11 мая дети жертв политических репрессий Алиса Мейсснер, Елизавета Михайлова и Евгения Шашева обратились с письмом (есть у «АГ») на имя председателя Конституционного Суда Валерия Зорькина с просьбой содействовать исполнению ранее вынесенного в их пользу постановления КС. Письмо было составлено юристом Григорием Вайпаном, который представлял их интересы в Конституционном Суде.
Напомним, как писала ранее «АГ», 10 декабря 2019 г. Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 39-П по делу о проверке конституционности ст. 13 Закона о реабилитации жертв политических репрессий и ряда положений Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 об обеспечении права жителей столицы на получение жилья. Инициаторами жалоб в КС РФ выступили Евгения Шашева, Алиса Мейсснер и Елизавета Михайлова. Все три женщины проживают в разных регионах страны и являются жертвами политических репрессий. Они родились в высылке или спецпоселении, куда были отправлены их родители в 1930–1940-е гг. Заявительницы хотят получить жилье в Москве, где их родители проживали до репрессий. В 2017–2018 гг. женщины обращались с заявлениями о постановке их на жилищный учет в Департамент городского имущества г. Москвы, но получили отказ. Попытка оспорить отказ в различных судах не увенчалась успехом, как и попытка обжалования отдельных положений Закона г. Москвы № 29 в порядке КАС.
В постановлении Конституционный Суд подчеркнул, что региональный законодатель не должен вводить процедуры и условия, которые искажают само существо тех или иных конституционных прав и гарантий. Исходя из того, что соответствующие правоотношения комплексно реализуются на территории нескольких субъектов РФ, их правовое регулирование не может быть осуществлено только на уровне отдельно взятых регионов, а потому оно может быть предусмотрено только федеральным законом. Он отметил, что применение норм, устанавливающих порядок и условия предоставления жилья отдельным категориям граждан (в частности, в Москве), к детям жертв политических репрессий влечет фактическую невозможность возмещения им вреда в гарантированном государством объеме, в том числе в части осуществления их жилищных прав.
В связи с этим Суд признал неконституционными оспариваемые нормы. Федеральному и региональным законодателям (в том числе законодательному органу российской столицы) было предписано незамедлительно внести в действующее правовое регулирование соответствующие изменения. До этого лица, относящиеся к указанной категории граждан, включая заявительниц, принимаются на учет для обеспечения жильем без соблюдения условий, установленных жилищным законодательством для иных категорий граждан. КС также распорядился пересмотреть судебные дела заявительниц.
Во исполнение постановления 14 июля 2020 г. правительство внесло в Госдуму разработанный Минстроем законопроект № 988493-7 в целях защиты жилищных прав детей жертв политических репрессий. Документ вызвал критику со стороны юристов, в частности Григорий Вайпан назвал законопроект «официальным саботажем» судебного акта Конституционного Суда. Он подчеркивал, что правительственный законопроект сохраняет ситуацию, когда жертвам репрессий придется десятилетиями ждать в общей очереди, а учитывая их преклонный возраст, реально жилья не дождется никто. Законопроект был принят в первом чтении в ноябре 2020 г., а в январе 2021 г. документ был подготовлен ко второму чтению, дата которого так и не была назначена.
В письме Валерию Зорькину отмечается, что спустя почти полтора года после вынесения Постановление № 39-П остается неисполненным. Также указано, что внесенный в Госдуму в нарушение шестимесячного срока правительственный законопроект в действительности не соответствует постановлению и не позволит реабилитированным лицам реализовать свое право вернуться на прежнее место жительства.
«Во-первых, вопреки постановлению Конституционного Суда РФ, законопроектом предлагается оставить жилищное обеспечение возвращающихся из ссылки жертв репрессий в ведении субъектов РФ. Между тем Конституционный Суд РФ указал, что поскольку правоотношения по обеспечению жилыми помещениями реабилитированных жертв политических репрессий, возвращающихся на прежнее место жительства, комплексно реализуются на территории нескольких субъектов РФ, то их правовое регулирование не может быть осуществлено только на уровне отдельно взятых субъектов РФ, а потому оно может быть предусмотрено только федеральным законом (п. 4 мотивировочной части постановления), – отмечено в письме. – Кроме того, Конституционный Суд РФ отметил, что именно федеральный законодатель обязан урегулировать права лиц, являющихся жертвами политических репрессий, с тем чтобы на всей территории РФ были обеспечены равные условия реализации этими лицами конкретных гарантий, закрепленных федеральным законом (п. 3.1 мотивировочной части постановления)».
