4 июля вступили в силу поправки в Конституцию РФ. Ими впервые установлено, что институт брака – это союз мужчины и женщины (п. «ж.1» ч. 1 ст. 72), а правительство получило полномочия по поддержке «сохранения традиционных семейных ценностей» (п. «в» ч. 1 ст. 114), которые понимаются государством как консервативные патриархальные ценности.
Спустя 10 дней в Госдуму был внесен проект федерального закона о внесении изменений в Семейный кодекс РФ № 989008-7, разработанный, как отмечено в пояснительной записке к нему, «в целях укрепления института семьи» (далее – законопроект ). Его предлагается рассмотреть совместно с двумя другими законопроектами по этой теме (№ 989011-7 и № 989013-7).
На мой взгляд, законопроект составлен с нарушением требований юридической техники, а его положения не во всех случаях могут быть реализованы. Но самое главное – предлагаемые поправки в нарушение Конституции, гарантирующей каждому право на равенство и запрет дискриминации (ст. 19), фактически ограничивают права трансгендерных и интерсекс-людей: лишают права на вступление в брак, создают сложности в смене документов, а в некоторых случаях не позволяют усыновлять детей партнера. При этом предлагается серьезная реформа Семейного кодекса и по другим аспектам регулирования семейных отношений.
Авторы предлагаемой редакции законопроекта исходят из представлений о том, что «юридический пол» человека всегда должен соответствовать его полу, определенному при рождении, и оставаться неизменным. Данная концепция, полагаю, не соответствует европейскому консенсусу, закрепленному Европейским судом по правам человека в ряде знаковых решений (см., например, постановления по делам «B. против Франции» (жалоба № 13343/87, решение от 25 марта 1992 г.), «Кристина Гудвин против Соединенного Королевства» (жалоба № 28957/95, решение от 11 июля 2002 г.), «S.V. против Италии» (жалоба № 55216/08, решение от 11 октября 2018 г.) и «Y.T. против Болгарии» (жалоба № 41701/16, решение от 9 июля 2020 г.).
Согласно российскому законодательству при рождении человека его пол определяют медицинские специалисты, выдавая медицинское свидетельство о рождении. Эти сведения в дальнейшем отражаются в записи акта о рождении, составляемой органами ЗАГС. На основе записи выдается свидетельство о рождении, удостоверяющее личность гражданина России до 14 лет. Впоследствии данные свидетельства о рождении воспроизводятся в паспорте.
В большинстве случаев медики правильно определяют пол новорожденного, инициируя цепочку его документирования. Но иногда определенный при рождении пол («акушерский пол») не совпадает с психологическим полом (гендером), к которому относит себя человек. Это создает серьезные проблемы, приводящие к гендерной дисфории. Для достижения гармонии и возможности жить полноценной жизнью в обществе такие люди нередко совершают трансгендерный переход, что ведет к необходимости смены документов – получения нового свидетельства о рождении и паспорта с указанием гендера, к которому гражданин себя относит. Смена «юридического пола» – общепринятая процедура в мировом сообществе.
Также зачастую через процедуру смены «паспортного пола» (в отсутствие специального правового регулирования в РФ) по своей инициативе проходят интерсекс-люди, рожденные с половыми признаками, не совпадающими с типичным определением мужских или женских. При рождении таких детей медицинские специалисты могут одновременно определить и мужские, и женские репродуктивные органы или половые железы. Однако, поскольку в России юридически необходимо определить при рождении принадлежность человека к мужскому либо женскому полу, в случае интерсекс-людей однозначно – раз и навсегда – это сделать невозможно. Поэтому медики по своему усмотрению могут указывать «акушерский пол». При этом организм интерсекс-человека развивается по биологическим законам (независимо от определенного «акушерского пола»), при рождении такого ребенка невозможно предугадать, по какому типу – мужскому или женскому – он будет развиваться. Кроме того, часто в период пубертата организм начинает вырабатывать повышенный уровень мужских или женских гормонов, и внешность интерсекс-человека может преобразиться, значительно отличаясь от существующих в обществе представлений о том, как должен выглядеть мужчина или женщина. В этой ситуации интерсекс-люди, как и трансгендеры, вынуждены прибегать к смене документов.
Возможность смены документов была предусмотрена Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (глава IX). С февраля 2018 г. в России она стала доступнее – гражданину уже не нужно было обращаться в суд, чтобы доказать необходимость внесения изменений в запись акта о рождении. В настоящее время трансгендерный (или интерсекс-) человек, получив справку специальной врачебной комиссии о смене пола, обращается в орган ЗАГС, который вносит изменения в запись акта о его рождении в части указания на «паспортный пол», затем выдает новое свидетельство о рождении, далее гражданин получает новый паспорт.
Поправками в СК РФ предлагается установить неизменность пола человека, определяемого при рождении, запрет внесения изменений в актовую запись о рождении и выдачи нового свидетельства.
Для трансгендеров и интерсекс-людей это означает следующее. Получив справку от врачебной комиссии, они будут обращаться в орган ЗАГС, который, в свою очередь, будет обязан не вносить изменения в запись акта о рождении с выдачей нового свидетельства, а только составлять заключение о причине внесения изменений или исправлений в эту запись. Согласно действующей процедуре, для получения нового паспорта необходимо предъявить в орган миграции новое свидетельство о рождении (составленное на основании внесенных изменений в запись акта о рождении), а также заключение органа ЗАГС о причине внесения исправлений.
