Адвокатская палата г. Москвы опубликовала Разъяснение Совета палаты по вопросам профессиональной этики адвоката № 14 «Об особенностях оказания адвокатами профессиональной юридической помощи в условиях угрозы распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)».
Особенности оказания юридической помощи в условиях пандемии
Отмечается, что право на жизнь и охрану здоровья, равно как и право на получение квалифицированной юридической помощи, являются фундаментальными и неотчуждаемыми конституционными правами человека, не подлежащими ограничению, в том числе в условиях чрезвычайного положения (ст. 20, 41, 48, 56 Конституции).
Требования, предусмотренные п. 1 ст. 7 Закона об адвокатуре и п. 1 ст. 8 КПЭА, в соответствии с которыми при осуществлении профессиональной деятельности адвокат обязан честно, разумно, добросовестно, квалифицированно, принципиально и своевременно исполнять свои обязанности, активно защищать права, свободы и интересы доверителей всеми не запрещенными законодательством средствами, руководствуясь Конституцией, законом и Кодексом, не могут толковаться как умаляющие в какой-либо мере его права на жизнь и охрану здоровья. Каждый адвокат обязан неукоснительно соблюдать распространяющиеся на него, в силу возраста, состояния здоровья или по иным критериям, запреты и (или) ограничения, устанавливаемые решениями уполномоченных органов государственной власти и управления, включая режим самоизоляции и (или) изоляции (карантина). Если это подразумевает невозможность участия адвоката в судебном заседании, следственном или ином процессуальном действии, то это должно признаваться уважительной причиной неявки и такие ситуации должны разрешаться в соответствии с действующим процессуальным законодательством.
Подчеркивается, что адвокатам следует в каждом случае рассматривать вопрос о заявлении ходатайств об отложении судебных заседаний, следственных или иных процессуальных действий, не являющихся безотлагательными, в целях минимизации контактов и рисков распространения инфекции. Вместе с тем в соответствии со ст. 12 КПЭА, «участвуя в судопроизводстве, а также представляя доверителя в органах государственной власти и органах местного самоуправления, адвокат должен соблюдать нормы соответствующего процессуального законодательства, проявлять уважение к суду и лицам, участвующим в деле».
Как отмечено в документе, в соответствии с п. 1 ст. 14 КПЭА «при невозможности по уважительным причинам прибыть в назначенное время для участия в судебном заседании или следственном действии, а также при намерении ходатайствовать о назначении другого времени для их проведения адвокат должен при возможности заблаговременно уведомить об этом суд или следователя, а также сообщить об этом другим адвокатам, участвующим в процессе, и согласовать с ними время совершения процессуальных действий». Эти требования к профессиональному поведению адвоката подлежат исполнению, в том числе при нахождении в режиме самоизоляции или изоляции (карантина), с использованием всех доступных средств связи и коммуникаций (включая электронные), а также, при наличии такой возможности, путем задействования помощников и стажеров адвоката, не находящихся в условиях самоизоляции или изоляции.
Указывается, что в случае невозможности явки для участия в судебном заседании, следственных или иных процессуальных действиях, а также невозможности исполнения иных обязанностей перед доверителем адвокату следует принять все необходимые и возможные в сложившейся ситуации меры для наиболее полного обеспечения прав и законных интересов доверителя, начиная с надлежащего уведомления его о полной или частичной невозможности исполнения поручения и заканчивая (но не ограничиваясь), при необходимости, согласованием с доверителем вопроса о своей постоянной или временной замене другим адвокатом, не подлежащим самоизоляции или карантину.
«Объявление на территории Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции нерабочих или выходных дней само по себе – в отсутствие оснований для изоляции (карантина) или самоизоляции адвоката – не является уважительной причиной отказа от исполнения поручения доверителя, а также от участия в судебном заседании, следственном или ином процессуальном действии. При принятии решений об осуществлении профессиональной деятельности в нерабочие (выходные) дни адвокатам следует руководствоваться общими профессионально-этическими нормами и требованиями. При этом Совет исходит из того, что осуществление в нерабочие дни защиты по назначению, а также оказание юридической помощи в рамках системы оказания бесплатной юридической помощи подлежат оплате в соответствии со ставками, установленными для оказания такой юридической помощи в выходные и праздничные дни», – подчеркивается в документе.
