×

КС РФ отказался рассматривать жалобу экс-председателя регионального конституционного суда

Заявитель настаивал, что Закон об оперативно-разыскной деятельности не позволяет обжаловать судебное разрешение на ОРМ в отношении судьи
Фото: «Адвокатская газета»
Один из адвокатов заметил, что определение КС разъясняет устоявшийся порядок обжалования судебных согласий на проведение следственных и оперативно-разыскных мероприятий: такие решения обжалуются по УПК. По мнению второго, подход Суда можно считать приемлемым, потому что он позволяет защитить права и при этом не приводит к уменьшению эффективности ОРД. Третий добавил, что малоэффективно, а иногда даже тактически вредно обжаловать решения об ОРМ в отрыве от существа уголовного дела.

Конституционный Суд РФ отказался рассматривать жалобу экс-председателя Конституционного Суда Республики Тыва Аяса Сааи, в отношении которого Федеральная служба безопасности провела оперативно-разыскные мероприятия (Определение № 46-О/2020).

Как следует из акта КС, провести ОРМ разрешил суд общей юрисдикции. Позднее Аяс Саая попытался оспорить это постановление по правилам КАС РФ, однако суд отказал в принятии заявления, пояснив, что этот вопрос в административном судопроизводстве не разрешается. Апелляция поддержала такой подход, а кассация вернула жалобу, сославшись на то, что заявитель не приложил заверенные в суде копии судебных решений. Получить некие материалы (судя по всему, речь идет о тех самых решениях. – Прим. ред.) у территориального органа ФСБ, который инициировал ОРМ, также не удалось. Госорган пояснил, что не может разглашать тайну предварительного расследования.

Тогда экс-председатель КС Тывы обратился в Конституционный Суд РФ. Аяс Саая настаивал, что ч. 5 ст. 9 Закона об оперативно-разыскной деятельности «исключает возможность обжалования решений суда о даче разрешения на проведение оперативно-разыскных мероприятий в отношении судьи». Однако КС РФ не стал рассматривать жалобу.

Сославшись на ряд своих определений за 1998–2018 гг., Суд отметил, что неучастие проверяемого лица в судебном заседании при рассмотрении вопроса о разрешении проведения ОРМ, сопряженного с ограничением конституционных прав и свобод, не освобождает суд от обязанности в полном объеме проверить наличие оснований и условий для проведения такого мероприятия. «Лицо, которому стало известно о проведении в отношении него на основании судебного решения ОРМ и которое полагает, что тем самым ущемляются его права и законные интересы, имеет право на судебную защиту и может, как следует из части третьей статьи 5 Федерального закона “Об оперативно-разыскной деятельности”, обратиться в суд за их защитой в соответствии с установленной подсудностью», – напомнил КС.

Он заметил, что судебное разрешение на проведение ОРМ вступает в силу немедленно, то есть апелляционное обжалование невозможно. Однако тут же добавил, что законность и обоснованность таких судебных решений можно проверить в следующей инстанции: «Учитывая, что общность публично-правовых отношений по поводу проверки информации о подготавливаемом, совершаемом или совершенном преступлении, которые подпадают под действие как УПК РФ, так и Федерального закона “Об оперативно-разыскной деятельности”, предполагает, по смыслу Постановления КС РФ от 9 июня 2011 г. № 12-П, и общность процедур судебного контроля, законность и обоснованность судебных решений, санкционирующих проведение ОРМ, может быть проверена в кассационном порядке».

Кроме того, заметил КС, ст. 9 Закона об ОРД позволяет оценить правомерность судебной санкции на ОРМ в первой инстанции при разрешении вопроса о допустимости доказательств, а в апелляции – одновременно с проверкой законности и обоснованности итогового решения по делу. «По смыслу правовых позиций Конституционного Суда РФ отсутствие возможности безотлагательно обжаловать в вышестоящий суд промежуточные определения и постановления суда и перенос такого обжалования на более поздний срок, а именно одновременно с обжалованием итогового решения, являются допустимыми и не нарушают права граждан, гарантируемые Конституцией», – сказано в определении.

По словам адвоката АК «Судебный адвокат» Валерия Саркисова, определение КС разъясняет устоявшийся порядок обжалования промежуточных судебных решений о даче согласия на проведение следственных и оперативно-разыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права и свободы граждан: такие акты обжалуются в уголовно-процессуальном порядке. «Заявитель обратил внимание на существующую проблему, связанную с немедленным вступлением в силу подобных судебных решений, что исключает их апелляционное обжалование. Между тем соблюсти баланс между правом проверяемого лица на судебную защиту и обжалование принятого судебного решения, с одной стороны, и возможностью осуществления оперативными сотрудниками негласных мероприятий – с другой, позволяет кассационное обжалование», – считает эксперт.

