×

«Вне закона»?

Проект поправок в СК РФ лишает значительную часть членов общества права на брак, усыновление детей и защиту от произвола и насилия
Оленичев Максим*
Оленичев Максим*
Правовой советник ЛГБТ-инициативной группы «Выход»

4 июля вступили в силу поправки в Конституцию РФ. Ими впервые установлено, что институт брака – это союз мужчины и женщины (п. «ж.1» ч. 1 ст. 72), а правительство получило полномочия по поддержке «сохранения традиционных семейных ценностей» (п. «в» ч. 1 ст. 114), которые понимаются государством как консервативные патриархальные ценности.

Читайте также
Владимир Путин подписал Указ об официальном опубликовании Конституции РФ с внесенными изменениями
Как сообщает ЦИК России, по результатам общероссийского голосования за принятие поправок высказались около 78% россиян


03 июля 2020 Новости

Спустя 10 дней в Госдуму был внесен проект федерального закона о внесении изменений в Семейный кодекс РФ № 989008-7, разработанный, как отмечено в пояснительной записке к нему, «в целях укрепления института семьи» (далее – законопроект ). Его предлагается рассмотреть совместно с двумя другими законопроектами по этой теме (№ 989011-7 и № 989013-7).

На мой взгляд, законопроект составлен с нарушением требований юридической техники, а его положения не во всех случаях могут быть реализованы. Но самое главное – предлагаемые поправки в нарушение Конституции, гарантирующей каждому право на равенство и запрет дискриминации (ст. 19), фактически ограничивают права трансгендерных и интерсекс-людей: лишают права на вступление в брак, создают сложности в смене документов, а в некоторых случаях не позволяют усыновлять детей партнера. При этом предлагается серьезная реформа Семейного кодекса и по другим аспектам регулирования семейных отношений.

Читайте также
Семейное законодательство ожидают масштабные поправки
В Госдуму поступил пакет поправок в целях укрепления института семьи и брака, в том числе вводящий запрет однополых браков и новые основания для лишения родительских прав и ограничение права на усыновление
17 июля 2020 Новости

Авторы предлагаемой редакции законопроекта исходят из представлений о том, что «юридический пол» человека всегда должен соответствовать его полу, определенному при рождении, и оставаться неизменным. Данная концепция, полагаю, не соответствует европейскому консенсусу, закрепленному Европейским судом по правам человека в ряде знаковых решений (см., например, постановления по делам «B. против Франции» (жалоба № 13343/87, решение от 25 марта 1992 г.), «Кристина Гудвин против Соединенного Королевства» (жалоба № 28957/95, решение от 11 июля 2002 г.), «S.V. против Италии» (жалоба № 55216/08, решение от 11 октября 2018 г.) и «Y.T. против Болгарии» (жалоба № 41701/16, решение от 9 июля 2020 г.).

Согласно российскому законодательству при рождении человека его пол определяют медицинские специалисты, выдавая медицинское свидетельство о рождении. Эти сведения в дальнейшем отражаются в записи акта о рождении, составляемой органами ЗАГС. На основе записи выдается свидетельство о рождении, удостоверяющее личность гражданина России до 14 лет. Впоследствии данные свидетельства о рождении воспроизводятся в паспорте.

В большинстве случаев медики правильно определяют пол новорожденного, инициируя цепочку его документирования. Но иногда определенный при рождении пол («акушерский пол») не совпадает с психологическим полом (гендером), к которому относит себя человек. Это создает серьезные проблемы, приводящие к гендерной дисфории. Для достижения гармонии и возможности жить полноценной жизнью в обществе такие люди нередко совершают трансгендерный переход, что ведет к необходимости смены документов – получения нового свидетельства о рождении и паспорта с указанием гендера, к которому гражданин себя относит. Смена «юридического пола» – общепринятая процедура в мировом сообществе.

Также зачастую через процедуру смены «паспортного пола» (в отсутствие специального правового регулирования в РФ) по своей инициативе проходят интерсекс-люди, рожденные с половыми признаками, не совпадающими с типичным определением мужских или женских. При рождении таких детей медицинские специалисты могут одновременно определить и мужские, и женские репродуктивные органы или половые железы. Однако, поскольку в России юридически необходимо определить при рождении принадлежность человека к мужскому либо женскому полу, в случае интерсекс-людей однозначно – раз и навсегда – это сделать невозможно. Поэтому медики по своему усмотрению могут указывать «акушерский пол». При этом организм интерсекс-человека развивается по биологическим законам (независимо от определенного «акушерского пола»), при рождении такого ребенка невозможно предугадать, по какому типу – мужскому или женскому – он будет развиваться. Кроме того, часто в период пубертата организм начинает вырабатывать повышенный уровень мужских или женских гормонов, и внешность интерсекс-человека может преобразиться, значительно отличаясь от существующих в обществе представлений о том, как должен выглядеть мужчина или женщина. В этой ситуации интерсекс-люди, как и трансгендеры, вынуждены прибегать к смене документов.

