Президент Адвокатской палаты Кировской области Марина Копырина сообщила о коренном изменении ситуации, связанной с недопуском адвокатов в учреждения УФСИН без предъявления паспорта.
Как уже сообщалось, 21 сентября в Кирове прошло совещание, в котором приняли участие Марина Копырина, начальник УФСИН по Кировской области Владимир Никитеев и глава областного Управления Минюста России Ольга Бычкова. По итогам совещания было принято решение о создании рабочей группы для разрешения проблемного вопроса.
При этом тогда были достигнуты договоренности, что в СИЗО адвокатов будут пускать по удостоверениям. Но касательно посещения доверителей, содержащихся в исправительных колониях, УФСИН настаивало на том, что без паспорта адвокатов пускать не будут – во всяком случае, до тех пор, пока этот вопрос не будет разъяснен руководством ФСИН России.
Однако, как рассказала Марина Копырина, позиция руководства кировского УФСИН внезапно изменилась. «В воскресенье, 24 сентября, Владимир Никитеев позвонил руководителю Управления Минюста и попросил внести изменения в протокол нашего совещания, согласно которым адвокатов будут пускать в исправительные колонии или по паспортам, или по адвокатским удостоверениям», – сообщила президент АП Кировской области.
Марина Копырина предположила, что столь резкое изменение позиции связано с тем, что к проблеме было привлечено широкое внимание, а также с обращением президента ФПА РФ Юрия Пилипенко к заместителю министра юстиции Денису Новаку.
Напомним, в письме, которое было направлено в Минюст 22 сентября, Юрий Пилипенко обратил внимание замминистра на случаи нарушения профессиональных прав адвокатов по оказанию гражданам квалифицированной юридической помощи, подробно остановившись на ситуации в Кировской области.
В частности, в письме приводились контраргументы на заявления начальника кировского УФСИН о том, что понятия «проход адвоката в исправительное учреждение» и «предоставление свидания адвокату с осужденным для оказания юридической помощи» не являются тождественными, так как адвокат может проходить на охраняемую территорию учреждения не только в целях встречи с подзащитным, но и в других случаях (получение справок, внесение денег на лицевой счет подзащитного и т.д.). В ФПА РФ подчеркнули, что перечисленные цели посещения учреждения адвокатами охватываются понятием «оказание юридической помощи», установленным п. 2 и 3 ст. 2 Закона об адвокатской деятельности. А применительно к уголовному процессу полномочия адвоката – защитника по оказанию юридической помощи доверителю регулируются ст. 53 и ч. 4 ст. 49 УПК РФ, не предполагающими предоставление иных документов, кроме ордера и удостоверения адвоката.
Между тем Марина Копырина сообщила, что, несмотря на эту явную победу, она продолжит добиваться того, чтобы адвокатов пускали к доверителям в ИК только по адвокатским удостоверениям без каких-либо альтернатив.