном размере, превышающем средний месячный заработок;
  • включение в трудовые договоры работников условия о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности не освобождает работодателя, предъявившего требование о возложении на работников такой ответственности, от обязанности доказать наличие оснований для заключения с этими работниками договора о коллективной (бригадной) материальной ответственности и соблюдение порядка его заключения;
  • возможность включения в трудовой договор условий, обязывающих работника возместить работодателю затраты, понесенные на его обучение, в случае увольнения работника без уважительных причин до истечения определенного трудовым договором срока предусмотрена ТК РФ и не снижает уровень гарантий работника по сравнению с установленными трудовым законодательством;
  • командировочные расходы работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, не включаются в затраты, понесенные работодателем на обучение работника, и не подлежат возмещению работником работодателю в случае увольнения работника без уважительных причин до истечения срока, обусловленного соглашением об обучении;
  • дела по спорам о материальной ответственности работника за ущерб, причиненный работодателю, не относятся к подсудности мирового судьи;
  • условие трудового договора о подсудности споров между сторонами трудового договора о взыскании с работника материального ущерба по месту нахождения работодателя не подлежит применению как снижающее уровень гарантий работников.

Источник: consultant.ru

Рассказать:
Другие мнения
Татаринов Александр
Татаринов Александр
Партнер консалтинговой группы G3
Градостроительный кодекс РФ: обзор ключевых изменений
Градостроительное право
Большинство новелл направлены на смягчение административных барьеров и упрощение процедур
16 Сентября 2019
Голенев Вячеслав
Голенев Вячеслав
Адвокат АП Г. Москвы, партнер КА\5, руководитель практики «Арбитражное, налоговое и банкротное право»
Ответственность за использование Telegram
Интернет-право
О правовом статусе правообладателя интернет-сервиса и его пользователях
16 Сентября 2019
Кузнецов Анатолий
Кузнецов Анатолий
Адвокат АК «Бородин и Партнеры»
Водителей, действительно не заметивших ДТП, предлагается пусть не строго, но наказывать
Производство по делам об административных правонарушениях
Разве это правильно?
05 Сентября 2019
Ахундзянов Сергей
Ахундзянов Сергей
Председатель президиума Московской коллегии адвокатов «РОСАР»
Ввести учреждения ФСИН в информационное общество
Уголовно-исполнительное право
О необходимости разрешить адвокату использовать цифровую технику в следственном изоляторе
02 Сентября 2019
Андреев Андрей
Андреев Андрей
Адвокат, управляющий партнер юридического бюро «U&Partners»
Инициатива ради инициативы
Уголовное право и процесс
Можно ли победить коррупцию с помощью конфискации
30 Августа 2019
Хырхырьян Максим
Хырхырьян Максим
Адвокат, член Совета АП Ростовской области
В фокусе Конституционного Суда
Конституционное право
Обзор общеобязательных правовых позиций КС РФ, касающихся судопроизводства с участием присяжных заседателей
30 Августа 2019