Как стало известно «АГ», 26 марта МКА «РОСАР» направила в Адвокатскую палату г. Москвы проект ходатайства о переносе следственных действий (оперативно-разыскных и иных мероприятий) в связи с угрозой распространения коронавируса и введением режима повышенной готовности в г. Москве.
Как ранее писала «АГ», 23 марта АП г. Москвы опубликовала обращение к адвокатам, в котором предложила в связи с распространением коронавирусной инфекции (2019-nCoV) рассмотреть вопрос о безотлагательной подаче ходатайств и (или) жалоб об изменении меры пресечения на не связанную с содержанием подозреваемых (обвиняемых) в СИЗО, особенно в отношении лиц пожилого возраста, а также страдающих хроническими заболеваниями.
АП г. Москвы рекомендовала обстоятельства, связанные с пандемией и имеющие характер форс-мажора, использовать в качестве самостоятельных доводов в дополнение ко всем иным доводам, обращая внимание лиц, в производстве которых находятся конкретные уголовные дела, на необходимость незамедлительного разрешения процессуального обращения.
В проекте ходатайства МКА «РОСАР» отмечается, что в целях предупреждения распространения заболеваемости среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также работников уголовно-исполнительной системы РФ главным государственным санитарным врачом ФСИН России вынесено постановление «О введении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мер, направленных на недопущение возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Согласно указанному постановлению с 16 марта и до особого указания в учреждениях территориальных органов ФСИН России и следственных изоляторах ФСИН России приостановлено предоставление длительных и краткосрочных свиданий. Приказом УФСИН России по г. Москве № 168 от 20 марта введен режим особых условий с 20 марта по 18 апреля в учреждениях УФСИН России по г. Москве.
«Представляется, что принципиальной позиции Президента России Путина В.В. и принимаемых мер необходимо придерживаться не только рядовым гражданам, но прежде всего должностным лицам, в том числе и правоприменительных органов. Ведь именно они призваны обеспечивать порядок, законность в нашем государстве, также ставя жизнь и здоровье граждан основным приоритетом», – подчеркивается в проекте ходатайства.
Отмечается, что адвокаты, равно как и их доверители, потерпевшие, свидетели и иные участники уголовного судопроизводства, в том числе и сотрудники правоприменительных органов, являются такими же гражданами, обладающими всеми правами, беспокоящимися о своем здоровье, безопасности своих родных и близких.
В документе указывается, что назначение в период борьбы с реальной мировой угрозой распространения коронавируса оперативно-разыскных мероприятий или следственных действий, не носящих срочного, безотлагательного характера, не обусловленных возможностью угрозы жизни и здоровью граждан, прямо противоречит официальной позиции государства, прямым указаниям, а также смыслу ст. 2 Конституции, провозгласившей, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
В проекте отмечается, что проведение так называемых «плановых» оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий, не обусловленных объективной необходимостью, создает реальную угрозу здоровью и жизни их участников. В первую очередь это обусловлено необходимостью нарушить рекомендуемый режим самоизоляции, необходимостью вынужденного контакта с прохожими, людьми в общественном транспорте, соприкосновением с множеством необрабатываемых поверхностей – перилл, кнопок, поручней, ручек и т.д.
Подчеркивается, что непринятие во внимание сотрудниками уполномоченных органов эпидемиологической ситуации указаний первых лиц государства, рекомендаций Минздрава и иных органов прямо противоречит их первостепенному предназначению, а именно защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, обеспечению общественной безопасности.
«Полагаем разумным, не противоречащим действующему законодательству (в том числе Федеральному закону от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” и Кодексу профессиональной этики адвоката), отвечающим адекватности принимаемых на международном (всемирном) уровне мер в случае вызовов для проведения оперативно-разыскных мероприятий, следственных действий оставить за собой право отказаться от участия в них, мотивировав это желанием и необходимостью самоизоляции в целях сохранения собственного здоровья и жизни, а также жизни и здоровья своих родственников», – отмечается в документе.
Коллегия предлагает ходатайствовать о переносе следственных действий (оперативно-разыскных мероприятий) в связи с угрозой распространения коронавируса и введением режима повышенной готовности до его окончания, признать неявку в назначенное время уважительной причиной, уведомить о проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях, направленных на недопущение возникновения и распространения инфекции. Кроме того, коллегия предлагает ходатайствовать о вынесении законного, обоснованного и мотивированного постановления об удовлетворении данного ходатайства либо о полном или частичном отказе в его удовлетворении, которое довести до сведения лица, заявившего его, предоставить копию соответствующего постановления, а в случае отказа в удовлетворении – дать письменный, мотивированный отказ для последующего обжалования.
В комментарии «АГ» автор ходатайства, заместитель председателя президиума МКА «РОСАР» Екатерина Смирнова отметила, что, следуя букве закона, ею был составлен пример ходатайства, который соответствует требованиям ч. 4 ст. 7 УПК РФ, то есть является законным, обоснованным и мотивированным. Адвокат полагает, что если должностное лицо, которое будет рассматривать данное ходатайство, также будет руководствоваться положениями уголовно-процессуального закона, то оно поддержит его.
Екатерина Смирнова отметила, что не случайно попросила сообщить о проводимых в органе санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях, направленных на недопущение возникновения и распространения коронавируса. «В случае если следователь или иное должностное лицо не сообщит о мерах, принимаемых в этом учреждении, то, как представляется, имеются основания для невыполнения его требований в связи с реальной угрозой жизни и здоровью», – подчеркнула она.
Также, по ее мнению, при наличии повестки о вызове на допрос (постановления о приводе и иных требований о явке) целесообразно обратиться с жалобой к прокурору для обеспечения надзора за исполнением федерального законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения по данному конкретному случаю.
Стоит отметить, что в момент подготовки новости к публикации на сайте АП г. Москвы было опубликовано Разъяснение «Об особенностях оказания адвокатами профессиональной юридической помощи в условиях угрозы распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)». В нем, в частности, отмечается, что адвокатам следует в каждом случае рассматривать вопрос о заявлении ходатайств об отложении судебных заседаний, следственных или иных процессуальных действий, не являющихся безотлагательными, в целях минимизации контактов и рисков распространения инфекции. «Участие в таких действиях, а также посещение любых организаций и учреждений, свидания с доверителями следует во всех случаях осуществлять только с неукоснительным соблюдением всех рекомендованных уполномоченными органами государственной власти и управления мер предосторожности», – указала АП г. Москвы (Подробнее о разъяснениях палаты – в следующем материале «АГ».)