21 октября состоялось заседание Квалификационной комиссии Адвокатской палаты Кабардино-Балкарской Республики, на котором были рассмотрены дисциплинарные производства, возбужденные по представлению республиканского Управления Минюста в отношении адвокатов Дианы Ципиновой, Натальи Маговой, Людмилы Кочесоковой, а также Ратмира Жилокова – всех участников майского конфликта с полицией, в связи с которым в отношении Дианы Ципиновой и Ратмира Жилокова в настоящее время расследуются уголовные дела.
Как ранее сообщалось, 20 мая у здания межмуниципального отдела МВД России «Урванский» произошел конфликт между полицейскими и адвокатами АП КБР Натальей Маговой, Дианой Ципиновой и Людмилой Кочесоковой, прибывшими для оказания юридической помощи ранее задержанному полицией коллеге Ратмиру Жилокову.
По заявлению адвокатов, несмотря на предъявление ордеров, удостоверений и паспортов, защитникам не удалось оказать квалифицированную юридическую помощь задержанному из-за воспрепятствования этому нескольких полицейских во главе с начальником ОМВД по Урванскому району Кабардино-Балкарии Радионом Шогеновым. При этом полицейские затащили Диану Ципинову в здание отдела и заковали в наручники, продержав ее там до приезда сотрудников собственной безопасности МВД. По словам Натальи Маговой, в адрес ее коллеги поступали различные оскорбления и угрозы сексуального насилия от сотрудников полиции.
29 мая Диана Ципинова и Ратмир Жилоков были задержаны, и вскоре им были предъявлены обвинения в применении насилия в отношении представителя власти по ч. 1 ст. 318 УК. По версии следствия, поводом для задержания Ратмира Жилокова послужило то, что он нанес заместителю начальника полиции по охране общественного порядка ОМВД по Урванскому району Тимуру Нагоеву удар головой в лицо, тем самым причинив телесные повреждения.
Диана Ципинова же, по версии следствия, в момент, когда полицейские пытались выпроводить адвокатов из отдела по распоряжению Радиона Шогенова, ударила Тимура Нагоева рукой по лицу, поцарапала ему предплечья, толкнула в грудь и шею, а затем ударила ногой в паховую область. При этом ранее защита адвоката указывала на то, что на видеозаписи инцидента заметно, что у Дианы Ципиновой из рук выпадает телефон, на который она снимала вход в отдел полиции. Далее видно, что на площадке несколько мужчин применяют физическую силу в ее отношении, а она пытается вырваться от них и требует отдать ей телефон, отмечалось в ходатайстве о прекращении уголовного дела в отношении Дианы Ципиновой. Также защита указывала, что ее желание забрать мобильный телефон объяснялось стремлением сохранить в неприкосновенности ранее сделанные видеозаписи и сведения, составляющие адвокатскую тайну.
В настоящее время уголовные дела в отношении адвокатов расследует ГСУ СКР по Северо-Кавказскому федеральному округу, куда они были переданы в конце июля. До этого Диана Ципинова и ее защитники направили на имя и.о. руководителя СУ СКР по Кабардино-Балкарской Республике Рустама Бекулова ходатайство об отводе следователя Мурата Адамокова, изъятии материалов дела из производства первого отдела Следственного управления СКР по КБР и передаче его для производства следователю при председателе Следственного комитета России.
Защита привела несколько доводов, свидетельствующих о незаконных действиях и решениях Мурата Адамокова. Так, он безосновательно ходатайствовал перед Нальчикским городским судом о заключении Дианы Ципиновой под стражу, однако суд избрал ей иную меру пресечения – в виде запрета определенных действий. В ходатайстве также говорилось о том, что следователь, вопреки требованиям ст. 145 УПК РФ, в течение почти двух месяцев не принимает процессуальное решение по заявлению Дианы Ципиновой о возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников полиции. Кроме того, по мнению адвокатов, Адамоков безосновательно привлек Ципинову в качестве обвиняемой и неправомерно отказал в прекращении уголовного дела в отношении нее, а при оценке произошедшего инцидента занял откровенно обвинительную позицию, оправдывая противоправные действия полицейских по надуманным основаниям и искажая фактические обстоятельства.
