×

Эксперты обсудили роль адвокатуры в новой эпохе

В МГЮА прошла конференция «Адвокатура как индикатор состояния гражданского общества, права и экономики: традиционные и цифровые подходы»
Фото: «Адвокатская газета»
Участники конференции рассмотрели вопросы традиций адвокатуры и подходов к их возможной модернизации, электронных технологий в адвокатской практике, роли адвокатуры в становлении и развитии гражданского общества

8 апреля в МГЮА в рамках VIII Московского юридического форума и XIX Международной научно-практической конференции «Кутафинские чтения» «Социально-экономическое развитие и качество правовой среды» прошла конференция «Адвокатура как индикатор состояния гражданского общества, права и экономики: традиционные и цифровые подходы», сообщает пресс-служба Федеральной палаты адвокатов.

Адвокатура, гражданское общество и государство

Открыл конференцию президент ФПА Юрий Пилипенко, который обратил внимание, что пандемия и меры, вводимые для борьбы с ней, существенно отражаются на взаимоотношениях государства и гражданского общества.

Для многих гражданское общество ассоциируется исключительно с правозащитной и политической деятельностью, заметил он. «Но есть и другая точка зрения, что гражданское общество – это общество свободных людей, которые не находятся на службе у государства и способны сами зарабатывать на свое существование, содержать своих детей, родителей», – сказал Юрий Пилипенко, предположив, что именно это проявление гражданского общества в период пандемии находится под ударом.

Под влиянием пандемии в мире растет влияние государства на разные сферы жизни общества, продолжил он. В России тоже наблюдается эта тенденция: усиливается регуляторное начало, увеличивается количество запретов, устанавливаемых нормативными актами. В то же время российская адвокатура является, по мнению президента Юрия Пилипенко, примером профессиональной свободы и независимости. Тем не менее в ситуации всеобщего усиления регуляторных начал у адвокатуры появляются поводы для настороженности: «Предполагаю, что ближайшие год-два для нашей корпорации, для нашей профессии будут в определенной степени временем испытаний на прочность, на способность отстаивать свою точку зрения. Но мы к этому готовы».

Президент ФПА назвал настоящее время переломным: происходит переход от одного общественного уклада к другому. Повсеместная цифровизация жизни пока вдохновляет, поскольку большинство людей видят в ней комфорт и пользу. Прогнозируя влияние цифровых технологий на современное общество в целом и адвокатуру – в частности, Юрий Пилипенко обратился к примеру изобретения Иоганном Гутенбергом книгопечатания, которое в конечном итоге привело к тому, что труд многочисленных переписчиков книг стал ненужным. Тем не менее в арабских странах в силу особенностей алфавита книгопечатание не получило в то время такого развития, как в Европе, пояснил он. «Именно поэтому у меня есть надежда, что, несмотря на наступление цифровых технологий, этих цифровых машин Гутенберга, которые должны заменить тысячи писцов – нас с вами, сила и дух нашей профессии подобны силе и красоте арабской вязи. И нас, наверное, если машины и заменят, то не в первую очередь, а, скорее всего, в последнюю», – заявил Юрий Пилипенко, завершая свое выступление.

В приветственном слове вице-президент ФПА, президент АП Московской области Алексей Галоганов подчеркнул, что адвокатура – это не просто институт гражданского общества, а институт защиты гражданского общества. Адвокатскому сообществу, заметил он, никогда не было легко: переживала трудности как присяжная, советская, постсоветская, так и сегодняшняя адвокатура. Отношения адвокатуры с государством строились также по-разному. Поэтому, заключил Алексей Галоганов, корпорация сама должна завоевывать свой авторитет, свое место под солнцем и как институт гражданского общества достойно представлять общество и защищать права граждан.

Председатель Белорусской республиканской коллегии адвокатов Виктор Чайчиц рассказал, что в адвокатском сообществе Белоруссии есть определенные сложности и трудности, связанные с тем, что адвокаты перестали общаться «глаза в глаза» не только на международном уровне, но и внутри страны. «По этой причине мы перестали обмениваться мнениями и по-хорошему спорить друг с другом. А в споре, как известно, рождается истина, и всегда можно откровенно спорить только с человеком, которому доверяешь», – считает Виктор Чайчиц.

