Согласно проекту, ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ предлагается изложить в следующей редакции: «Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса. Срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется с момента вытрезвления, но не может превышать 48 часов с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса».
Данный законопроект подготовлен в целях реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 17 ноября 2016 г. № 25-П в связи с жалобой гражданина Е.С. Сизикова, который был задержан в состоянии алкогольного опьянения и находился под стражей 59 часов, поскольку срок его административного задержания исчислялся со времени вытрезвления. КС РФ пришел к выводу, что такая практика недопустима, так как задержание на срок более 48 часов приводит «к игнорированию конституционных гарантий права на свободу и личную неприкосновенность и тем самым к умалению существа данного права».
КС РФ признал не соответствующей Конституции РФ оспоренную норму КоАП РФ, поскольку она допускает ограничение свободы лица, задержанного в состоянии опьянения, до судебного решения на срок более 48 часов. А в соответствии с ч. 2 ст. 22 Конституции РФ до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Эксперты, комментировавшие в «АГ» решение КС РФ, выразили удовлетворение тем, что КС РФ встал на сторону гражданина.
Советник ФПА РФ Нвер Гаспарян назвал решение КС РФ от 17 ноября примечательным и отметил, что в российской правовой системе должно быть исключено любое отступление от закрепленных в Конституции РФ и нормах международного права гарантий свободы и личной неприкосновенности, к числу которых относится запрет задержания лица до судебного решения на срок более 48 часов. А адвокат адвокатской конторы «Бородин и Партнеры» Ольга Рогачева обратила внимание на установленную судом обязанность должностных лиц принять меры, чтобы лицо, находящееся в состоянии опьянения, прошло медицинское освидетельствование, и не проводить процессуальные действия до вытрезвления такого лица, «поскольку в противном случае не будут соблюдены условия, позволяющие ему надлежащим образом, своевременно и полно уяснить мотивы (причины) административного задержания, а также характер и объем предъявляемых претензий в нарушении действующего законодательства».