Как стало известно «АГ», еще 17 августа Управление Министерства юстиции по Кабардино-Балкарской Республике направило в АП КБР представления о возбуждении дисциплинарных производств в отношении адвокатов. Ведомство в том числе прямо потребовало прекратить адвокатский статус Дианы Ципиновой (представление имеется у редакции).
Как следует из документа, представление внесено в связи с обращением министра внутренних дел КБР, направленным в Управление Минюста сразу после возбуждения уголовного дела, а также обращением старшего следователя СУ СКР по КБР Мурата Адамокова от 25 июня.
В качестве доводов, подтверждающих нарушение адвокатом КПЭА и Закона об адвокатуре, в частности, указывалось, что Диана Ципинова при попытке попасть в отдел не предъявила ордер на оказание юридической помощи задержанному адвокату Жилокову; не имела средств индивидуальной защиты, вопреки региональным НПА о противодействии распространения коронавирусной инфекции; игнорировала законные требования сотрудников полиции; осуществляла видеосъемку на режимном объекте; применяла физическую силу к полицейским. Кроме того, сам факт возбуждения в ее отношении уголовного дела также приведен как довод для возбуждения дисциплинарного производства, равно как и избранная ей на тот момент мера пресечения в виде запрета определенных действий, которая была отменена Верховным Судом КБР еще 14 августа (т.е. до внесения представления в Адвокатскую палату).
«Вышеуказанные действия адвоката Д.М. Ципиновой свидетельствуют о совершении проступка, порочащего честь и достоинство адвокатов, что несовместимо со статусом адвоката и является абсолютным игнорированием норм корпоративной этики и нарушением требований Закона об адвокатуре и Кодекса профессиональной этики адвоката», – подчеркнуло Управление Минюста по КБР и предложило прекратить статус адвоката Дианы Ципиновой.
21 октября Квалификационная комиссия АП Кабардино-Балкарской Республики рассмотрела материалы дисциплинарных производств.
Комиссия пришла к выводу о необходимости прекращения дисциплинарного производства в отношении адвоката Ципиновой.
Как рассказал «АГ» один из защитников Дианы Ципиновой, советник ФПА Нвер Гаспарян, участвовавший в рассмотрении дисциплинарного дела, все те действия адвоката, на которые представитель регионального Минюста ссылалась как на нарушения, на самом деле были правомерными. «Поскольку ведомство фактически ссылалось на материалы уголовного дела, хотя предъявленные обвинения и не касаются компетенции Квалификационной комиссии, защита представила целый том письменных доказательств и аудиозаписей, смысл которых заключался в том, что Диана Ципинова не нарушала норм адвокатской этики и законодательства об адвокатуре. Была приобщена и наша позиция по уголовному делу», – рассказал он.
Представитель Управления Минюста по КБР также настаивала, что Диана Ципинова неправомерно производила видеосъемку, пыталась незаконно проникнуть в отдел МВД, оскорбляла его сотрудников и портила имущество. «Но ничего из этого не нашло своего подтверждения», – подчеркнул Нвер Гаспарян.
Советник ФПА добавил, что заключение Квалификационной комиссии усиливает позицию защиты по уголовному делу в отношении Ципиновой, поскольку Комиссия фактически должна будет сделать в своем заключении выводы, опровергающие постановление о привлечении адвоката в качестве обвиняемой.
Адвокат Мурат Карабашев, также защищающий Диану Ципинову, отметил, что для адвокатуры Северо-Кавказского региона решение Квалификационной комиссии АП КБР имеет большое значение. «Негоже представление Минюста слово в слово переписывать с жалобы правоохранителей. Ни одного доказательства в соответствии с КПЭА не представлено, а с нашей стороны представлены доказательства, опровергающие все доводы представления Минюста. Более того, это дисциплинарное дело показало, что корпоративный дух в КБР на высоком уровне, так как адвокатов пришли поддержать их коллеги в большом количестве», – сказал он.
После рассмотрения дисциплинарного дела в отношении Дианы Ципиновой Квалифкомиссия палаты также прекратила производства в отношении Людмилы Кочесоковой, Ратмира Жилокова и Натальи Маговой.