По его словам, некоторые адвокаты решили использовать интернет-ресурсы и высказывать собственные безапелляционные суждения, считая, что только они правы, перестав слушать других. Таким образом появились адвокаты, которые забыли о своих доверителях и поставили собственные политические амбиции выше адвокатской деятельности. Тем самым они «подставили» всю адвокатуру страны.

Виктор Чайчиц напомнил, что на протяжении десяти лет адвокатская корпорация в Белоруссии жила без вмешательства со стороны государства: создавались адвокатские бюро, адвокаты имели возможность заниматься профессиональной деятельностью индивидуально. В процентном соотношении налогооблагаемая база для адвоката была намного ниже, чем в ряде стран. Тем самым было сделано все для того, чтобы адвокаты занимались своей деятельностью и получали приличное вознаграждение. «Выступая перед коллегами, я часто говорил, что быть вне политики гражданину невозможно. Конечно, какие-то политические действия мы совершаем постоянно. Вместе с тем надо понимать и знать, что если ты выбрал для себя профессию адвоката, то прежде всего необходимо руководствоваться интересами своего доверителя и не забывать золотое правило “не навреди”», – подчеркнул он. В ряде случаев необходимо обжаловать процессуальные решения, действия конкретного чиновника, однако ни в коем случае нельзя порочить всю систему судебной власти, правоохранительную систему, где есть много достойных людей, которые, безусловно, соблюдают закон.

Председатель БРКА подчеркнул, что адвокаты должны показывать пример законопослушности и даже в непростых условиях находить основания для того, чтобы максимально защитить своего доверителя. Кроме того, Виктор Чайчиц призвал адвокатов уважать органы адвокатского самоуправления, которые выражают их волю и всегда посоветуют, как вести себя грамотно. В этом случае, полагает он, государство будет вмешиваться в деятельность адвокатуры крайне редко или не будет вмешиваться вообще.

Цивилистика в уголовном процессе

Заведующий кафедрой уголовно-процессуального права МГЮА, профессор Лидия Воскобитова посвятила свой доклад некоторым вопросам применения цивилистического права в уголовном процессе. По ее мнению, в настоящее время уголовное судопроизводство находится в состоянии серьезного кризиса. Одна из составляющих этого кризиса заключается в недооценке роли адвоката не просто как стороны в состязательном процессе, пользующейся равноправием, а как профессионального участника судопроизводства.

Лидия Воскобитова выделила основные проблемы уголовного судопроизводства. Первая, по ее мнению, состоит в том, что в процессуальных документах факты подменили юридической терминологией, обобщенной до предела. Обвинительное заключение, написанное терминами УК РФ или комментария к нему либо выдержками из постановления Пленума Верховного Суда РФ, адвокату невозможно опровергнуть, поскольку опровергать можно факты.

Вторая проблема – наличие в процессуальных документах по экономическим преступлениям большого количества информации, не относящейся к делу. Как пояснила Лидия Воскобитова, в теории уголовного права такая информация определяется как неотносимые доказательства. Однако на практике почти не встречаются случаи, когда адвокаты оспаривают неотносимые доказательства. По словам Лидии Воскобитовой, когда обвинение загромождается ненужным хламом, юридически устоявшимися клише и штампами, страдает право обвиняемого знать, в чем он обвиняется. Это, с одной стороны, осложняет работу защитника, с другой – требует акцентировать внимание на данной проблеме.

Особое внимание спикер обратила на то, что экономические преступления оказались невероятно сложными с точки зрения профессионального анализа, поскольку на сегодняшний момент наблюдается недостаточно четкое регулирование цивилистических отношений. Терминология ГК РФ, других законов отрасли гражданского права и терминология УК РФ не совпадают и перестают быть адекватными. Одно и то же явление объясняется и толкуется по-разному, создает неразрешимые ситуации, когда адвокат не знает, к какому средству правовой защиты прибегать.

Как полагает Лидия Воскобитова, на сегодняшний момент ситуация складывается так, что профессионализм адвоката должен быть на порядок выше, чем профессионализм следователя, государственного обвинителя и даже судьи. По ее словам, если адвокат не может собрать весь правовой материал и логически представить его судье, то существует высокая вероятность того, что у судьи не хватит времени, сил и возможностей докапываться до сути дела. Тогда он выносит решение на основе тех материалов, которые дали стороны.

