×

КС не стал рассматривать жалобу на текущий порядок ознакомления осужденного с материалами дела

Суд напомнил, что это право можно реализовать не только при личном ознакомлении с соответствующими документами и материалами или их копиями, но и с помощью адвоката или иного представителя
По мнению одного из адвокатов, в рассматриваемом случае Суд фактически устранился от оценки правоприменительного подхода. Другая, напротив, расценила определение как последовательный акт, поскольку неясно, воспользовался ли заявитель правом обращаться к адвокатам, защитникам pro bono для получения копий процессуальных документов, что не позволяет делать вывод о несправедливости решения КС.

Конституционный Суд опубликовал Определение от 31 марта № 796-О об отказе в принятии жалобы на ст. 47 УПК РФ, регламентирующую статус обвиняемого.

Геннадию Мукаеву, который отбывает наказание в виде лишения свободы, суды в ответ на его ходатайства о предоставлении копий документов из уголовного дела разъяснили, что он может реализовать такое право через защитника или представителя за собственный счет. В жалобе в КС заявитель указал, что оспариваемая им статья УПК противоречит Конституции РФ, поскольку не позволяет заключенному, не имеющему доверенного лица и средств для оплаты услуг представителя, ознакомиться с материалами дела, ограничивая тем самым его права на защиту и на доступ к правосудию.

Читайте также
КС разъяснил, обязан ли суд изготавливать копию приговора со специальным шрифтом для слепого осужденного
Конституционный Суд счел, что вручение осужденному, имеющему существенные нарушения функции зрения, текста приговора, выполненного обычным шрифтом, не препятствует ознакомлению с его содержанием различными альтернативными способами
01 февраля 2022 Новости

Изучив доводы жалобы, Конституционный Суд не нашел оснований для принятия ее к рассмотрению. Со ссылкой на собственную практику он напомнил, что неоднократно уделял внимание спорной норме. Как подчеркнул КС, осужденному – в целях обеспечения права на судебную защиту, – после вступления приговора в законную силу должна обеспечиваться возможность получать копии материалов дела и представлять суду доказательства в обоснование своей позиции.

В силу п. 13 ч. 4 ст. 47 УПК обвиняемый вправе снимать за свой счет копии с материалов уголовного дела (в том числе с помощью технических средств). Этой норме корреспондирует п. 12 ч. 4 той же статьи, закрепляющий право обвиняемого знакомиться по окончании предварительного следствия со всеми материалами дела и выписывать из него любые сведения и в любом объеме, а также п. 7 ч. 1 ст. 53 Кодекса, предусматривающий аналогичные права для защитника. «Тем самым право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина, может быть реализовано не только при личном ознакомлении с соответствующими документами и материалами, – не противоречит ему и получение их копий, а также ознакомление с помощью адвоката или иного представителя», – заметил КС.

Суд добавил, что осужденный вправе самостоятельно обращаться за получением юридической помощи в том числе в общественные объединения, а также к адвокатам и иным лицам, имеющим право на ее оказание (как на возмездной, так и на безвозмездной основе) согласно ч. 4 и 8 ст. 12 УИК РФ. Соответственно, п. 18 ч. 4 ст. 47 УПК наделяет обвиняемого правом обжаловать приговор, определение, постановление суда и получать копии обжалуемых решений, при этом к жалобе прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных решений, принятых по данному делу, а в необходимых случаях – копии иных документов.

В развитие этих требований п. 14.5 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде (утверждена приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. № 36) закрепляет порядок выдачи (направления) копий судебных актов в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством, и предъявляемые к копиям требования. Такое правовое регулирование направлено, в частности, на реализацию права знакомиться с документами и материалами, затрагивающими права и свободы гражданина, и права на судебную защиту, поэтому не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном им аспекте. Установление же наличия оснований к удовлетворению адресованных суду просьб заявителя не входит в полномочия КС, отмечается в определении.

Адвокат, руководитель уголовной практики АБ «КРП» Михаил Кириенко посчитал определение весьма специфичным. «"Красной нитью" в нем проходит мысль о том, что действующее правовое регулирование не исключает, а наоборот, – содержит порядок и право осужденного не только на ознакомление с материалами дела через представителя – адвоката или представителя общественной организации, – но и на личное изучение дела. Указав на это, КС – как, к сожалению, повторяется в ряде его последних решений, – вынужден был устраниться от оценки правоприменительного подхода, демонстрирующего формализм и несоблюдение базовых конституционных гарантий», – полагает он.

Адвокат с сожалением добавил, что суды общей юрисдикции в деле заявителя не реализовали не только положения УПК и инструкции по делопроизводству, но и ст. 24 Конституции, которые должны применяться непосредственно. «Еще в 1995 г. ВС принял Постановление Пленума от 31 октября № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия", подчеркнув, что в соответствии со ст. 18 Конституции права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Учитывая данное конституционное положение, а также ч. 1 ст. 46 Конституции, гарантирующую каждому право на судебную защиту его прав и свобод, суды обязаны обеспечить надлежащую защиту указанных прав и свобод путем своевременного и правильного рассмотрения дел. Жаль, что органы правосудия порой об этом забывают», – заключил Михаил Кириенко.

Адвокат АП г. Москвы Лидия Шевцова назвала определение последовательным. «В этой ситуации отсутствует потенциальная проблема, поскольку осужденный вправе обращаться к адвокатам, защитникам на условиях pro bono для получения копий процессуальных документов. Из выводов Суда неясно, воспользовался ли заявитель своим правом или же нет, и это обстоятельство не позволяет делать вывод о несправедливости вынесенного КС судебного акта», – убеждена она.

Рассказать:
Яндекс.Метрика