Адвокат МКА «Князев и партнеры» Артем Чекотков также подтвердил, что определение КС затрагивает одну из сложнейших проблем уголовного судопроизводства: соблюдение баланса публичных и частных интересов при проведении негласных ОРМ, которые существенно ограничивают конституционные права граждан. «Указанная проблема не является новой и в принципе понятна. С одной стороны, производство некоторых ОРМ (прежде всего негласных) не предполагает информирование лиц, в отношении которых они проводятся, о факте их осуществления. Иначе данные действия теряли бы всякий смысл. С другой – реализация таких ОРМ существенно ограничивает конституционные права граждан, а потому нужен механизм, который предусматривает процедуру восстановления нарушенного права, если было нарушение», – пояснил эксперт.

Тот подход, который применил КС, по словам адвоката, выработан достаточно давно и является «вполне приемлемым». «Так, Суд указывает, что, во-первых, вопрос обжалования решений о санкционировании ОРМ входит в сферу уголовно-процессуальных отношений, а потому в данном случае должно быть использовано регулирование, предусмотренное УПК. Иные способы защиты, в частности административная юстиция, здесь применяться не могут, – пояснил Артем Чекотков. – Во-вторых, исключив возможность апелляционного обжалования решения о санкционировании ОРМ, которая не может быть реализована в силу объективных обстоятельств (решение вступает в силу незамедлительно), указал, что такое решение может быть проверено либо в кассационном порядке, либо при рассмотрении уголовного дела по существу и последующем апелляционном обжаловании вынесенного в первой инстанции решения».

Безусловно, согласился эксперт, позицию КС можно критиковать с точки зрения необходимости беспрекословного соблюдения конституционных прав и свобод. «Например, возможность обжалования решений о проведении негласных ОРМ актуальна только в том случае, если лицо, в отношении которого оно проводилось, узнало об этом, что, очевидно, достаточно маловероятно. Однако если рассуждать в плоскости установления баланса двух групп интересов, учитывая при этом и публичные, выработанный подход как минимум представляется приемлемым, так как он, предоставляя механизм защиты конституционных прав, не приводит к уменьшению эффективности оперативно-разыскной деятельности», – заключил Артем Чекотков.

По словам адвоката АК «Рязанцев Лигал Групп» Александра Рязанцева, суды и не отрицают право обжалования судебных разрешений на проведение ОРМ в кассационном порядке по УПК: «Однако эта возможность нивелируется тем, что в соответствии с ч. 5 ст. 401.4 УПК к кассационной жалобе в обязательном порядке требуется приложить копию обжалуемого решения, которая при этом должна быть заверена. Суды занимают позицию, что судебное разрешение находится не в суде, а в органе, осуществляющем оперативно-разыскную деятельность, так как относится к материалам ОРД. Совершенно понятно, что органы, осуществляющие ОРД, данное разрешение не выдадут, так как, по их мнению, это неотъемлемая часть материалов, относящихся к “государственной тайне”».

Более того, подчеркнул эксперт, даже если человек каким-то образом получил копию судебного разрешения – например, из своего уголовного дела в ходе предварительного расследования, – реализовать право на кассационное обжалование все равно вряд ли удастся. Суд, скорее всего, не заверит копию судебного разрешения, полученную от следственных органов, пояснил адвокат.

Читайте также
Минюст уже второй раз предлагает урегулировать право на обжалование ОРМ
Опубликованный два года назад схожий законопроект так и не был реализован
29 сентября 2020 Новости

По его мнению, эффективнее и правильнее обжаловать судебные санкции на ОРМ во время рассмотрения уголовного дела по существу в первой инстанции – при разрешении вопроса о допустимости доказательств. «Считаю малоэффективным, а иногда даже тактически вредным обжалование в отрыве от существа уголовного дела. Практика показывает формальный подход судов на стадии промежуточных судебных производств. Иных плодов, кроме судебного акта, подтверждающего законность решения об ОРМ, такое обжалование может и не принести. А если вопрос касается оценки результатов ОРМ, которые были использованы в силу ст. 89 УПК в доказывании по уголовному делу, то судебное решение может предопределить вопрос оценки законности таких доказательств. И в результате обжалования мы можем получить еще и кассационное решение, подтверждающее законность данного судебного разрешения, что вряд ли улучшит ситуацию», – объяснил Александр Рязанцев.

Отметим, что в сентябре 2020 г. Минюст уже во второй раз предложил урегулировать обжалование ОРМ. Предполагается, что пользоваться УПК потребуется лишь в тех случаях, когда ОРМ связано с уголовным преследованием, во всех остальных будет работать КАС. Опубликованный два года назад схожий законопроект так и не был реализован. Последний вариант поправок также пока не внесен в Госдуму.

Рассказать:
Яндекс.Метрика