×

Каковы перспективы внедрения ИИ в адвокатскую деятельность?

В рамках IX Московского юридического форума состоялась конференция «Цифровые компетенции адвоката будущего»
Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко отметил глобальный характер перехода человечества в эпоху цифровизации, сравнив его с переходом из «каменного» века в «бронзовый», а также рассказал о первых результатах цифровизации российской адвокатуры.

Как сообщила пресс-служба Федеральной палаты адвокатов РФ, 14 апреля в рамках IX Московского юридического форума состоялась конференция, организованная кафедрой адвокатуры и Институтом публичного права и управления Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

Открыл конференцию президент ФПА Юрий Пилипенко. В своем выступлении он отметил глобальный характер перехода человечества в эпоху цифровизации, сравнив его с переходом из «каменного» века в «бронзовый», а также рассказал о первых результатах цифровизации российской адвокатуры. В частности, пояснил он, создана Комплексная информационная система адвокатуры России (КИС АР), два блока которой уже запущены в работу. Кроме того, напомнил Юрий Пилипенко, несколько региональных адвокатских палат запустили автоматизированную систему распределения дел по назначению еще полтора десятка лет назад.

«Мы хотим создать такую параллельную цифровую корпорацию, в которой каждый адвокат будет находить свое место как член адвокатского образования, член региональной палаты, а палата будет иметь отображение своего “я” в КИС АР», – подчеркнул президент ФПА. Он пояснил, что адвокаты реализуют себя не только как члены корпорации, но и как участники того или иного процесса – не только уголовного, гражданского и арбитражного, но и консультационного.

Говоря о возможной замене в будущем ряда профессий искусственным интеллектом, Юрий Пилипенко выразил мнение, что адвокаты будут последними в этом списке, поскольку эмпатия, необходимая в работе адвоката, – последнее, чем смогут овладеть цифровые технологии.

Темой выступления первого вице-президента ФПА Михаила Толчеева стали современные тенденции и место адвокатуры в процессах цифровизации.

В начале выступления он затронул философско-мировоззренческие концепции, связанные с возможностью замещения естественного интеллекта искусственным. По мнению Михаила Толчеева, на сегодняшний день существует проблема, связанная с отсутствием достаточного понимания принципов и способов работы естественного интеллекта, поэтому невозможно создать его искусственный аналог. Признанной, экспериментально подтвержденной теории об устройстве принципов работы человеческого интеллекта в настоящее время нет. Как пояснил первый вице-президент ФПА, то, с чем мы сталкиваемся в цифровой среде, и то, что является перспективным объектом разработок, – это алгоритмы.

Также Михаил Толчеев перечислил задачи российской адвокатуры в условиях цифровизации. Он подчеркнул, что ответ на вопрос, включаться ли в новую цифровую среду, только один – утвердительный. Сегодня большинство людей проводит значительное количество времени и удовлетворяет свои потребности через цифровые платформы, основанные на алгоритмах, которые задаются их создателями. Таким образом, поведение людей в цифровых платформах, направление исследований и развитие человечества предопределяют алгоритмы, подчеркнул он.

По мнению Михаила Толчеева, существующие цифровые платформы рано или поздно объединятся в метавселенную. В связи с этим российской адвокатуре необходимо создать свою метавселенную – пространство, где будут учтены и требования закона, и этические представления адвокатуры о том, как должны работать алгоритмы, включая вопросы удобства для адвокатов тех механизмов, которые могут в будущем опосредовать деятельность адвокатуры.

Вице-президент АП г. Москвы Сергей Зубков рассказал о внедрении современных технологий в практику столичной адвокатской корпорации, проиллюстрировав доклад видеороликом о технических возможностях, используемых АП г. Москвы для организации оперативного и полностью прозрачного порядка назначения адвокатов по поручениям уполномоченных органов, а также для финансового контроля оплаты труда защитников по назначению.

По словам Сергея Зубкова, продолжается интеграция электронной системы Автоматизированной информационной системы АП г. Москвы (АИС АПГМ) с электронными системами московских судов общей юрисдикции, а также с КИС АР.

Спикер поддержал мнение Михаила Толчеева о том, что оценить перспективы создания искусственного интеллекта невозможно – трудно даже спрогнозировать, когда человек сможет напрямую общаться с компьютером.

