×
Чупров Анатолий
Чупров Анатолий
Помощник адвоката в МКА «ГРАД»

1. Федеральный закон от 23 мая 2018 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в статью 327 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 1 и 3 Федерального закона “О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации”» (Вступил в силу 1 июня 2018 г.)

Уточнены положения Гражданского кодекса РФ о выполнении нотариусом функций эскроу-агента.

Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 212-ФЗ ч. 2 Гражданского кодекса РФ была дополнена новой гл. 47.1 «Условное депонирование (эскроу)», которая предусматривает выполнение нотариусом функций эскроу-агента.

С целью реализации данного Закона внесенными в ГК РФ поправками предусмотрено, что в случае передачи нотариусу на депонирование движимых вещей (включая наличные деньги, документарные ценные бумаги и документы), безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг на основании совместного заявления кредитора и должника к таким отношениям подлежат применению правила о договоре условного депонирования (эскроу), поскольку иное не предусмотрено законодательством о нотариате и нотариальной деятельности. Одновременно признана утратившей силу норма ГК РФ о возможности заключения соглашения между кредитором и должником, предусматривающего обязанность должника исполнить обязательство по передаче денег или ценных бумаг путем внесения долга в депозит нотариуса.

Кроме того, уточнены порядок составления и нотариального удостоверения завещания, условия которого предусматривают создание наследственного фонда, а также порядок действий нотариуса, ведущего наследственное дело, после смерти завещателя.

2. Федеральный закон от 23 мая 2018 г. № 116-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (Вступил в силу 3 июня 2018 г.)

В Гражданский кодекс РФ внесены поправки юридико-технического характера.

В частности:

  • признан утратившим силу п. 4 ст. 64 ГК РФ как дублирующий положения ст. 64.1 ГК РФ;
  • уточнены нормы ст. 160 ГК РФ, касающиеся порядка совершения и удостоверения доверенностей, а именно предусмотрено, что при совершении доверенностей, указанных в п. 3 ст. 185.1 ГК РФ, подпись того, кто подписывает доверенность, может быть удостоверена также организацией, где работает гражданин, который не может собственноручно подписаться, или администрацией медицинской организации, в которой он находится на лечении в стационарных условиях;
  • внесен ряд иных изменений.

3. Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2018 г. № 530 «О внесении изменения в подпункт “б” пункта 10 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (Вступило в силу 11 мая 2018 г.)

Актуализированы основания для проведения внеплановой проверки работодателей.

Поправки внесены в связи с принятием Федерального закона от 31 декабря 2017 г. № 502-ФЗ «О внесении изменений в статью 360 Трудового кодекса Российской Федерации», которым расширены основания для проведения внеплановой проверки, которым предусмотрено новое основание для внеплановой проверки – поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профсоюзов, из СМИ о фактах уклонения от оформления трудового договора, его ненадлежащего оформления или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 7 ст. 360 ТК РФ).

4. Приказ ФНС России от 6 марта 2018 г. № ММВ-7-17/123@ «Об утверждении формата странового отчета международной группы компаний по государствам (территориям), налоговыми резидентами которых являются участники международной группы компаний, порядка его заполнения и представления в электронной форме» (Зарегистрирован в Минюсте России 7 мая 2018 г. № 50994, вступил в силу 19 мая 2018 г.)

ФНС России утвердила формат странового отчета, представляемого налогоплательщиками – участниками международных групп компаний в электронной форме.

Согласно ст. 105.16-3 НК РФ, страновой отчет международной группы компаний по государствам (территориям), налоговыми резидентами которых являются участники международной группы компаний, должен заполняться налогоплательщиком, являющимся участником международной группы компаний (за исключением иностранных организаций, получающих только доходы, указанные в ст. 309 НК РФ). В состав отчета включаются общие сведения об отчете, сведения об участнике международной группы, представившем отчет, сведения о деятельности участников международной группы в государствах (на территориях).

Страновой отчет представляется в ФНС России в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи. Отчет считается принятым ФНС России, если налогоплательщику поступила квитанция о приеме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа, в котором налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения или по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.

5. Приказ Минфина России от 29 марта 2018 г. № 60н «Об утверждении Порядка заключения соглашения о ценообразовании для целей налогообложения в отношении внешнеторговой сделки, хотя бы одна сторона которой является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, с участием уполномоченного органа исполнительной власти такого иностранного государства» (Зарегистрирован в Минюсте России 3 мая 2018 г. № 50957, вступил в силу 3 июня 2018 г.)

Установлена процедура заключения между ФНС России и российской организацией-налогоплательщиком соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговых сделок.

Целями заключения таких соглашений являются в числе прочего:

  • обеспечение экономически обоснованного и справедливого распределения налоговой базы между РФ и иностранным государством;
  • устранение двойного налогообложения;
  • устранение неопределенности и обеспечение предсказуемости порядка налогообложения внешнеторговых сделок;
  • предупреждение неуплаты или неполной уплаты налогов.

