5 декабря Владимир Путин подписал поправки в Закон об исполнительном производстве, касающиеся положений об исполнении приговора, постановления суда иностранного государства о конфискации имущества, а также о реализации имущества должника. Документ был разработан во исполнение решений, принятых на саммите «Группы восьми» в Кэмп-Дэвиде 18–19 мая 2012 г.
Кроме того, на стадии подписания находится и второй закон из этого пакета, которым в УПК РФ вводится гл. 55.1, устанавливающая порядок признания и исполнения приговоров и постановлений судов иностранных государств в части конфискации находящихся на территории РФ доходов, полученных преступным путем. Также определены понятие доходов, полученных преступным путем, подсудность запросов компетентных органов иностранных государств о признании и исполнении приговоров и постановлений судов иностранных государств, органы и лица, которые могут участвовать в судебном заседании, основания, по которым российский суд может отказать в исполнении запроса.
Напомним, ранее «АГ» сообщала о том, что документы призваны усовершенствовать правовое регулирование в сфере международного сотрудничества по вопросам выявления, замораживания, конфискации и возврата активов, полученных в результате преступлений коррупционной направленности.
Комментируя документы на стадии их внесения в Госдуму, советник юстиции РФ 3-го класса Алексей Шарон отметил важность уточнения порядка исполнения приговоров о конфискации доходов, полученных преступным путем. «Приговор иностранного суда должен пройти процедуру ратификации в российском суде, после чего судом выдается исполнительный лист, который исполняется судебным приставом-исполнителем в обычном порядке», – пояснил эксперт.
По словам Алексея Шарона, подобные изменения необходимы, поскольку «для приговора суда не должно быть границ», а «изъятие экономической основы для существования преступных сообществ – самый эффективный способ борьбы с преступностью».