Научный руководитель Института юридического менеджмента Высшей школы юриспруденции и администрирования (ВШЮА) НИУ «ВШЭ», д.ю.н., профессор Дмитрий Шестаков отметил, что при обсуждении вопросов применения цифровых технологий происходит смешение терминов, что обесценивает проходящие в последнее время дискуссии.

Он заметил, что, если юридические профессии перевести в цифровые, придется решать еще один вопрос – вытеснит ли машина юристов на рынке труда. Во всех сферах юридической деятельности, пояснил спикер, созданы программы, которые позволяют относить их к элементам автоматизации и цифровизации. Эти программы даже позволяют прогнозировать судебные решения. Однако, чтобы ИИ обучался, ему нужен большой массив однотипных данных, а в практике много нюансов, которые не могут быть сведены в единый массив. Разобраться в противоречиях, которые встречаются в российском законодательстве, машина не может.

Машиночитаемое право, по словам спикера, может быть создано по очень большому перечню дел. Однако ограничения, которые по ним установлены, не позволят отдать инициативу ИИ. Уже есть эмоциональный ИИ, который позволяет роботу проявлять большую эмпатию, чем свойственна людям. Такой ИИ непременно придет и в юриспруденцию. В то же время адвокат должен пользоваться авторитетом и вызывать доверие у доверителей. Этот авторитет, доверие и будут преимуществом человека, так как граждане не будут доверять тем алгоритмам и технологиям, которые имеются у машины, констатировал Дмитрий Шестаков.

Советник ФПА, консультант Московского офиса Всемирного банка Ольга Шварц коснулась зарубежного опыта использования адвокатом цифровых компетенций, уделив также внимание автоматизации судебного процесса. В связи с этим она сделала несколько критических замечаний в отношении ГАС «Правосудие» и Комплексной информационной системы судов общей юрисдикции города Москвы (КИС СОЮ), программное обеспечение которых практически не учитывает запросы адвокатов.

Член Комиссии ФПА по этике и стандартам, член Квалификационной комиссии АП Московской области, председатель Президиума Московской областной коллегии адвокатов Александр Никифоров рассказал о влиянии цифровизации на архитектуру управления традиционной коллегией адвокатов. По его словам, хотя цифровая трансформация осуществляется для достижения социально-экономического эффекта, это касается и адвокатских образований. Схема управления коллегиями адвокатов, которые существуют с 1922 г., «перешла» в адвокатские палаты. Факторами, которые замедляют их цифровизацию, становятся плохой доступ к Интернету и недостаточные финансовые резервы. Также степень цифровизации зависит от степени обучаемости организации и от наличия компьютерных программ, которые должны учитывать особенности адвокатских образований.

Александр Никифоров предупредил, что, как бы ни развивались гаджеты, нельзя забывать про ценность человеческого мозга. «Цифровизацию надо использовать, но не делать из этого самоцель», – призвал он.

Заместитель председателя Ставропольской коллегии адвокатов ARM IUST, член Совета АП Ставропольского края Нарине Айрапетян констатировала невозможность тотальной цифровизации адвокатской деятельности, прежде всего в связи с ее творческим характером. «Если мы отступим от нового – мы откатимся назад. Мы должны шагать в ногу со временем, но это не значит, что мы должны применять все современные технологии, которые предлагает нам наука», – пояснила она, сообщив, что пределы цифровизации в юриспруденции колеблются на уровне 30%.

В то же время КИС АР, по мнению Нарине Айрапетян, поможет наладить взаимоотношения между государством и адвокатским сообществом, сократить временные и финансовые затраты, достичь в определенных ситуациях оптимальных результатов.

«Пока машина сама себе не задаст творческую задачу, это еще не искусственный интеллект, это просто хороший компьютер», – резюмировала сказанное спикерами вице-президент ФПА, заведующая кафедрой адвокатуры МГЮА, к.ю.н., доцент Светлана Володина.

Рассказать:
Дискуссии
Заменят ли адвокатов роботы?
Заменят ли адвокатов роботы?
Юридический рынок
28 июля 2023
Яндекс.Метрика