Возможность смены документов была предусмотрена Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (глава IX). С февраля 2018 г. в России она стала доступнее – гражданину уже не нужно было обращаться в суд, чтобы доказать необходимость внесения изменений в запись акта о рождении. В настоящее время трансгендерный (или интерсекс-) человек, получив справку специальной врачебной комиссии о смене пола, обращается в орган ЗАГС, который вносит изменения в запись акта о его рождении в части указания на «паспортный пол», затем выдает новое свидетельство о рождении, далее гражданин получает новый паспорт.

Поправками в СК РФ предлагается установить неизменность пола человека, определяемого при рождении, запрет внесения изменений в актовую запись о рождении и выдачи нового свидетельства.

Для трансгендеров и интерсекс-людей это означает следующее. Получив справку от врачебной комиссии, они будут обращаться в орган ЗАГС, который, в свою очередь, будет обязан не вносить изменения в запись акта о рождении с выдачей нового свидетельства, а только составлять заключение о причине внесения изменений или исправлений в эту запись. Согласно действующей процедуре, для получения нового паспорта необходимо предъявить в орган миграции новое свидетельство о рождении (составленное на основании внесенных изменений в запись акта о рождении), а также заключение органа ЗАГС о причине внесения исправлений.

В случае принятия законопроекта МВД России потребуется скорректировать действующий порядок выдачи паспорта в случае изменения «паспортного пола» гражданина, исключив необходимость предъявления нового свидетельства о рождении. Иначе для трансгендерных и интерсекс-людей «исчезнет» процедура смены документов, что в современных условиях представляется нереалистичным.

Так, если поправки в нынешней редакции будут приняты, у данной категории граждан появятся два документа, указывающих на разный «юридический пол»: в свидетельстве о рождении – «акушерский пол», определенный медиками при рождении, и в паспорте – «юридический пол», установленный в результате смены документов. Это может создать неразбериху в документах и сложности в работе органов ЗАГС и миграции, у которых будут содержаться разные сведения об одном и том же человеке.

Кроме того, законопроект предусматривает лишение трансгендерных людей любой сексуальной ориентации (в том числе гетеросексуальной) права вступить в брак. Так, в рамках трансгендерного перехода человек, в паспорте которого указан мужской «юридический пол», не сможет заключить брак с женщиной, несмотря на то что разнополые браки в России регистрируются, а Конституция после внесения изменений направлена на сохранение таких браков.

При этом руководителей органов ЗАГС предлагается наделить правом проверять у граждан, желающих вступить в брак, помимо паспортных данных свидетельство о рождении и для заключения брака учитывать юридический пол человека как по свидетельству о рождении, так и по паспорту. Поскольку законопроектом однополые браки в России запрещены, в случае заключения брака трансгендерными людьми его планируется считать однополым и, следовательно, запрещенным для регистрации. Таким образом, граждане лишаются одного из базовых прав – права на семью, – что, на мой взгляд, является существенным вмешательством в права трансгендерных людей и фактически объявляет их людьми «второго сорта».

Законопроектом трансгендерные люди, живущие как семья, также лишаются возможности не только зарегистрировать брак, но и получить равные права в отношении детей. В настоящее время, если у одного из вступающих в брак гражданина есть дети, второй может их усыновить. В случае принятия поправок трансгендерные люди сделать этого не смогут.

Законопроектом предполагается обязать всех граждан (не только трансгендеров) в срок до 1 января 2022 г. заменить их свидетельства о рождении на первичные, если ранее в запись акта о рождении вносились исправления или изменения.

Смысл данной нормы неясен. Если в записи акта о рождении в части указания сведений о родителях, даты или места рождения ранее были обнаружены ошибки, то для чего вновь получать такое «ошибочное» свидетельство? При этом «восстановление» ранее составленной (при рождении) записи акта о рождении является основанием не только для выдачи нового свидетельства, но и внесения изменений в другие актовые записи (о заключении брака, усыновлении, установлении отцовства и иных), а также обязывает человека в течение 30 дней получить новый паспорт (с устаревшими и ошибочными данными). Напрашивается вывод, что разработчики поправок не понимают работу системы записи актов гражданского состояния: зачем они составляются и что происходит в результате их изменения.

