Совет Федерации одобрил закон, вносящий изменения в ст. 278 ГК РФ и ст. 65 Закона об исполнительном производстве. Поправками предусматривается окончание исполнительного производства по взысканию алиментов в случае невозможности разыскать должника.
Ранее «АГ» сообщала о ходе разработки соответствующего законопроекта и о его одобрении Комиссией Правительства РФ по законопроектной деятельности. Проектом предлагалось заканчивать исполнительное производство и возвращать исполнительный документ взыскателю, если в течение одного года со дня получения последних сведений о должнике розыск оказался безрезультатным и все меры по обнаружению его места нахождения исчерпаны. При этом судебный пристав-исполнитель обязан разъяснить взыскателю право на обращение в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим. Также устанавливался перечень действий судьи после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим. В частности, приняв заявление, судья должен запрашивать информацию у Федеральной службы судебных приставов.
Тогда эксперты «АГ», оценивая предлагаемые изменения, указывали, что они могут привести к злоупотреблениям со стороны незаконопослушных граждан, а бремя содержания ребенка должника, которого ФССП не может отыскать, будет переложено на государство.
Впоследствии на стадии внесения законопроекта в Думу он претерпел некоторые изменения и в этом виде прошел все три чтения. Адвокат АБ «Хазов, Кашкин и партнеры» Евгений Тарасов отметил, что в отличие от предложенного к общественному обсуждению законопроекта из окончательного варианта были исключены положения о возвращении исполнительного документа. «Таким образом, долг по алиментам не будет списываться и приставы продолжат исполнительные действия», – пояснил он и добавил, что приветствует принятый закон, так как он действительно решает имеющуюся проблему с отсутствующими должниками.
Однако адвокат АП г. Москвы Анна Минушкина считает, что данный закон не вносит каких-то существенных изменений в действующее законодательство, поскольку и до этого взыскатель имел право на обращение в суд с требованием о признании должника безвестно отсутствующим.
«Однако ввиду того, что у взыскателей отсутствовала информация о результатах розыска, к данному механизму прибегали редко. Таким образом, указанный закон направлен, прежде всего, на повышение информированности взыскателей», – разъяснила адвокат.
«Стоит отметить, что данная редакция закона, в отличие от проекта, который вносился Минюстом, не предлагает дополнять перечень оснований для возвращения исполнительного листа взыскателю тем случаем, когда в течение одного года со дня получения последних сведений о должнике по исполнительному документу о взыскании алиментов не установлено место его нахождения», – сообщила Анна Минушкина и добавила, что это верное решение.
«В любом случае, если суд признает лицо безвестно отсутствующим или умершим, то по п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство будет прекращено, поскольку смерть должника по алиментным обязательствам не допускает правопреемства. И в том случае, если должник объявится, исполнительное производство будет возобновлено по заявлению взыскателя или инициативе судебного пристава-исполнителя», – заключила Анна Минушкина.