Утвержденный Порядок включает в себя следующие этапы: предварительное обсуждение соглашения, подача налогоплательщиком заявления о заключении соглашения, рассмотрение заявления, проведение переговоров с компетентным органом иностранного государства, заключение соглашения и его реализация.

В приложениях приводятся формы необходимых заявлений.

6. Письмо ФНС России от 4 апреля 2018 г. № ОА-4-17/6361@ «О вступлении в силу федеральных законов от 5 февраля 2018 г. № 8-ФЗ и 7 марта 2018 г. № 44-ФЗ» (Вступило в силу 4 апреля 2018 г.)

ФНС России информирует об изменениях в действующем законодательстве по вопросам выплаты гражданам РФ заработной платы в иностранной валюте.

Сообщается, в частности, следующее.

18 марта 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 7 марта 2018 г. № 44-ФЗ «О внесении изменений в статьи 9 и 12 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле”» (далее – Закон № 44-ФЗ), подготовленный в целях обеспечения возможности получения выполняющими свои обязанности за пределами территории РФ физическими лицами – резидентами выплат в иностранной валюте по заключенным с резидентами-работодателями трудовым договорам (служебным контрактам) путем перечисления на счета (вклады), открытые таким физическим лицам – резидентам в уполномоченных банках на территории РФ, а также выплаты заработной платы в иностранной валюте сотрудникам филиалов юридических лиц – резидентов, находящихся за пределами территории РФ, через счета таких филиалов, открытые в банках за рубежом.

Положениями Закона № 44-ФЗ ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) дополнена п. 26, предоставляющим возможность осуществления операции по выплате находящимся за пределами территории РФ гражданам РФ заработной платы и иных выплат, связанных с выполнением ими за пределами территории РФ своих трудовых обязанностей по трудовым договорам, заключенным с юридическими лицами – резидентами, в иностранной валюте.

При этом согласно абз. 1 ч. 5 ст. 12 Закона № 173-ФЗ (в редакции Закона № 44-ФЗ) сумма указанной выплаты может быть зачислена на счета резидентов – физических лиц, открытые в банках за пределами территории РФ.

Также Законом № 44-ФЗ внесено изменение в п. 2 и 3 ч. 6.1 ст. 12 Закона № 173-ФЗ, согласно которому разрешено осуществление валютных операций по выплате заработной платы в иностранной валюте сотрудникам филиалов юридических лиц – резидентов, находящихся за пределами территории РФ, а также по оплате и (или) возмещению расходов, связанных с командированием указанных сотрудников на территорию страны местонахождения филиалов и за ее пределы, за исключением территории РФ, через счета таких филиалов, открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ. Ранее осуществление указанной валютной операции было разрешено только в отношении сотрудников представительств юридических лиц – резидентов.

ФНС России также напомнила, что Федеральным законом от 5 февраля 2018 г. № 8-ФЗ «О внесении изменения в статью 131 Трудового кодекса Российской Федерации», вступившим в силу 16 февраля 2018 г., в положения ТК РФ внесено изменение, согласно которому в случаях, предусмотренных валютным законодательством РФ, выплата заработной платы может производиться в иностранной валюте.

7. Письмом от 17 мая 2018 г. № 04-04-4/48-СМИ Росстат направил Разъяснения по вопросам предоставления респондентами статистической отчетности (Вступило в силу 17 мая 2018 г.)

Мосгорстат обратился с просьбой к респондентам не заменять не заполненный значениями показателей отчет информационными письмами.

Данная мера направлена на минимизацию временны́х затрат на контроль за полнотой сбора отчетности при жестких сроках сбора и обработки первичных статистических данных.

При этом отмечается, что действия респондентов при направлении отчета с нулевыми показателями или информационного письма об отсутствии показателей в адрес территориального органа Росстата законны и респондент не может быть привлечен к административной ответственности.

8. Информационное сообщение Минфина России от 25 апреля 2018 г. № ИС-аудит-22 «О требованиях к аудиторам в отношении противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.minfin.ru по состоянию на 26 апреля 2018 г.)

Аудиторы обязаны сообщать в Росфинмониторинг о подозрительных операциях клиентов.

Аудитор при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязан уведомить об этом Росфинмониторинг.

Формат предоставления информации определен Инструкцией, утвержденной Приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. № 110.

Отмечено, что факт уведомления аудитором Росфинмониторинга не является нарушением аудиторской тайны и не подлежит разглашению аудитором.

Для взаимодействия с Росфинмониторингом, а также реализации своих прав и обязанностей аудитор должен использовать информационный ресурс – личный кабинет на официальном интернет-сайте Росфинмониторинга.

9. Рекомендации по исполнению лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утверждены Росфинмониторингом 25 апреля 2018 г.) (Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.fedsfm.ru/ по состоянию на 23 мая 2018 г.)

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, даны рекомендации по соблюдению требований законодательства в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Указанные лица, которые готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента сделки с недвижимым имуществом, управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг, привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими, создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций, обязаны принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В связи с этим им необходимо:

  • разработать правила внутреннего контроля (ПВК);
  • назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля;
  • осуществлять идентификацию клиента (лицо, находящееся на обслуживании);
  • документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации ПВК, и сохранять ее конфиденциальный характер;
  • уведомлять Росфинмониторинг о подозрительных операциях не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем их выявления в соответствии с приведенным порядком;
  • хранить полученные документы и сведения не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом.

В целях выявления среди своих клиентов лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также организации работы по представлению в Росфинмониторинг сведений о подозрительных операциях необходимо подключиться к Личному кабинету.

11. Рекомендации по исполнению лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг, требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утверждены Росфинмониторингом 25 апреля 2018 г.) (Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.fedsfm.ru/ по состоянию на 23 мая 2018 г.)

Лица, оказывающие юридические услуги, обязаны принимать меры, направленные на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Речь идет о лицах, которые готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента сделки с недвижимым имуществом, управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг, привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими, создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

Так, в частности, лица, оказывающие юридические (в документе ошибка) услуги, обязаны в том числе:

  • разработать правила внутреннего контроля (при разработке правил рекомендуется руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2012 г. № 667);
  • назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля;
  • идентифицировать клиента;
  • при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, необходимо уведомить об этом Росфинмониторинг не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующей операции или сделки.

Лица, оказывающие юридические услуги, предоставляют в Росфинмониторинг информацию о подозрительных операциях в виде формализованных электронных сообщений (ФЭС). Подготовка ФЭС осуществляется с помощью интерактивных форм, размещенных в личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга в сети «Интернет» по адресу: www.fedsfm.ru. Порядок подключения к личному кабинету изложен в информационном сообщении Росфинмониторинга от 26 января 2018 г.

Кроме того, сообщается, что лицам, оказывающим юридические услуги, целесообразно участвовать в добровольном сотрудничестве с Росфинмониторингом путем заполнения опросных листов, анкет в личных кабинетах.

12. Письмо ФНС России от 24 апреля 2018 г. №БС-4-21/7840@ «О применении налоговой льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренной п. 21 ст. 381 Налогового кодекса РФ, в отношении нежилых зданий, строений, сооружений» (Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.nalog.ru по состоянию на 10 мая 2018 г.)

ФНС России направила сотрудникам налоговых органов Определение Верховного Суда РФ от 17 апреля 2018 г. № 305-КГ18-501, в котором содержится вывод, что применение энергетических паспортов для определения классов энергетической эффективности нежилых зданий является правомерным.

Наличие у налогоплательщика паспорта на торгово-административное здание, устанавливающего высокий класс его энергоэффективности, не является основанием для применения льготы по налогу на имущество.

Налогоплательщик использовал льготу, предусматривающую освобождение от налогообложения вновь введенного объекта недвижимости (торгово-административного здания), имеющего высокий класс энергоэффективности, определяемый согласно законодательству РФ.

Суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что принадлежащее налогоплательщику здание соответствует требованиям, установленным в НК РФ, поскольку у налогоплательщика имеется энергетический паспорт на здание.

Суд кассационной инстанции отменил решения нижестоящих судов, так как критерии для определения классов энергетической эффективности нежилых зданий отсутствуют (Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» класс энергетической эффективности установлен лишь для товаров и многоквартирных домов). В связи с этим указанная льгота к нежилым зданиям не применима.

13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 мая 2018 г. № 10 «О практике применения судами положений части 6 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации» (Постановление Пленума Верховного Суда РФ вступило в силу 15 мая 2018 г.)

Верховный Суд РФ разъяснил, как правильно применять норму УК РФ об изменении категории преступления на менее тяжкую.

Внимание судов обращено на то, что изменение категории преступления на менее тяжкую (ч. 6 ст. 15 УК РФ) позволяет обеспечить индивидуализацию ответственности осужденного за содеянное и является реализацией принципов справедливости и гуманизма.

Изменение категории преступления на менее тяжкую улучшает правовое положение осужденного, поскольку влияет, в частности, на назначение осужденному к лишению свободы вида исправительного учреждения, назначение наказания по совокупности преступлений, назначение условного осуждения, отмену или сохранение условного осуждения и др.

При наличии одного или нескольких смягчающих наказание обстоятельств и при отсутствии отягчающих наказание обстоятельств суд, назначив за совершение преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления наказание, решает вопрос о возможности изменения категории преступления на менее тяжкую, но не более чем на одну категорию преступления с учетом фактических обстоятельств преступления и степени его общественной опасности.

Разрешая данный вопрос, суд принимает во внимание способ совершения преступления, степень реализации преступных намерений, роль подсудимого в преступлении, совершенном в соучастии, вид умысла либо вид неосторожности, мотив, цель совершения деяния, характер и размер наступивших последствий, а также другие фактические обстоятельства преступления, влияющие на степень его общественной опасности. Вывод о наличии оснований для применения положений ч. 6 ст. 15 УК РФ может быть сделан судом, если фактические обстоятельства совершенного преступления свидетельствуют о меньшей степени его общественной опасности.

Если подсудимый обвиняется в совершении нескольких преступлений, то суд при постановлении приговора разрешает вопрос о возможности применения положений ч. 6 ст. 15 УК РФ по каждому из входящих в совокупность преступлений в отдельности, а если в совершении преступления (преступлений) обвиняются несколько подсудимых – в отношении каждого подсудимого в отдельности.

Применение положений ч. 6 ст. 15 УК РФ не влияет на юридическую оценку деяния, в том числе приготовления к совершению конкретного тяжкого или особо тяжкого преступления, а равно не влечет правовых последствий для лиц, в отношении которых решение об изменении категории преступления не принималось. В частности, изменение судом категории преступления с особо тяжкого на тяжкое преступление не исключает уголовной ответственности другого лица за заранее не обещанное укрывательство особо тяжкого преступления.

14. Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 16 мая 2018 г.) (Вступил в силу 16 мая 2018 г.)

Верховным Судом РФ обобщена практика судов по вопросам заключения, изменения, расторжения и исполнения договоров, связанных с закупками отдельными видами юридических лиц.

Пояснено, в частности, что при разрешении споров, вытекающих из заключенных договоров, судами должны применяться нормы о закупках, толкуемые во взаимосвязи с положениями ГК РФ, а при отсутствии специальных норм – непосредственно нормами ГК РФ. В рамках применения указанных норм судам также необходимо учитывать содержащиеся в Федеральном законе от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках отдельными видами юридических лиц) принципы осуществления закупочной деятельности и особенности заключения, изменения, расторжения и исполнения отдельных видов договоров.

Верховным Судом РФ выработаны следующие правовые позиции, в частности:

  • для целей информационного обеспечения закупки в документации о закупке должны содержаться достаточные сведения, в том числе об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение;
  • при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектная документация подлежит размещению в составе документации о закупке;
  • установление требований о выполнении контракта лично, без привлечения субподрядчиков, отвечающих потребностям и интересам заказчика, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки;
  • изменение договора, заключенного по правилам Закона о закупках отдельными видами юридических лиц, которое повлияет на его условия по сравнению с условиями документации о закупке, имевшими существенное значение для формирования заявок, определения победителя, цены договора, не допускается;
  • несоразмерность мер, установленных для заказчика в предписании антимонопольного органа, может служить основанием для вывода о незаконности предписания и признания его недействительным;
  • в случае противоречия между содержанием положения о закупке и документации о закупке применению подлежит положение о закупке.

Источник: consultant.ru

Рассказать:
Другие мнения
Коршунов Кирилл
Коршунов Кирилл
Адвокат АБ «Линия права»
Законопроекты о новых реестрах требуют доработки
Гражданское право и процесс
Несмотря на актуальность предлагаемых нововведений, их практическая значимость пока сомнительна
31 Марта 2020
Ершов Игорь
Ершов Игорь
Руководитель арбитражной практики АБ «Халимон и партнеры»
Что осталось «за бортом» регулирования
Гражданское право и процесс
Проект положения о возмещении убытков правообладателям недвижимости: вопросов больше, чем ответов
30 Марта 2020
Чертков Александр
Чертков Александр
Главный научный сотрудник Центра исследований проблем территориального управления и самоуправления Московского государственного областного университета, д.ю.н.
Публичная власть в обновленной Конституции
Конституционное право
Тандему государственной и муниципальной властей необходим триумвират с властью гражданского общества
26 Марта 2020
Делов Вадим
Делов Вадим
Адвокат КА НСО «Полковников, Тарасюк и партнёры»
В режиме повышенной готовности
Медицинское право
Достаточность мер борьбы с коронавирусом может быть оценена ретроспективно, но избыточными их назвать нельзя
20 Марта 2020
Кряжкова Ольга
Кряжкова Ольга
Член Экспертного совета ИППП
Модель конституционного правосудия ожидают кардинальные изменения
Конституционное право
Какие риски несет системный пересмотр законов о судебной системе
19 Марта 2020
Гаджиев Яков
Гаджиев Яков
Адвокат КА «Юков и партнеры», к.ю.н.
Уголовный проступок – панацея от последствий судимости?
Уголовное право и процесс
Поправки в УК и УПК рискуют так и остаться «на бумаге» из-за невозможности реализации
18 Марта 2020