Адвокатура и цифровизация

Первый вице-президент Международного Союза (Содружества) адвокатов Петр Баренбойм в своем выступлении остановился на роли адвокатуры в эпоху всеобщей цифровизации. «И золотой, и серебряный, и бронзовый век адвокатуры позади. Мы – последние из могикан традиционной адвокатуры. Надо понимать, что цифровизация не отражает реального масштаба тех проблем, которые перед нами встают и будут вставать», – подчеркнул спикер.

Важнейший вопрос, по мнению Петра Баренбойма: будет ли адвокатура пассивно наблюдать, как часть адвокатского труда будет заменена роботами, потому что они лучше справятся с проблемой подбора законодательства, потом введется электронное правосудие – сначала для простых случаев, затем – и для сложных, или возглавит эти процессы?

Он подчеркнул, что карательная политика государства в сфере экономики, когда любой бизнесмен становится подозреваемым с момента совершения первой сделки – нетерпимая ситуация, и адвокатура могла бы быть более активной, вступать в активное взаимодействие с предпринимательскими сообществами, союзами, вносить свои предложения.

По мнению Петра Баренбойма, на уровне адвокатских палат, крупных коллегий, а также на уровне ФПА целесообразно обобщать подобные дела, делать выводы и представлять на рассмотрение законодателей, руководства следственных органов и руководства прокуратуры. «Прокуратура должна стать дирижером правоохранительной деятельности. Мы, адвокаты, должны подходить к прокуратуре не конфронтационно, хотя мы противостоим в процессе друг другу, но как институты должны сближаться по мере возможности, которая существует. Адвокат должен понимать, что его роль не ограничивается защитой. Он должен считать себя представителем института гражданского общества, быть общественно активным», – уверен он.

Несколько иную точку зрения относительно цифровизации высказала член Совета ФПА Елена Авакян. Ее выступление было посвящено цифровым технологиям в судопроизводстве и адвокатуре. Она обратила внимание, что на сегодняшний день нельзя говорить об искусственном интеллекте как об активной системе. Речь идет о «слабом» искусственном интеллекте, который лишь имитирует когнитивную деятельность человека. Еще достаточно далек тот период, когда появится подлинный искусственный интеллект, который сможет осознать себя в существующей системе координат.

Более того, чем больше будут окружать конкретного человека цифровые технологии, тем больше они будут пугать его своей непредсказуемостью, следовательно, тем чаще и больше ему будут нужны советники, помогающие ориентироваться, в том числе в цифровом мире. Для того чтобы быть готовыми к коммуникации, юристам в целом и адвокатам – в частности необходимо в полной мере понимать глубину вопроса и уметь взаимодействовать с цифровым пространством. Елена Авакян отметила, что одна из задач цифровых технологий в праве – это освобождение юристов от рутинных процедур. Таким образом, взаимодействие юристов и адвокатов в цифровой среде видоизменится, даст новые возможности.

Елена Авакян убеждена, что само по себе электронное правосудие ни адвокатам, ни обществу угрозы не несет. Напротив, оно должно повысить качество работы судей и наконец дать им возможность и время думать над своими процессами.

Она также проинформировала о создании первого модуля Комплексной информационной системы адвокатуры России – автоматизированной подсистемы распределения дел по назначению, которая позволяет с помощью сложнейших настроек удовлетворить потребности всех регионов с учетом всех их особенностей. Елена Авакян сообщила, что в настоящее время АРПН проходит тестовую эксплуатацию в пилотном регионе.

Авторитет адвокатуры

Член Совета ФПА, президент АП Воронежской области Олег Баулин в своем выступлении отметил, что «организация юридической помощи в современной России говорит о некоем “золотом веке” для неорганизованной части юридического рынка и о перманентной реформе адвокатуры». Профессия адвоката, по его словам, в последние несколько лет стала непопулярной, в основном из-за неравноправного положения участников рынка оказания юридической помощи.

Спикер подчеркнул, что по сравнению с тем самым юридическим рынком, который переживает свой «золотой век», в российской адвокатуре действительно порядок. Об этом говорит организационная структура корпорации, наличие правил профессиональной этики, дисциплинарного контроля, системы повышения профессионального уровня, системы сдачи экзаменов, прозрачность в отношении бухгалтерского учета. Однако юридический рынок не является предметом внимания уполномоченных государственных органов. В центре их внимания все время находится адвокатура, в отношении которой реформа была, есть и продолжается.

