×

Важное за сентябрь

Новые постановления Правительства РФ, подзаконные акты, акты высших судов в сфере гражданского, административного и налогового законодательства, арбитражного процесса
Чупров Анатолий
Чупров Анатолий
Помощник адвоката в МКА «ГРАД»

1. Постановление Правительства РФ от 7 сентября 2018 г. № 1065 «О Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности» (вступило в силу 19 сентября 2018 г.)

Развитием цифровой экономики будет заниматься преобразованная Правительственная комиссия по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

Согласно настоящему постановлению Правительственная комиссия по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности преобразована в Правительственную комиссию по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (далее – Комиссия).

В перечне основных задач Комиссии в числе прочего:

  • определение приоритетных направлений, форм и методов государственного регулирования в целях развития цифровой экономики;
  • расширение использования информационных технологий для повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг, предоставляемых гражданам и организациям;
  • обеспечение безопасности жизнедеятельности за счет активного внедрения информационных технологий;
  • развитие технологий, подготовки квалифицированных кадров в сфере информационных технологий.

Комиссию возглавляет председатель комиссии – Председатель Правительства РФ, который руководит ее деятельностью и несет ответственность за выполнение возложенных на Комиссию задач.

Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Настоящим постановлением, кроме того, упраздняется Правительственная комиссия по связи, образованная Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2013 г. № 220 «О реорганизации Правительственной комиссии по транспорту и связи и об образовании Правительственной комиссии по транспорту и Правительственной комиссии по связи».

2. Постановление Правительства РФ от 7 сентября 2018 г. № 1067 «О внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции» (вступило в силу 19 сентября 2018 г.)

Внесены уточнения в порядок осуществления деятельности Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции.

Установлено, что указанная комиссия принимает участие также в разработке и реализации мер, направленных на нормативное обеспечение улучшения условий предпринимательской деятельности.

Кроме того, определено, что Минэкономразвития России осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности, в том числе подкомиссии по обеспечению устойчивого развития российской экономики, включая подготовку проектов документов комиссии и справочных материалов.

3. Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2018 г. № 1078 «О Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России и внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации» (вступило в силу 19 сентября 2018 г.) 

При Правительстве РФ образована комиссия по модернизации экономики и инновационному развитию России.

Комиссия является постоянно действующим координационным органом, в перечне основных задач которого:

  • определение основных направлений и механизмов модернизации экономики и инновационного развития Российской Федерации, включая выработку мер государственной поддержки в данной сфере деятельности;
  • определение приоритетных направлений, форм и методов государственного регулирования в целях модернизации экономики и инновационного развития Российской Федерации;
  • обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций по вопросам модернизации экономики.

Состав Комиссии утверждается Правительством РФ.

Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Аппарат Правительства РФ. 

4. Приказ Минэкономразвития России от 1 августа 2018 г. № 411 «Об утверждении типовых уставов, на основании которых могут действовать общества с ограниченной ответственностью» (Зарегистрирован в Минюсте России 21 сентября 2018 г. № 52201) (вступит в силу 24 июня 2019 г.)

Минэкономразвития России утверждены типовые уставы, на основании которых могут действовать ООО.

В уставах закреплены:

  • права и обязанности участников общества, порядок перехода доли (части доли) участника в уставном капитале общества к другому лицу;
  • возможность выхода участника из ООО;
  • порядок организации управления обществом;
  • порядок хранения документов общества и порядок предоставления информации участникам общества и другим лицам;
  • регламентация правил осуществления сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
  • правила реорганизации и ликвидации общества.

Приказ вступает в силу по истечении девяти месяцев со дня его официального опубликования. 

5. Приказ Минюста России от 16 августа 2018 г. № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» (Зарегистрирован в Минюсте России 5 сентября 2018 г. № 52073) (вступил в силу 17 сентября 2018 г.) 

Обновлены формы отчетности для некоммерческих организаций.