Отмечается, что адвокатам, зарегистрированным в АИС Адвокатской палаты г. Москвы, на которых решениями уполномоченных органов власти и управления распространяются или будут распространены ограничения и запреты, включающие в себя требования изоляции (карантина) или самоизоляции, следует незамедлительно вносить в АИС АПМ соответствующие сведения для исключения возможности направления им заявок.
При оказании адвокатами, состоящими в реестре адвокатов г. Москвы, юридической помощи доверителям на территории иных субъектов РФ следует руководствоваться требованиями нормативных актов по предмету настоящего Разъяснения, действующих как на территории г. Москвы, так и на территории субъекта РФ по месту оказания юридической помощи.
Отложение судебных заседаний
Кроме того, АП г. Москвы опубликовала пример ходатайства об отложении судебного заседания (при наличии ходатайства следователя о продлении срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество).
В нем указывается, что на основании Постановления Президиумов ВС и Совета судей от 18 марта, о котором писала «АГ», и в целях реализации мер, предусмотренных Указом мэра Москвы от 5 марта № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (с последующими изменениями и дополнениями), Московским городским судом 19 марта разъяснен режим работы судов общей юрисдикции на период до 10 апреля. В разъяснении конкретизирован перечень дел безотлагательного характера: к ним относятся дела об избрании, продлении, отмене или изменении меры пресечения, о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни, дела об административных правонарушениях (связанные с приостановлением деятельности организаций, ограничением свободы граждан, в том числе материалы по вопросам административных выдворений в принудительном порядке, в частности в связи с нарушением иностранными гражданами режима пребывания и несоблюдением ограничений, введенных на основании Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 31 января (2019-nCoV)) и другие категории дел и материалов, подлежащие безотлагательному рассмотрению в соответствии с требованиями процессуального законодательства.
«Таких требований в отношении рассмотрения судом ходатайства о продлении срока наложения ареста на имущества нормы уголовно-процессуального законодательства не содержат», – указывается в документе.
Кроме того, Указом Президента от 25 марта № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории России установлено, что дни с 30 марта по 3 апреля являются нерабочими. Обращением президента от 25 марта гражданам рекомендовано соблюдать режим социального дистанцирования. Жителям г. Москвы отдельно предписано избегать социальных контактов и пребывания в общественных местах, а также не покидать места проживания (пребывания) без крайней необходимости. «Несоблюдение вышеперечисленных предписаний представляет реальную опасность для жизни и здоровья людей, поскольку способствует увеличению скорости распространения новой коронавирусной инфекции и, как следствие, повышению риска для жизни и здоровья людей», – подчеркивается в ходатайстве.
Отмечается, что проведением судебного заседания по вопросу, не являющемуся безотлагательным, нарушаются конституционные гарантии участников судопроизводства, предусмотренные ст. 20 и 41 Конституции, а также требования ст. 9 УПК.
АП г. Москвы предлагает ходатайствовать об отложении судебного заседания по рассмотрению ходатайства следователя о продлении срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество на дату после 10 апреля.
Обеспечение баланса прав
Вице-президент АП г. Москвы, заместитель председателя Комиссии ФПА РФ по защите прав адвокатов Вадим Клювгант отметил, что главная задача, которая стояла при подготовке разъяснений, – обеспечить баланс между двумя гарантированными конституционными ценностями высшего порядка: правом на жизнь и здоровье и правом на получение квалифицированной юридической помощи. «Эти права не могут быть ограничены даже при введении чрезвычайного положения, но надеюсь, что до этого не дойдет», – подчеркнул он. Вадим Клювгант добавил, что АП г. Москвы обязана была сформулировать разъяснения, поскольку на адвокатов возложена реализация второй гарантии, но это не должно делаться с риском для их жизни и здоровья.
