Как сообщается на сайте Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, 28 ноября в Госдуме состоялось пятое заседание рабочей группы по совершенствованию законодательства о судоустройстве и процессуального законодательства. Группа была создана в начале лета по распоряжению Администрации Президента РФ, в ее состав входят представители Комитета ГД по государственному строительству и законодательству, Государственно-правового управления Президента РФ, Совета Федерации, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, научного юридического сообщества из МГУ им. Ломоносова, МГЮА им. Кутафина и УрГЮУ. Возглавляет рабгруппу депутат Павел Крашенинников.
В ходе встречи эксперты обсудили 8 законопроектов, в частности законопроект № 469485-7, предлагающий поправки в Закон об адвокатской деятельности, который получил известность как «законопроект Клишаса» –по имени возглавляющего группу его разработчиков сенатора.
Как ранее писала «АГ», в пояснительной записке к документу отмечается, что поправки не затрагивают концепцию действующего законодательства об адвокатуре и направлены на повышение гарантий реализации предусмотренного ст. 48 Конституции РФ права граждан на получение квалифицированной юридической помощи.
Проектом предлагается скорректировать положения закона, касающиеся приостановления статуса адвоката, порядка и сроков избрания президентов адвокатских палат и ФПА, закрепления возможности получения гонорара успеха, снятия ограничений по стажу для учреждения коллегий адвокатов, введения ограничения на изменение адвокатской палаты адвокатами со стажем менее 5 лет, и иные.
Члены рабочей группы проанализировали проект и в целом поддержали его, однако высказали ряд критических замечаний и указали, что документ требует доработки.
В частности, критически было встречено предложение о введении в законодательство «гонораров успеха», которыми размер или выплата доверителем вознаграждения ставится в зависимость от результата оказания адвокатом юридической помощи. Члены рабочей группы отметили, что норма не согласуется с позицией Конституционного Суда, выраженной в Постановлении от № 1-П/2007. Впрочем, по мнению участников заседания, предлагаемые положения могут быть ограничены отдельной категорией юридических споров – этот вопрос было решено обсудить дополнительно на следующих заседаниях.
Также критику вызвало положение проекта, согласно которому условия изменения членства в региональной адвокатской палате предложено дополнить указанием, что делать это смогут только адвокаты со стажем не менее 5 лет и только на основании решения совета палаты, согласованного с Федеральной палатой адвокатов.
По мнению рабочей группы, норма может существенно ограничить конституционные права граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства. Павел Крашенинников отметил, что ограничение адвокатов в праве изменять членство в региональной палате не должно быть обусловлено исключительно недобропорядочной практикой сдачи квалификационных экзаменов для приобретения адвокатского статуса.
Еще одно положение законопроекта, касающееся закрепление обязанности ФПА обеспечивать соблюдение адвокатскими палатами субъектов РФ законодательства об адвокатуре, в том числе путем возможности президента ФПА истребовать дисциплинарное дело из адвокатской палаты субъекта РФ, было предложено детально рассмотреть на следующих заседаниях рабочей группы.
Остальные новеллы законопроекта не вызвали критики участников заседания. Вместе с тем было предложено дополнить документ правилом об автоматизированном распределении дел между адвокатами по назначению в целях борьбы с «карманными адвокатами», снижения коррупционных рисков, а также более равномерного распределения нагрузки между защитниками. Было отмечено, что такой порядок уже применяется в 10 субъектах Федерации, и представляется целесообразным закрепить его в Законе об адвокатской деятельности и адвокатуре. Напомним, ранее такое предложение появилось в отзыве Правительства на законопроект, о чем писала «АГ».