Настоящим приказом утверждены:

  • формы отчетов о деятельности некоммерческой организации, персональном составе руководящих органов, а также о целях расходования денежных средств и иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников;
  • форма отчета об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании;
  • форма отчетности о деятельности религиозной организации, персональном составе руководящих органов, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных и международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, об их фактическом расходовании (использовании);
  • формы отчетов структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации об объеме получаемых данным структурным подразделением денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, о предполагаемых для осуществления на территории Российской Федерации программах, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и об использовании предоставленного им иного имущества.

Утратившим силу признается Приказ Минюста России от 29 марта 2010 г. № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

6. Письмо Минюста России от 12 июля 2018 г. № 12-92646/18 «По вопросу предоставления органами ЗАГС сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния по запросам арбитражных управляющих» (вступило в силу 12 июля 2018 г.)

С 1 октября 2018 г. органами ЗАГС не будут предоставляться сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния по запросам арбитражных управляющих.

Сообщается, что с 1 октября 2018 г. предусмотрено введение в действие Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС). В связи с этим федеральным законодательством также предусмотрено изменение порядка предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния.

В частности, орган ЗАГС будет сообщать сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (его территориального органа), федерального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах (его территориального органа), Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации либо уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации.

В настоящее время органы ЗАГС в данном вопросе руководствуются ст. 12 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» (утратила силу с 1 октября 2018 г.), предусматривающей, что орган ЗАГС сообщает сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросам уполномоченных органов и должностных лиц также и в других случаях, установленных федеральными законами. Так, сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния сообщаются органами ЗАГС по запросам арбитражных управляющих, направляемым в соответствии со ст. 20.3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

В то же время с 1 октября 2018 г. внесение изменений в состав и способы предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, об исправлении или изменении записей актов гражданского состояния и изменение перечня органов и организаций, которым предоставляются указанные сведения, могут осуществляться только посредством внесения изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния». 

7. Письмо ФАС России от 19 сентября 2018 г. № РП/75002/18 «О применении ч. 1 ст. 19 Федерального закона “О рекламе” в части разъяснения понятия “Иные технические средства стабильного территориального размещения”» (вступило в силу 19 сентября 2018 г.)

ФАС России даны разъяснения по вопросу распространения наружной рекламы с использованием «иных технических средств стабильного территориального размещения».

Согласно Федеральному закону «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением установленных данным Законом требований.

По мнению ФАС России, к «иным техническим средствам стабильного территориального размещения» следует относить любые конструкции, предназначенные для распространения рекламы, которые размещены стационарно, прочно связаны с землей, зданиями, строениями и сооружениями (с объектами недвижимого имущества) и не предназначены для перемещения (то есть любые конструкции, прочно (стабильно, стационарно) связанные с объектом недвижимого имущества таким образом, что такая связь делает невозможным монтаж/демонтаж конструкции без использования специальных машин, механизмов, инструментов и т.п.).

8. Письмо ФАС России от 25 сентября 2018 г. № РП/76842/18 «О рекламе на платежных документах» (при применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер, является разъяснением по конкретному запросу, актуален на дату издания)

Размещенные на платежных документах справочно-информационные сведения и реклама на отдельном носителе, вложенная в конверт с квитанцией на оплату ЖКУ, не могут рассматриваться как нарушение законодательства о рекламе.

ФАС России напоминает, что в соответствии с ч. 10.3 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. При этом положения данной статьи не распространяются на социальную рекламу и справочно-информационные услуги.

Под социальной рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Справочно-информационные сведения не относятся к рекламе в том числе в связи с отсутствием в них объекта рекламирования, к которому формируется интерес потребителей в целях продвижения его на рынке.

При выявлении нарушений законодательства о рекламе ФАС России привлекает виновных лиц к ответственности, при этом отмечается, что, если реклама вложена в конверт с квитанцией на оплату коммунальных услуг и представляет собой отдельный носитель, инструментально не прикрепленный к самой квитанции, ее распространение указанным способом не может рассматриваться как нарушение Федерального закона «О рекламе».

