×

Эксперты обсудили применение искусственного интеллекта в юридической практике

В рамках конференции Legal AI by OpenTalks спикеры, занимающиеся реализацией инновационных проектов в области права, рассказали, как искусственный интеллект и машинное обучение помогают решить рутинные юридические задачи
Фотобанк Freepik
Участники дискуссии призвали автоматизировать техническую работу, которая занимает много времени у человека. В ходе обсуждения были продемонстрированы возможности конкретных программных продуктов, которые не пытаются конкурировать с юристами, а лишь упрощают их жизнь, позволяя больше времени уделять сложным творческим задачам.

19 сентября 2019 г. в Москве прошла конференция Legal AI by OpenTalks, посвященная применению искусственного интеллекта в юридической практике.

Открывая дискуссию, общественный омбудсмен по цифровой экономике и основатель группы компаний Seldon Илия Димитров обратил внимание на то, что четвертая промышленная революция и развитие новых технологий в первую очередь должны повлиять на мышление людей.

Он отметил, что увлеченность искусственным интеллектом нередко приводит к «цифровому гедонизму». Однако, подчеркнул эксперт, новые технологии не заменяют человека, они лишь помогают ему упростить выполнение отдельных задач. По словам спикера, при помощи искусственного интеллекта можно получить несколько типов прогнозов, один из которых – прогноз риска. Именно указание на возможность наступления конкретных негативных последствий, по мнению Илии Димитрова, наиболее важно для юристов.

Омбудсмен подчеркнул: все, что может сделать на сегодняшний день «машина», – дать прогноз. Управлять выявленным риском юристу придется самостоятельно. Илия Димитров обратил внимание участников конференции на тот факт, что в условиях, когда любой может получить прогноз, ключевыми вопросами становятся скорость и грамотность реакции на выявленный риск. В эту плоскость, по его мнению, и перемещается конкуренция среди юристов.

Читайте также
Эксперты прокомментировали результаты опроса «АГ» об использовании юристами IT-технологий
Исследование проводилось с целью выяснения степени IT-грамотности в профессии и потребности в конкретных legaltech-продуктах
20 Июня 2019 Новости

Директор проектов в рамках Правового департамента Сбербанка Роман Кошелев рассказал об опыте его компании при внедрении новых технологий. Специалисты банка выяснили, что трудности автоматизации юридической деятельности связаны со сложной семантикой правовых документов. Как указал спикер, решить эту проблему можно при помощи перевода правовой информации в структурированное машиночитаемое представление.

Роман Кошелев рассказал, что в первую очередь сотрудникам Сбербанка требуется произвести разметку документов, структурировав текст и установив связи между его частями. После этого производится извлечение данных, в результате чего машина видит выявленные человеком связи. Например, она понимает, кто именно занимает должность генерального директора или какое лицо выполняло на общем собрании акционеров функции секретаря.

Спикер привел схему, по которой так называемый «робот-юрист» проводит правовую экспертизу кредитной сделки. После загрузки отсканированного документа система переводит его в машиночитаемую форму. Далее при необходимости используется «склейщик», который соединяет несколько документов в один актуальный. Например, сопоставив договор и дополнительное соглашение к нему, выдает актуальную редакцию договора. После этого программа извлекает факты из документов и применяет к ним имеющиеся у нее скрипты, то есть автоматически выполняет те операции, которые ранее юрист делал вручную. В итоге «робот-юрист» выдает свое заключение относительно планируемой сделки. В спорных ситуациях выводы программы анализирует юрист.

В заключение своего доклада Роман Кошелев привел конкретные цифры, свидетельствующие об эффективности «робота-юриста». Так, за 8 месяцев 2019 г. программа подготовила почти 450 заключений. При этом на создание одного такого документа уходит максимум несколько минут, а за час робот в среднем способен выдать более 50 заключений. «Один юрист тратит более 2 часов на обработку одного такого запроса. То есть программа справляется с работой 350 человек», – подытожил Роман Кошелев. При этом он заверил собравшихся, что юристов не увольняют. Они, по словам спикера, теперь могут больше времени заниматься более сложными задачами.