Вице-президент АП г. Москвы заметил, что, хотя и с ограничениями, но продолжается деятельность судов. «Причем эти ограничения не ясны, поскольку они везде разные. Также продолжается деятельность следственных органов и органов дознания, – отметил он. – Там, где все эти органы действуют, гражданам нужна квалифицированная юридическая помощь, и в большинстве случаев участие адвоката обязательно в силу закона».
«Мы сформулировали позицию о том, что адвокаты продолжают выполнять свои обязанности по оказанию квалифицированной юридической помощи, но при этом безусловно соблюдая все вводимые ограничения, а также требования и рекомендации о соблюдении мер безопасности. Если, скажем, в силу возраста адвокат не должен выходить из дома, он должен соблюдать этот нормативно установленный критерий. Если кто-то вернулся из поездки и подлежит карантину или самоизоляции, то это другой критерий, и он тоже должен соблюдаться. Критерии могут меняться и дополняться со временем, а заложенный в Разъяснение подход остается общим», – резюмировал Вадим Клювгант.
Комментарии адвокатов
Напомним, 26 марта МКА «РОСАР» направила в Адвокатскую палату г. Москвы проект ходатайства о переносе следственных действий (оперативно-розыскных и иных мероприятий) в связи с угрозой распространения коронавируса и введением режима повышенной готовности в г. Москве. В связи с этим «АГ» попросила автора проекта – заместителя председателя президиума МКА «РОСАР» Екатерину Смирнову, а также председателя правления коллегии Сергея Ахундзянова проанализировать разъяснения АП г. Москвы.
Так, Екатерина Смирнова отметила, что адвокат, помимо обязанности оказывать юридическую помощь, должен проявлять заботу и осмотрительность как в отношении себя, доверителя и своих близких, так и в отношении сотрудников правоприменительных органов (судей, следователей, дознавателей, оперативных сотрудников, прокуроров). «В связи с этим полагаю, что разъяснения Совета АП г. Москвы и проект ходатайства являются своевременными и обоснованными в связи со сложной эпидемиологической обстановкой в регионе», – указала адвокат. Она рассказала, что несколькими днями ранее многими адвокатами стало использоваться типовое ходатайство о переносе следственных действий, которое было разработано в МКА «РОСАР». Данное ходатайство, так же как и рекомендованное адвокатской палатой, обосновывает необходимость отложения следственных, оперативно-розыскных и иных действий, если они не носят безотлагательного характера, считает эксперт.
«Аналогичные ходатайства уже начали подавать с конца прошлой недели, и мы ждем, какая практика по ним сформируется и какая реакция будет у должностных лиц. Вместе с тем в нашем типовом ходатайстве имеется пункт, основанный на требовании ст. 41 Конституции о праве гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь. Согласно п. 2 указанной статьи “В Российской Федерации… принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию”. В связи с этим в ходатайстве есть пункт с просьбой уведомить о проводимых в правоприменительном органе санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях, направленных на недопущение возникновения и распространения коронавирусной инфекции», – подчеркнула Екатерина Смирнова. По ее мнению, данное положение направлено на защиту здоровья не только адвокатов и их доверителей, но, в первую очередь, непосредственно сотрудников правоприменительных органов.
Сергей Ахундзянов в свою очередь выразил надежду, что руководство адвокатских образований обратится к руководителям следственных, правоохранительных и иных органов, прокуратуры и т.д. для организации мероприятий по защите их сотрудников, а также посетителей и проинформирует об этом лиц, участвующих в судопроизводстве.
«Согласно распространенным рекомендациям для минимизации возможности заражения и распространения вируса следует использовать медицинские маски, резиновые перчатки, дезинфицирующие средства для рук, а также ультрафиолетовые бактерицидные лампы. Однако с учетом дефицита, к примеру, масок в регионе, полагаю, было бы целесообразным, чтобы маски и перчатки, а также дезинфицирующие растворы предоставлялись тем органом, который приглашает адвоката и его доверителя, а помещения были оснащены ультрафиолетовыми лампами», – указал он.
По его мнению, именно с таким предложением должны обратиться руководители адвокатских образований федерального и регионального уровней к руководителям правоприменительных органов.