9. Информационное письмо Минфина России от 31 августа 2018 г. № 24-00-09/62461 «Об открытии специальных счетов» (вступило в силу 31 августа 2018 г.)

Минфин России сообщает, что участники госзакупок в электронной форме могут приступать к открытию специальных счетов в банках.

Минфин России напоминает, что в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ. Каждый оператор электронной площадки должен заключить соглашение о взаимодействии с каждым из уполномоченных банков. Банк вправе открывать специальные счета участникам закупок только после заключения соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронной площадки.

Минфин России сообщает, что представителями банков и операторов электронных площадок подтверждено наличие заключенных соглашений между всеми операторами электронных площадок и всеми уполномоченными банками. Таким образом, уполномоченные банки, перечень которых утвержден Распоряжением Правительства РФ от 12 июля 2018 г. № 1447-р, вправе вести деятельность по открытию специальных счетов участникам закупок с целью обеспечения участия в закупках, а участники закупок, в свою очередь, могут начинать работу по открытию специальных счетов.

Также сообщается, что в случае, если у участника закупки открыт банковский счет в одном или нескольких уполномоченных банках, такой имеющийся счет должен быть наделен статусом специального счета путем заключения дополнительного соглашения между участником закупки и банком.

10. Письмо Казначейства России от 3 августа 2018 г. № 07-05-04/16453 «О направлении информации» (при применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер, является разъяснением по конкретному запросу, актуален на дату издания)

Федеральное казначейство разъяснило некоторые вопросы, касающиеся работы с невыясненными поступлениями.

Сообщается, в частности, что информация о невыясненных поступлениях находится в открытом доступе и размещена на официальном сайте Федерального казначейства www.roskazna.ru в разделе «Исполнение бюджетов», подразделе «Федеральный бюджет», вид отчета – годовой/ежеквартальный, финансовый период – 2017 г./2018 г.

Указаны наиболее частые причины отнесения платежей на невыясненные поступления (в том числе отсутствие или некорректное указание в реквизитах расчетного документа «ИНН» и «КПП» получателя значения «ИНН» и «КПП» администратора доходов бюджета).

В случае необходимости возврата или уточнения платежей в бюджет плательщику необходимо обращаться к администратору доходов бюджета с письменным заявлением.

11. Письмо ФНС России от 19 сентября 2018 г. № БС-4-11/18298@ «Об определении базы для исчисления страховых взносов в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования» (вступило в силу 19 сентября 2018 г.)

Разъяснены особенности определения базы для исчисления страховых взносов в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования.

Сообщается, в частности, что исходя из положений п. 9 и 11 ст. 50 Налогового кодекса РФ, при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате страховых взносов признается вновь возникшее юридическое лицо.

В соответствии с положениями п. 3.5 ст. 55 Налогового кодекса РФ при создании организации первым расчетным периодом для такой организации является период времени со дня создания организации до конца календарного года, в котором создана организация.

База для исчисления страховых взносов не является предметом передачи правопреемнику прав и обязанностей согласно процедуре, предусмотренной п. 1 ст. 59 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, при реорганизации юридического лица в форме преобразования расчетным периодом для вновь возникшей организации является период со дня создания до окончания календарного года и соответственно при определении базы для начисления страховых взносов данная организация не вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации.

При этом у вновь созданной организации в базу для начисления страховых взносов включаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников, начиная со дня создания этой организации, то есть со дня ее государственной регистрации.

12. Письмо ФНС России от 24 сентября 2018 г. № БС-4-21/18577@ «О направлении копии Определения Верховного Суда Российской Федерации от 20 сентября 2018 г. № 305-КГ18-9064» (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.nalog.ru по состоянию на 27 сентября 2018 г.)

Законодательство о налогах и сборах связывает обязанность по исчислению и уплате налога на имущество организаций с наличием у налогоплательщика реально существующих объектов недвижимости, признаваемых объектами основных средств.