На мой взгляд, законопроектом существенно нарушаются права трансгендерных и интерсекс-людей, на государственном уровне устанавливается их дискриминация. При этом Россия, будучи членом Совета Европы, обязана учитывать европейские стандарты, осуждающие соответствующую практику государств.

Помимо этого предлагается ограничивать в родительских правах граждан, замеченных в «антиобщественной деятельности» (предложение о внесении изменений в ст. 73 СК РФ). Напомню, что в 2019 г. прокуратура пыталась отобрать детей у родителей, которые находились с ними в г. Москве на митинге, но суд отказал в требованиях. Теперь такую возможность предлагается детализировать и закрепить законодательно.

Читайте также
Появилось мотивированное апелляционное определение по делу о лишении семьи Проказовых родительских прав
Мосгорсуд не стал лишать Ольгу и Дмитрия Проказовых родительских прав за нахождение с ребенком на несогласованном митинге, однако оставил в силе предупреждение о необходимости изменения отношения к воспитанию ребенка
09 декабря 2019 Новости

В то же время значительно сокращен перечень оснований для лишения родительских прав (ст. 69 СК РФ). Предлагается оставить всего два:

  • совершение преступления против ребенка или членов его семьи,
  • истечение установленного судом срока ограничения родительских прав родителя, если до истечения указанного срока суд не примет решение об отмене ограничения родительских прав и возвращении ребенка родителю либо о продлении срока ограничения родительских прав.

Таким образом, исключается возможность оперативного лишения родительских прав в случае, когда родитель не интересуется ребенком, не принимает участия в его судьбе, жестоко обращается с ним, в том числе применяя физическое или психическое насилие.

Разработчики законопроекта, на мой взгляд, последовательно обходят стороной термин «жестокое обращение с ребенком», фактически ставя интересы ребенка жить в безопасности, в надлежащих условиях ниже потребности в сохранении детско-родительских отношений.

Другая новелла законопроекта – невозможность оперативного изъятия ребенка в случае жестокого обращения с ним. Сейчас на срок до 7 дней (с предъявлением впоследствии иска о лишении родительских прав) при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка орган опеки вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. С принятием поправок в СК РФ это можно будет сделать только по вступившему в силу решению суда. Данные меры, полагаю, не позволят оперативно реагировать на случаи жестокого обращения с детьми, оставляя их на длительное время в небезопасном пространстве.


* признан в РФ СМИ, выполняющим функции иностранного агента
Рассказать:
Другие мнения
Тонков Евгений
Тонков Евгений
Член Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, председатель Комиссии АП Ленинградской области по защите профессиональных прав адвокатов, к.ю.н., доцент СЗИУ РАНХИГС
Возможно ли исключить фальсификации протоколов судебных заседаний из уголовного процесса?
Уголовное право и процесс
Технически простые изменения в УПК РФ могут изменить ситуацию к лучшему для стороны защиты
03 сентября 2024
Окшин Максим
Окшин Максим
Юрист АБ «Мушаилов, Узденский, Рыбаков и партнеры»
«Портфолио» для осужденного
Уголовно-исполнительное право
Особенности правового сопровождения отбывания наказания в виде лишения свободы
20 августа 2024
Овчинников Владимир
Овчинников Владимир
Адвокат АП Ставропольского края, член Союза журналистов РФ
Равноправие сторон – реальность или иллюзия?
Уголовное право и процесс
Какие изменения, касающиеся отвода защитника от участия в уголовном деле, целесообразно внести в УПК
16 августа 2024
Хмыров Ростислав
Хмыров Ростислав
Вице-президент АП Краснодарского края, председатель Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП КК, член Комиссии Совета ФПА по защите прав адвокатов, председатель КА «Хмыров, Валявский и партнеры», к.ю.н.
Свидетельский иммунитет – не только адвокатам
Уголовное право и процесс
Только ли при производстве обыска, осмотра и выемки существует риск нарушения адвокатской тайны?
14 августа 2024
Кустова Татьяна
Кустова Татьяна
Юрист ООО «Альтхаус Консалтинг»
Усиление госконтроля или развитие государственно-частного партнерства?
Градостроительное право
Пути решения проблемы параллельного возведения МКД и социальных объектов
12 августа 2024
Шишкин Роман
Шишкин Роман
Адвокат АП Московской области, налоговый адвокат МКА «Филиппов и партнеры», к.ю.н.
Дробление бизнеса – не всегда злоупотребление
Налоговое право
Что может помочь налогоплательщику добиться положительного результата в споре с налоговым органом
08 августа 2024
Яндекс.Метрика