В письме также подчеркивается, что правительственный законопроект предусматривает правовое регулирование, согласно которому жертвы репрессий попадут в самый конец общей очереди на жилье, но эту категорию лиц составляют пожилые люди, которые не доживут до получения жилья, так как на данный момент перед ними в общей очереди стоит почти 50 тыс. семей. При этом ряд предписаний КС не был учтен при разработке законопроекта, что подтверждается заключением Общественной палаты. К аналогичному выводу пришли федеральный омбудсмен, Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, Комиссия при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий, полномочный представитель Правительства РФ в Конституционном Суде и Верховном Суде РФ, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, а также десятки общественных организаций. В свою очередь, 110 российских общественных деятелей и более 100 московских городских и муниципальных депутатов подписали открытые письма с требованием исполнить постановление КС в полном объеме, почти 100 тыс. человек подписали петицию в адрес Госдумы с аналогичным требованием.
«В совместном запросе властям РФ два специальных докладчика Совета по правам человека ООН приветствовали постановление Конституционного Суда РФ, однако отметили, что право реабилитированных лиц на жилище по-прежнему не гарантировано. Они указали, что меры по обеспечению жертв репрессий доступным жильем по их прежнему месту жительства являются неотложными и что необходимость ждать возвращения или получения доступа к социальному жилью продолжительностью более двух лет не может рассматриваться как оперативное возмещение вреда и поэтому несовместима с международными стандартами в области прав человека», – сообщается в письме.
Авторы письма просят председателя Конституционного Суда обратиться от имени КС в Госдуму и Правительство РФ с заявлением о необходимости незамедлительного исполнения Постановления № 39-П/2019 в полном объеме и поручить Секретариату Суда внести информацию о неисполнении вышеуказанного постановления в годовой информационно-аналитический отчет об исполнении решений КС РФ.
В комментарии «АГ» Григорий Вайпан отметил, что прошло больше года с тех пор, как Минстрой разработал поправки, и почти полтора года с тех пор, как Конституционный Суд в своем постановлении потребовал незамедлительно исправить законодательство. «Это постановление КС до сих пор не исполнено, какой-либо информации о том, когда оно будет исполнено, у нас нет. “Детей ГУЛАГа” с каждым днем остается все меньше, поэтому мы используем все доступные средства защиты. По Закону о Конституционном Суде и по регламенту КС у него есть полномочия на случай неисполнения его решений. Если судьям КС не безразлична судьба их постановления, то у них есть все основания вмешаться уже сейчас», – подчеркнул он.
Член экспертного совета Института права и публичной политики, доцент кафедры конституционного права РГУП, к.ю.н. Ольга Кряжкова отметила, что рассматриваемый случай иллюстрирует пример последовательной борьбы за исполнение постановления КС. «Само постановление я продолжаю оценивать как весьма положительное, но последующая попытка воплотить его в законе – абсолютно провальная. Важно, что общество знает об этом и требует от властей другого, что выражается в многочисленных публичных заявлениях, 100-тысячной петиции на change.org в поддержку жертв репрессий и т.д.», – полагает она.
По словам эксперта, направление письма в Конституционный Суд можно только приветствовать: «Если председатель КС РФ воспользуется своей возможностью выступить с заявлением перед палатами Федерального Собрания и Правительством РФ, это будет эффективным шагом, способным продвинуть ситуацию вперед. Случится ли это, сказать трудно: до настоящего времени подобных прецедентов не было. Но, насколько известно, никто и не выступал с такими просьбами».
Она также обратила внимание на то, что в последнее время КС РФ все чаще уделяет внимание вопросу о надлежащем исполнении своих постановлений. «Взять хотя бы дело Однодворцевых (Постановление КС РФ № 30-П/2020) или дело заявителей, столкнувшихся с отказом индексировать присужденные денежные суммы после некачественно исполненного решения КС по этому вопросу (Постановление № 1-П/2021). Это вселяет надежду на то, что Суд не останется безучастным и в этом вопросе», – заключила Ольга Кряжкова.
Председатель КА «Минушкина и партнеры» Анна Минушкина отметила, что уже имеется судебная практика, согласно которой постановка на жилищный учет возможна только самого реабилитированного лица или его детей, но не всех членов его семьи. «Члены семьи реабилитированного лица должны соответствовать требованиям ЖК РФ и законодательству субъектов, регулирующему постановку на жилищный учет», – пояснила она.
По словам эксперта, на практике имеется еще более острый вопрос – даже после принятия Постановления № 39-П при наличии справки о реабилитации жертв политических репрессий реабилитированные лица все равно не имеют возможности оперативно встать на жилищный учет и в краткие сроки вернуться в предоставленные жилые помещения в Москве. «Через МФЦ осуществить это оказалось невозможным, так как для постановки на жилищный учет, согласно регламенту, необходимо в любом случае предоставление всех предусмотренных законодательством документов, а справка о реабилитации жертв политических репрессий прикладывается как дополнительный документ. Таким образом, в МФЦ поясняют, что основанием для постановки на жилищный учет является не признание в установленном порядке лицом из числа жертв политических репрессий, а соответствие требованиям жилищного законодательства, поэтому в любом случае необходимо предоставление предусмотренных законодательством документов», – рассказала Анна Минушкина.