Директор по правовым вопросам ПАО «МегаФон» Сергей Переверзев продемонстрировал программу, которую ежедневно используют юристы его компании. Она выполняет три основные функции: создает типовые договоры, формирует отзывы на типовые иски и переводит скан-копии счетов в формат копируемого текста.

Конкретную задачу боту пользователь ставит в чате с ним. По словам руководителя по корпоративному праву и эффективности ПАО «МегаФон» Марии Юсуповой, именно в этой части программы реализован искусственный интеллект, поскольку бот понимает «юридический смысл» разговорной речи.

Читайте также
Робота-юриста научили писать исковые заявления
На ПМЮФ «МегаФон» представил доработанную версию бота, составляющего ряд юридических документов
17 Мая 2019 Новости

Сергей Переверзев наглядно продемонстрировал участникам конференции этот навык программы. В чат с ботом он ввел фразу «Поставь суд Ростова». Бот учел, что в качестве сторон договора указаны предприниматель и коммерческая организация, и самостоятельно указал Арбитражный суд Ростовской области. Когда же Сергей Переверзев попросил определить аванс в размере 10 процентов, программа поменяла не только соответствующее условие, но и весь раздел договора об авансе, скорректировав его под новую сумму. Он пояснил, что основанная цель разработки этого продукта – снятие с юристов нагрузки при работе с «массовыми» процессами – типовыми исками и стандартными договорами.

Директор исследовательского центра «Интерфакс-ЛАБ» Илья Мунерман рассказал о том, как сервис «СПАРК» рассчитывает исковую нагрузку компании. Он отметил, что, поскольку судебные споры обычно влияют на финансовую репутацию компании, было принято решение дополнить систему соответствующей функцией. Основная идея – позволить пользователю увидеть прогноз исковой нагрузки интересующей его организации на будущее время. Указанное предположение программа формирует, исходя из судебных дел компании на день проведения анализа.

Илья Мунерман пояснил, что под исковой нагрузкой компаний «Интерфакс» понимает совокупность обязательств или активов, которые возникают у юридического лица в результате судебных споров. «Сама по себе информация об исковых требованиях, предъявляемых к организации, не позволяет точно оценить финансовые издержки, которые возникнут в результате арбитражного спора, поскольку компания может не только проиграть спор, но и выиграть его. Прогнозирование искового бремени имеет важное значение, так как дает возможность точнее определить риски предприятия, связанные с его судебными разбирательствами», – полагает Илья Мунерман.

Спикер отметил, что для обучения программы потребовалось обработать более 2 млн подходящих споров, которые были отобраны людьми. Он подчеркнул, что в ходе создания алгоритмов специалисты учли ряд фактических особенностей. В частности, рассчитывая исковую нагрузку, система знает, что по спорам, где в исковом заявлении налоговая инспекция указала на взаимодействие организации с «фирмой-однодневкой», вероятность выигрыша налогоплательщика сведена к минимуму. Программа также учитывает, что требования больших компаний к мелким удовлетворяются гораздо чаще, чем в случаях, когда, напротив, малый или средний бизнес пытается взыскать деньги с крупного игрока рынка.

Директор исследовательского центра «Интерфакс-ЛАБ» рассказал и о схеме расчета исковой нагрузки. Изначально СПАРК получает информацию о судебных делах из КАД «Мой арбитр». После этого программа классифицирует стороны: в частности, определяет, являются ли они госорганами, организациями или гражданами. Затем рассчитывается вероятность исхода конкретного дела, которая умножается на сумму иска. На следующем этапе программа определяет срок спора и дисконтирует исковую нагрузку. Итогом становится сложение определенной по каждому делу компании исковой нагрузки – это и есть финальная исковая нагрузка организации.

Совместное выступление старшего юриста компании «СИБУР» Алексея Поповцева и генерального директора «Мегапьютер Интеллидженс» Алексея Русских было посвящено цифровому эксперту по договорам на платформе PolyAnalyst, которым пользуются юристы «СИБУРа».

«Мы пытаемся избавить юристов от рутинных операций. Но для дальнейшей автоматизации их работы нужно, чтобы сначала они выполнили довольно большой объем не менее рутинных действий – разметили документы», – отметил парадоксальность ситуации Алексей Русских. Именно поэтому было принято решение автоматизировать и процесс разметки с помощью языка запросов.