ФНС России, в целях администрирования налога на имущество организаций в отношении ликвидированных в связи со сносом объектов недвижимости, налоговая база в отношении которых определялась в соответствии с п. 2 ст. 375 Налогового кодекса РФ, направила для сведения и руководства в работе копию Определения Верховного Суда РФ от 20 сентября 2018 г. № 305-КГ18-9064 по делу № А40-154449/2017.

В названном Определении Верховный Суд РФ указал, в частности, следующее.

Согласно ст. 373 НК РФ плательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Статьей 374 НК РФ предусмотрено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Положения ст. 378.2 (кроме подп. 4 п. 1) и 382 НК РФ, предусматривающие особенности обложения налогом недвижимости, в отношении которой налоговая база определяется как ее кадастровая стоимость, не устанавливают иных признаков объекта налогообложения по сравнению с тем, как они определены ст. 374 НК РФ.

Следовательно, законодательство о налогах и сборах связывает обязанность по исчислению и уплате налога на имущество организаций с наличием у налогоплательщика реально существующих объектов недвижимости, способных приносить экономические выгоды его владельцу и потому признаваемых частью активов налогоплательщика – объектами основных средств.

Уплата налога со стоимости недвижимости выступает в этом случае одной из составляющих бремени содержания имущества, которое лежит на собственнике, а само по себе наличие в государственном кадастровом учете сведений об объекте недвижимости и его принадлежности налогоплательщику не может служить основанием для взимания налога при отсутствии облагаемого имущества в действительности.

Право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи. На основании п. 1 ст. 235 ГК РФ и с учетом разъяснений, данных в п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в случае сноса объекта недвижимости право собственности на него прекращается по факту уничтожения (утраты физических свойств) имущества.

Исключение из государственного кадастра сведений об учтенном объекте недвижимости лишь подтверждает факт прекращения существования объекта. 

13. Письмо ФНС России от 7 сентября 2018 г. № СА-4-7/17429 «О страховых взносах» (вступило в силу 7 сентября 2018 г.)

За неуплату авансовых платежей по страховым взносам плательщик не может быть привлечен к ответственности.

Статья 122 НК РФ предусматривает ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов) и (или) других неправомерных действий (бездействия).

При этом обращено внимание на разъяснения ВАС РФ, содержащиеся в п. 16 Информационного письма от 17 марта 2003 г. № 71. В частности, было указано, что в случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по какому-либо налогу с налогоплательщика не может быть взыскан штраф, предусмотренный ст. 122 НК РФ.

Поскольку правила, предусмотренные в отношении налогов, применяются также в отношении порядка уплаты страховых взносов (п. 7 ст. 58 НК РФ), сообщается, что нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей по страховым взносам не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности по ст. 122 НК РФ.

14. Информация ФНС России «О налогообложении денежных средств, выведенных за рубеж» (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.nalog.ru по состоянию на 18 сентября 2018 г.)

Налоговая инспекция доказала безвозмездность перечисленных иностранной компании денежных средств и правомерно доначислила обществу налог.

Инспекция в ходе проверки российской организации получила сведения от налоговой службы Канады в рамках соглашения «Об обмене информацией», что иностранная компания является фирмой-однодневкой, у которой отсутствуют активы и доходы, а весь документооборот, который она вела с российской организацией, формален.

В связи с этим были сделаны следующие выводы:

  • российская организация неправомерно отнесла затраты по хозяйственным операциям с иностранной компанией в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль;
  • безвозмездно полученные иностранной компанией денежные средства являются ее пассивным доходом, который подлежит обложению налогом в Российской Федерации.

Следует отметить, что суды апелляционной и кассационной инстанций поддержали российскую организацию, посчитав, что признание сделки притворной не означает, что денежные средства были перечислены иностранной компании безвозмездно.

Однако Верховный Суд РФ в Определении от 7 сентября 2018 г. № 309-КГ18-6366 указал, что выплаченные иностранной компании денежные средства, при отсутствии иных доказательств, объясняющих природу платежа, по факту представляли собой часть имущества (капитала) общества, связанного по источнику своего образования с территорией РФ, распределенного в пользу иностранной компании с ее ведома и на безвозвратной основе, то есть была осуществлена выплата пассивного дохода.

Также Верховный Суд отметил, что налогообложение рассматриваемого пассивного дохода соответствует п. 2 ст. 21 соглашения, согласно которому другие доходы, не упомянутые в предыдущих его статьях, могут облагаться налогами в том государстве, где они возникают. Применение ст. 7 соглашения в данном случае неверно, поскольку она посвящена налогообложению доходов, полученных от обычной (активной) предпринимательской деятельности.

15. Информация ФНС России «Об оформлении результатов дополнительных мероприятий налогового контроля» (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.nalog.ru по состоянию на 3 сентября 2018 г.)

С 3 сентября 2018 г. результаты дополнительных мероприятий налогового контроля оформляются отдельным документом.

По результатам дополнительных мероприятий налогового контроля для проверок, завершенных после 3 сентября 2018 г., налоговая инспекция будет оформлять дополнение к акту налоговой проверки, в котором должны содержаться, в том числе: сведения о проведенных мероприятиях налогового контроля; сведения о полученных дополнительных доказательствах нарушений законодательства (или об их отсутствии); выводы и предложения по устранению выявленных нарушений.

Это дополнение к акту налоговый орган должен будет вручить налогоплательщику в течение пяти рабочих дней со дня его оформления (в отношении КНГ – в течение десяти рабочих дней).

16. Информация ФНС России «О невозможности применения ЕСХН налогоплательщиком, если он не является собственником сельскохозяйственной продукции» (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.nalog.ru по состоянию на 13 сентября 2018 г.)

Соответствующий вывод сформулирован Верховным Судом РФ в Определении от 14 августа 2018 г. № 307-КГ18-11239 по делу о признании недействительным решения налогового органа о привлечении налогоплательщика, применявшего ЕСХН, к ответственности и доначислении ему налогов в соответствии с общей системой налогообложения.

В спорной ситуации налогоплательщик (исполнитель) оказывал услуги по содержанию, обслуживанию, выращиванию пушных зверей (норки). Для этих целей общество (заказчик) предоставляло ему в безвозмездное пользование свое имущество (пушного зверя). Договор предусматривал, что приплод, продукция и доходы, полученные исполнителем, являются собственностью заказчика.

Налоговая инспекция пришла к выводу, что налогоплательщик был не вправе применять ЕСХН, так как сам не являлся сельскохозяйственным товаропроизводителем, а также собственником сырья и производимой продукции.

Суды апелляционной и кассационной инстанций поддержали позицию инспекции, указав, что налогоплательщик неправомерно применял ЕСХН, поскольку доход, полученный за оказанные услуги, не может квалифицироваться как доход от реализации произведенной собственной сельхозпродукции, как того требует подп. 1 п. 2 ст. 346.2 НК РФ.

Верховный Суд РФ отказал налогоплательщику в передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию по экономическим спорам.

17. «Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее – Росфинмониторинг) за 1 полугодие 2018 г.» (подготовлен Росфинмониторингом) (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.fedsfm.ru/ по состоянию на 30 августа 2018 г.)

Росфинмониторингом обобщены результаты проведения проверок выполнения требований законодательства о ПОД/ФТ за I полугодие 2018 г.

Проверке соблюдения требований законодательства РФ о ПОД/ФТ подлежат организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (это, например, лизинговые компании, операторы по приему платежей, организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимости).

Росфинмониторингом была поставлена задача повысить внимание представителей частного сектора к качеству организации и осуществления внутреннего контроля, а также выработать совместные меры, направленные на пресечение проведения сомнительных операций.

Совместно с Международным учебно-методическим центром финансового мониторинга регулярно проводились мероприятия по профилактике в формате семинаров, тематических конференций, опубликования информационных писем, консультаций при обращениях граждан, в том числе на «горячую линию», а также направлялись письма поднадзорным субъектам о недопустимости нарушений законодательства о ПОД/ФТ и ответственности за нарушения, если возможность такого нарушения была выявлена при рассмотрении поступающей в Росфинмониторинг информации.

В преддверии прохождения российской системы в области ПОД/ФТ четвертого раунда взаимных оценок со стороны международных экспертов ФАТФ была проведена Национальная оценка рисков ОД/ФТ 2017–2018 гг. (НОР), результаты которой в форме публичных отчетов размещены на сайте Росфинмониторинга в разделе «Деятельность»/«Национальная оценка рисков».

Территориальными органами Росфинмониторинга на постоянной основе проводится разъяснительная работа непосредственно в ходе проведения проверок в целях принятия поднадзорными субъектами мер по предотвращению нарушений обязательных требований.

Состав наиболее часто допускаемых нарушений, выявленных проверками в I полугодии 2018 г., фактически не изменился по сравнению с 2016–2017 гг.

Так, одним из наиболее существенных нарушений обязательных требований является нарушение порядка и сроков представления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также операций, имеющих признаки сомнительности.

Типичным нарушением, выявляемым в ходе проверок поднадзорных субъектов, является несвоевременная постановка на учет в Росфинмониторинге и, как следствие, неиспользование функционала Личного кабинета для работы с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Отмечено, что основными задачами Росфинмониторинга на текущий год являются:

  • прохождение четвертого раунда взаимных оценок со стороны международных экспертов ФАТФ;
  • повышение эффективности применения риск-ориентированного подхода и развитие механизмов предупреждения правонарушений с использованием формы дистанционного контроля;
  • обеспечение понимания частным сектором рисков ОД/ФТ для совершенствования внутренних подходов в управлении рисками ОД/ФТ.

В  связи с этим Росфинмониторинг продолжит проведение профилактических мероприятий для частного сектора, направленных на создание условий для формирования устойчивой мотивации к исполнению законодательства о ПОД/ФТ.

18. Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2018 г. № 1717-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью “СибТрансАвто” на нарушение конституционных прав и свобод статьей 2 Федерального закона от 18 июля 2017 г. № 163-ФЗ “О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации”» (вступило в силу 17 июля 2018 г.)

Конституционный Суд РФ отказал в рассмотрении жалобы общества на невозможность ретроспективного применения положений ст. 54.1 НК РФ.

Положения данной статьи о бремени доказывания налоговыми органами получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды применимы к налоговым проверкам, назначенным после 19 августа 2017 г.

С указанной даты вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2017 г. № 163-ФЗ, которым часть первая НК РФ дополнена ст. 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». Данной статьей определены, в частности, действия налогоплательщиков, которые признаются злоупотреблением правами. При этом доказывание наличия соответствующих обстоятельств возложено на налоговые органы.

Общество, ссылаясь на положения ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, пыталось обжаловать ст. 2 указанного Федерального закона, спорные положения которой не позволяют применять новый порядок, предусматривающий дополнительную защиту налогоплательщиков, к отношениям, которые возникли до вступления его в силу.

Конституционный Суд РФ указал, что установленное законодателем регулирование согласуется с общим принципом действия закона во времени и по кругу лиц в том виде, как это вытекает из ст. 54 и 57 Конституции РФ, а также положений ст. 5 «Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени» Налогового кодекса РФ. 

19. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 сентября 2018 г. № 33 «О признании не подлежащим применению абзаца третьего пункта 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2011 г. № 52 “О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам”» (вступило в силу 20 сентября 2018 г.)

Разъяснения ВАС РФ по вопросу применения положений АПК РФ при пересмотре судебных актов по новым обстоятельствам приведены в соответствие с позицией Конституционного Суда РФ.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 6 июля 2018 г. № 29-П п. 1 ч. 3 ст. 311 АПК РФ признан не противоречащим Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования он не препятствует пересмотру по новым обстоятельствам вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда по заявлению лица, в связи с административным иском которого положенный в основу этого судебного акта нормативный правовой акт признан недействующим судом общей юрисдикции, независимо от того, с какого момента данный нормативный правовой акт признан недействующим.

В связи с этим признан не подлежащим применению абз. 3 п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июня 2011 г. № 52 «О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам», согласно которому признание судом недействующим нормативного правового акта или отмена такого акта в установленном порядке вышестоящим органом или лицом как не соответствующего закону не может рассматриваться в качестве обстоятельства, предусмотренного п. 1 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, за исключением случаев, когда данный нормативный правовой акт признан недействующим с момента его принятия.

20. Определение Верховного Суда РФ от 7 сентября 2018 г. по делу № 309-КГ18-6366, № А50-16961/2017 (вступило в силу 7 сентября 2018 г.)

Верховный Суд РФ поддержал выводы налогового органа, который переквалифицировал выплаченные иностранной компании доходы от «активных операций» в «пассивные» доходы и доначислил налог на прибыль организаций.

Согласно подп. 10 п. 1 ст. 309 НК РФ перечень облагаемых налогом доходов иностранных организаций является открытым. При этом положения данного подпункта применяются к пассивным доходам, источником возникновения которых является территория Российской Федерации.

Пункт 2 ст. 309 НК РФ предусматривает исключение из состава налогооблагаемых доходов тех поступлений, которые получены иностранной организацией от «активных операций» – продажи товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории РФ (кроме доходов от реализации акций (долей) и доходов от реализации недвижимого имущества).

При возникновении спора о наличии у российской организации, выплачивающей доход в пользу иностранного лица, обязанностей налогового агента на налоговом органе лежит бремя доказывания следующих условий: возможность отнесения произведенных выплат к категории пассивного дохода; связь дохода с территорией Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства налоговым органом была доказана недостоверность документов, на основании которых общество рассматривало выплаченные иностранной компании денежные средства в качестве доходов от активных операций (оказания услуг).

Судами было установлено также, что денежные средства получены иностранной компанией безвозмездно, поскольку услуги по заключенным договорам не были оказаны данным лицом, а также отсутствовало намерение их оказать.

С учетом изложенного Верховный Суд РФ указал, что выплаченные денежные средства, при отсутствии иных доказательств, объясняющих природу платежа, по факту представляли собой часть имущества (капитала) общества, связанного по источнику своего образования с территорией РФ, распределенного в пользу иностранной компании с ее ведома и на безвозвратной основе, то есть была осуществлена выплата пассивного дохода.

В связи с этим Верховный Суд РФ счел обоснованным вывод о том, что у общества в рассматриваемом случае возникла задолженность перед бюджетом в размере налога, не удержанного при выплате дохода иностранной компании, а также соответствующих сумм пеней. 

Источник: consultant.ru

Рассказать:
Другие мнения
Гейко Павел
Гейко Павел
Адвокат АК «СанктаЛекс»
Является ли цифровая валюта «опасным» имуществом?
Интернет-право
Предложенные законодателем поправки полезны и необходимы, но требуют дополнительной проработки
25 Ноября 2020
Хужин Марат
Хужин Марат
Адвокат BGP LITIGATION
Перспективы онлайн-допросов
Уголовное право и процесс
Для использования электронных доказательств есть серьезные препятствия, которые нужно преодолевать систематически
18 Ноября 2020
Ерофеев Константин
Ерофеев Константин
Адвокат АП г. Санкт-Петербурга
Богословское заключение и светское государство: правовые аспекты
Семейное право
Допустимы ли на территории России межконфессиональные браки?
17 Ноября 2020
Васильева Наталья
Васильева Наталья
Партнер АБ «Бартолиус»
Суды опираются на позиции ВС РФ
Гражданское право и процесс
Разъяснения Пленума ВС РФ способствуют более единообразному развитию судебной практики
17 Ноября 2020
Береснева Анна
Магистр РШЧП`2019
Новые разъяснения ВС РФ
Гражданское право и процесс
Об основаниях прекращения обязательств
17 Ноября 2020
Новиков Алексей
Новиков Алексей
Управляющий партнер, адвокат Criminal Defense Firm
Устранить недостатки и коллизии законодательного регулирования
Уголовное право и процесс
О праве на реплику в корреспонденции с участием в прениях
17 Ноября 2020