В случае принятия законопроекта МВД России потребуется скорректировать действующий порядок выдачи паспорта в случае изменения «паспортного пола» гражданина, исключив необходимость предъявления нового свидетельства о рождении. Иначе для трансгендерных и интерсекс-людей «исчезнет» процедура смены документов, что в современных условиях представляется нереалистичным.
Так, если поправки в нынешней редакции будут приняты, у данной категории граждан появятся два документа, указывающих на разный «юридический пол»: в свидетельстве о рождении – «акушерский пол», определенный медиками при рождении, и в паспорте – «юридический пол», установленный в результате смены документов. Это может создать неразбериху в документах и сложности в работе органов ЗАГС и миграции, у которых будут содержаться разные сведения об одном и том же человеке.
Кроме того, законопроект предусматривает лишение трансгендерных людей любой сексуальной ориентации (в том числе гетеросексуальной) права вступить в брак. Так, в рамках трансгендерного перехода человек, в паспорте которого указан мужской «юридический пол», не сможет заключить брак с женщиной, несмотря на то что разнополые браки в России регистрируются, а Конституция после внесения изменений направлена на сохранение таких браков.
При этом руководителей органов ЗАГС предлагается наделить правом проверять у граждан, желающих вступить в брак, помимо паспортных данных свидетельство о рождении и для заключения брака учитывать юридический пол человека как по свидетельству о рождении, так и по паспорту. Поскольку законопроектом однополые браки в России запрещены, в случае заключения брака трансгендерными людьми его планируется считать однополым и, следовательно, запрещенным для регистрации. Таким образом, граждане лишаются одного из базовых прав – права на семью, – что, на мой взгляд, является существенным вмешательством в права трансгендерных людей и фактически объявляет их людьми «второго сорта».
Законопроектом трансгендерные люди, живущие как семья, также лишаются возможности не только зарегистрировать брак, но и получить равные права в отношении детей. В настоящее время, если у одного из вступающих в брак гражданина есть дети, второй может их усыновить. В случае принятия поправок трансгендерные люди сделать этого не смогут.
Законопроектом предполагается обязать всех граждан (не только трансгендеров) в срок до 1 января 2022 г. заменить их свидетельства о рождении на первичные, если ранее в запись акта о рождении вносились исправления или изменения.
Смысл данной нормы неясен. Если в записи акта о рождении в части указания сведений о родителях, даты или места рождения ранее были обнаружены ошибки, то для чего вновь получать такое «ошибочное» свидетельство? При этом «восстановление» ранее составленной (при рождении) записи акта о рождении является основанием не только для выдачи нового свидетельства, но и внесения изменений в другие актовые записи (о заключении брака, усыновлении, установлении отцовства и иных), а также обязывает человека в течение 30 дней получить новый паспорт (с устаревшими и ошибочными данными). Напрашивается вывод, что разработчики поправок не понимают работу системы записи актов гражданского состояния: зачем они составляются и что происходит в результате их изменения.
На мой взгляд, законопроектом существенно нарушаются права трансгендерных и интерсекс-людей, на государственном уровне устанавливается их дискриминация. При этом Россия, будучи членом Совета Европы, обязана учитывать европейские стандарты, осуждающие соответствующую практику государств.
Помимо этого предлагается ограничивать в родительских правах граждан, замеченных в «антиобщественной деятельности» (предложение о внесении изменений в ст. 73 СК РФ). Напомню, что в 2019 г. прокуратура пыталась отобрать детей у родителей, которые находились с ними в г. Москве на митинге, но суд отказал в требованиях. Теперь такую возможность предлагается детализировать и закрепить законодательно.
В то же время значительно сокращен перечень оснований для лишения родительских прав (ст. 69 СК РФ). Предлагается оставить всего два:
- совершение преступления против ребенка или членов его семьи,
- истечение установленного судом срока ограничения родительских прав родителя, если до истечения указанного срока суд не примет решение об отмене ограничения родительских прав и возвращении ребенка родителю либо о продлении срока ограничения родительских прав.
Таким образом, исключается возможность оперативного лишения родительских прав в случае, когда родитель не интересуется ребенком, не принимает участия в его судьбе, жестоко обращается с ним, в том числе применяя физическое или психическое насилие.
Разработчики законопроекта, на мой взгляд, последовательно обходят стороной термин «жестокое обращение с ребенком», фактически ставя интересы ребенка жить в безопасности, в надлежащих условиях ниже потребности в сохранении детско-родительских отношений.
Другая новелла законопроекта – невозможность оперативного изъятия ребенка в случае жестокого обращения с ним. Сейчас на срок до 7 дней (с предъявлением впоследствии иска о лишении родительских прав) при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка орган опеки вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. С принятием поправок в СК РФ это можно будет сделать только по вступившему в силу решению суда. Данные меры, полагаю, не позволят оперативно реагировать на случаи жестокого обращения с детьми, оставляя их на длительное время в небезопасном пространстве.