После того как юристы «СИБУРа» создали систему экспертных правил, стало ясно, что при их использовании можно не только произвести разметку документа, но и извлечь нужные данные. «Если при помощи правила не получается достать нужные данные, применяется машинное обучение и корректировка правила до тех пор, пока не появится правило, применение которого позволит извлечь необходимую информацию», – сказал Алексей Русских.

В свою очередь Алексей Поповцев сообщил, что еще при первых попытках автоматизации компания выяснила, что скрипты юриста и программиста по одному и тому же вопросу существенно отличаются. «Поэтому мы решили пойти по пути обучения юристов необходимым основам IT», – сообщил Алексей Поповцев. По его словам, все необходимые для их программы сценарии пишут именно юристы: «В ближайшей перспективе компания планирует прописать скрипты по всем видам договоров, которые у нас имеются».

Архитектор бизнес-решений IT-компании «КРОК» Алексей Сидорин выделил три основных направления развития искусственного интеллекта в правовой сфере. Первое из них – поддерживающие процессы, к которым спикер, в частности, отнес распознавание текста и автоматическое составление протоколов. Именно этот блок, с его точки зрения, развивается сейчас наиболее активно. Второе направление эксперт назвал «добавленной ценностью». В качестве примера он привел системы для мониторинга внешних источников и СМИ.

Последний, наиболее сложный и спорный, по мнению спикера, блок – применение искусственного интеллекта в ходе основной деятельности юриста. «Сюда можно отнести самостоятельное вынесение решений, проведение аудита и квалификацию правонарушений», – пояснил Алексей Сидорин. По его мнению, наиболее перспективно в этой области использование «помощников» на базе искусственного интеллекта. Как полагает спикер, программа сможет анализировать практику и давать предварительную оценку по делу, итоговое же решение будет выносить человек.

Читайте также
Адвокаты и юристы об искусственном интеллекте в судопроизводстве
Эксперты «АГ» прокомментировали доклад Виктора Момотова о судебной власти в условиях современных цифровых технологий
09 Апреля 2019 Новости

Сооснователь Timecourt Bot Евгений Суров и технический директор Katesoft Иван Аткин рассказали, как можно использовать искусственный интеллект для решения простых задач, занимающих у человека много времени.

Перед началом доклада спикеры предложили присутствующим принять участие в голосовании. По его итогам выяснилось, что более 30 процентов юристов, находящихся в зале, пытаются решить те или иные задачи своей компании при помощи искусственного интеллекта. Еще 40 процентов сталкиваются с проблемами, которые хотели бы ликвидировать при помощи искусственного интеллекта, но не готовы применять передовые технологии, потому что считают их слишком дорогостоящими.

Евгений Суров на примере арбитражного портфеля одной из страховых организаций показал, сколько времени уходит на выполнение простых операций у юриста. Спикер выяснил, что за год у компании образовалось более 18 тысяч споров, он допустил, что примерно 7 минут юрист организации тратит на то, чтобы внести в таблицу данные об итогах рассмотрения дела. Путем простых подсчетов Евгений Суров продемонстрировал, что на эту работу у одного юриста уходит более 200 рабочих дней.

Иван Аткин рассказал о том, что Katesoft помог Евгению Сурову создать программу, позволяющую в автоматическом режиме «выуживать» из резолютивной части судебного акта необходимые данные и выгружать их в нужный файл. Эксперт также сообщил, что его компания принимала участие в решении еще одного «бытового» юридического вопроса. Для кредитной организации был создан чат-бот, которому сотрудники компании направляют юридические запросы. Если программа находит в своей памяти сформированный ранее юристом ответ на аналогичный вопрос, пользователь сразу же получает его. В этом случае юрист вообще не участвует в процессе. Если бот не находит подходящего решения, то на основе полученной информации он определяет, к компетенции какого отдела юридического департамента относится вопрос, и направляет его именно туда.

Подводя итог, Евгений Суров и Иван Аткин призвали не нацеливаться на масштабные и дорогостоящие задачи при отсутствии ресурсов и времени. Эксперты полагают, что за несколько месяцев и за разумные деньги можно решить простую задачу, автоматизация которой существенно упростит жизнь юристам и позволит им заниматься более сложными и творческими процессами.

Рассказать: