×

Генри Резник: Защита профессиональных прав адвокатов – первоочередная задача адвокатских палат

В ходе конференции «Роль независимости адвокатов: сравнительные перспективы» он подробно рассмотрел проблему сохранности адвокатской тайны
Фото: «Адвокатская газета»
В частности, Генри Резник рассказал о предполагаемой корректировке норм российского законодательства, которые касаются переписки адвоката с доверителем, содержащимся под стражей.

Как сообщает пресс-служба ФПА, 15–16 ноября в Баку прошла международная конференция «Роль независимости адвокатов: сравнительные перспективы», организованная коллегией адвокатов Азербайджанской Республики. В мероприятии принимали участие руководители и представители адвокатских сообществ Азербайджана, Беларуси, Великобритании, Грузии, Казахстана, Нидерландов, России, Турции, Узбекистана, Украины, Франции, Швейцарии, а также международных организаций – Совета адвокатур и юридических сообществ Европы, Международной комиссии юристов, Совета Европы, Организации Объединенных Наций.

Читайте также
Юрий Пилипенко рассказал о решающих факторах повышения роли адвокатуры
Президент ФПА выступил на международной конференции «Роль независимости адвокатов: сравнительные перспективы»
19 ноября 2018 Новости

Конференция включала в себя четыре сессии: «Поддержка статуса и роли адвокатов: способы организации юридической профессии», «Адвокатская этика: обязанности, свободы и ограничения», «Доступность юридической профессии: опыт и вызовы», а также «Качественный профессиональный тренинг как ключ к профессиональной независимости».

В рамках второй сессии «Адвокатская этика: обязанности, свободы и ограничения» с докладом, посвященным защите профессиональных прав адвокатов, их правам и обязанностям, выступил вице-президент ФПА, председатель Комиссии Совета ФПА по защите прав адвокатов Генри Резник.

Защиту профессиональных прав адвокатов и независимости адвокатуры Генри Маркович назвал первоочередной задачей адвокатских палат. Анализируя уголовно-процессуальное законодательство в исторической ретроспективе, он отметил продолжившееся в постсоветский период «дурное наследование» от советского времени, выражавшееся в отсутствии состязательности процесса: «суд порой вместо прокурора осуществлял функцию обвинения», а также противоречивость, свойственную регламентации законодательных гарантий профессиональных прав адвокатов. В связи с этим в 90-е и 2000-е гг. была широко распространена, например, практика вызовов адвокатов на допросы в качестве свидетелей по делам, в которых они участвовали.

Читайте также
«Адвокатский закон»
О президентском законопроекте, предполагающем создание дополнительных гарантий независимости адвокатов при оказании юридической помощи в уголовном судопроизводстве
03 мая 2017 Дискуссии

Генри Резник подробно рассказал о принятых в апреле 2017 г. масштабных изменениях и дополнениях в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, направленных на обеспечение дополнительных гарантий независимости адвокатов при осуществлении ими профессиональной деятельности, и о работе, которую ФПА РФ провела для принятия этих поправок. В частности, он отметил, что основу рекомендаций Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, которые послужили отправным пунктом для разработки соответствующего законопроекта, составили предложения Федеральной палаты адвокатов, подготовленные для специального заседания СПЧ, посвященного гарантиям независимости адвокатуры.

Генри Резник подробно остановился на таком важном аспекте обеспечения гарантий независимости адвокатской деятельности, как сохранность адвокатской тайны. В частности, он рассказал о предполагаемой корректировке норм российского законодательства, которые касаются переписки адвоката с доверителем, содержащимся под стражей. Министерство юстиции РФ подготовило проект поправок в Закон о содержании под стражей, которые, в том числе, содержат общий запрет на цензуру переписки подозреваемого и обвиняемого с адвокатом и призваны решить проблему обмена документами и записями между ними.

Читайте также
Вопросы охраны адвокатской тайны на примере дела Динзе
Дисциплинарное дело в отношении адвоката Ольги Динзе как повод проанализировать гарантии конфиденциальности общения адвоката с подзащитным в СИЗО
25 июня 2019 Дискуссии

В связи с этим вице-президент ФПА привлек внимание к позиции, которую занимает по вопросу переписки адвоката с доверителем, содержащимся под стражей, Европейский Суд по правам человека: цензура может устанавливаться законом лишь как исключение из правил (например, по делам о терроризме), а не в качестве общего правила осуществления такой переписки. Тем не менее правоохранительные органы в России, по его словам, часто руководствуются не презумпцией добросовестности адвоката, а противоположной позицией.

Генри Резник затронул еще один важный вопрос, связанный с защитой адвокатской тайны, – принятые в ряде европейских стран законы, направленные на выполнение принятой в 2000 г. рекомендации Комитета министров Совета Европы, относящей адвокатов к категории лиц, которые должны сообщать в государственные органы о своих подозрениях в причастности их клиентов к легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Этими законами введены исключения из адвокатской тайны, касающиеся подобных сведений.

Вице-президент ФПА подверг данную рекомендацию Комитета министров СЕ критике и напомнил о том, что согласно действующему российскому законодательству обязанность адвокатов сообщать государственным органам такую информацию не касается сведений, составляющих адвокатскую тайну. Он подчеркнул, что адвокатура – это институт гражданского общества, который должен пользоваться доверием всего общества, а если адвокаты будут «стучать» на своих клиентов, то доверие станет невозможным.

Рассказать:
Яндекс.Метрика