По мнению Олега Баулина, на авторитет профессии адвоката влияет и развитие специальных упрощенных процедур судопроизводства, в том числе и особого порядка рассмотрения уголовных дел. «Роль адвоката пытаются свести к роли статиста, своим присутствием подтверждающего легитимность уголовного преследования. В такой ситуации и роль суда от роли органа правосудия нивелируется до секретарской функции, санкционирующей, по сути дела, обвинение», – заметил он.

Зарубежный опыт

Секретарь Совета адвокатов Украины, заместитель председателя комитета электронного судопроизводства и кибербезопасности адвокатской деятельности Игорь Колесников поделился опытом, который приобретает украинская адвокатура с введением цифровых технологий. Он поддержал мнение Петра Баренбойма в той части, что адвокатура должна занять лидирующее место в процессе цифровизации, поскольку сфера цифровых технологий затронула все аспекты человеческой жизни.

Игорь Колесников рассказал о реформах, проведенных после вступления в силу нового Закона об адвокатуре и адвокатской деятельности Республики Украина в августе 2012 г. К концу 2012 г. была создана Национальная ассоциация адвокатов Украины, объединившая практикующих и приостановивших статус адвокатов. По состоянию на март 2021 г. количество адвокатов на Украине составляет около 60 000, из них – около 42 000 практикующих адвокатов. Были сформированы органы адвокатского самоуправления, дисциплинарные и квалификационные комиссии регионов, высшие органы адвокатского самоуправления. Формирование всех органов адвокатского самоуправления происходит коллегиально. Создан единый реестр адвокатов Украины, где содержится вся необходимая информация о каждом адвокате. Действует только электронная форма ордера – документа, подтверждающего полномочия адвоката, при этом предусмотрена возможность распечатать ордер в бумажном виде и использовать. Ведется работа по созданию единой судебной телекоммуникационной системы. Идет интеграция данных единого реестра с единой судебной телекоммуникационной системой.

Вместе с тем Игорь Колесников информировал и о проблемах, с которыми сталкивается адвокатура Украины. Это – возросшая практика обращений со стороны судей, прокуроров, следователей с жалобами о нарушении адвокатской этики адвокатами с целью вывести их из дела.

По словам Игоря Колесникова, в 2013 г. был создан Комитет защиты прав адвокатов и гарантий адвокатской деятельности. Комитетом проведена большая работа, установлены профессиональные связи с европейскими инстанциями – в некоторых случаях представители Комитета напрямую обращаются в Совет Европы, ПАСЕ с информацией о том, как соблюдаются права адвокатов на Украине.

Ирина Чернышова, Principal Consultant, NAS Solutions LTD, посвятила свое выступление регулированию работы солиситоров в Англии, основным принципам и последним изменениям в правилах.

Она сообщила, что разделение на барристеров, которые выступают в суде и не могут работать с клиентами, и солиситоров, осуществляющх все остальные виды юридических услуг, сейчас становится все более размытым, происходит сближение функций. Так, солиситоры могут получать право представлять клиентов в судах после сдачи экзамена, а барристеры после сдачи экзамена могут получить право работать с клиентами.

Ирина Чернышова также информировала, что солиситоры обязаны следовать кодексу профессионального поведения и правилам этики, схожим с Кодексом профессиональной этики адвоката. За соблюдением кодекса профессионального поведения и правил этики следит основной регулирующий орган – CRA, который устанавливает правила работы, принимает меры дисциплинарной ответственности при нарушении этих правил. В последней редакции 2019 г. правила были значительно сокращены и упрощены: в частности, добавлены новые разрешенные формы организации работы в ответ на цифровизацию, упрощен подход к повышению квалификации. Правила вступают в силу с 1 сентября 2021 г.

Темами других докладов, в частности, стали типичные ошибки в деятельности адвоката; деятельность адвоката в практике Европейского Суда по правам человека; роль в правоприменительном процессе актов Конституционного Суда РФ как в пределах России, так и за ее границами; этические аспекты финансирования юридической помощи третьими лицами; механизмы обеспечения защиты прав и свобод граждан со стороны адвоката и омбудсмена; проблемы законодательного регулирования и практического применения гарантий защиты прав адвокатов при проведении обыска в жилых и служебных помещениях; традиционные и цифровые формы управления в адвокатском образовании; усиленная квалифицированная электронная подпись адвоката как основной инструмент для обеспечения доступа к правосудию в условиях пандемии и др.

Рассказать:
Яндекс.Метрика