×

КС: Собственник сети газораспределения не вправе препятствовать подключению к ней новых потребителей

Суд указал, что такое правовое регулирование направлено на достижение социально значимых целей политики России в области газоснабжения, в том числе на улучшение социально-экономических условий жизни населения
Фотобанк Лори
Один из экспертов «АГ» полагает, что из-за технических особенностей отношений по газоснабжению и экономической целесообразности затруднительно предположить альтернативное решение проблемы газификации отдельных населенных пунктов, поэтому такое ограничение права собственности может быть обоснованно. Другая указала, что Суд не дал оценку тому, что заявитель является некоммерческой организацией, которая не намерена извлекать прибыль из деятельности по эксплуатации газопровода, а также тому, что полезные свойства газопровода первоначально используются незначительным кругом лиц.

Конституционный Суд опубликовал Определение № 6-О от 18 января по жалобе собственника сети газораспределения на нарушение его прав ч. 3 ст. 27 Закона о газоснабжении и п. 48 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

Союз содействия в газификации и благоустройстве территории «Союз-Газ», имея статус юридического лица, является некоммерческой организацией, находящейся в г. Красногорске Московской области. Ему на праве собственности как основному абоненту принадлежит сеть газораспределения, расположенная в границах деревни Ваньково Дмитровского городского округа Московской области и построенная за счет денежных средств членов этой организации.

АО «Мособлгаз» обратилось к организации с просьбой дать согласие на подключение (технологическое присоединение) к его сети газораспределения ряда жилых домов в деревне Ваньково в рамках реализации региональной программы социальной газификации, на что получило отказ. Далее «Мособлгаз» обратился в арбитражный суд с требованием обязать «Союз-Газ» не чинить препятствий в подключении к принадлежащей ему сети газораспределения названных объектов капитального строительства. В свою очередь «Союз-Газ» предъявил встречное исковое заявление к обществу и администрации Дмитровского городского округа с требованием о выплате компенсации за нарушение права собственности.

Арбитражный суд Московской области решением обязал «Союз-Газ» не чинить препятствий в подключении жилых домов в деревне, включенной в региональную программу социальной газификации, к его сети газораспределения. В частности, суд указал, что принадлежащая союзу сеть газораспределения обладает достаточной пропускной способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения к ней оборудования и объектов капитального строительства новых потребителей газа с сохранением условий газоснабжения имеющихся потребителей газа, и может быть использована истцом в рамках мероприятий по социальной газификации деревни Ваньково, а союз не вправе ему препятствовать в таком подключении. Данное решение оставлено без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций.

Также определением АС Московской области встречное исковое заявление союза было возвращено в том числе ввиду того, что основания для первоначального и встречного исков, круг подлежащих установлению по ним обстоятельств различны, с чем согласился суд апелляционной инстанции. ВС РФ отказал в рассмотрении кассационной жалобы союза.

Суды установили, что решение об указанном подключении было принято во исполнение п. 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, утвержденного Президентом РФ 2 мая 2021 г. № Пр-753. Согласно данному пункту правительству совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ, ПАО «Газпром» и иными газораспределительными организациями поручалось обеспечить до 2023 г. в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения подводку газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов, в случае наличия соответствующей заявки, определив критерии и условия такого подключения. При этом суды отметили, что в соответствии с п. 1 постановления правительства Московской области от 13 июля 2021 г. № 560/24 региональным оператором газификации Московской области определено АО «Мособлгаз». Кроме того, в силу п. 2 и 3 постановления правительства Московской области от 10 июня 2003 г. № 347/20 государственное унитарное предприятие газового хозяйства Московской области (правопреемник – «Мособлгаз») являлось разработчиком перспективной схемы развития газоснабжения области.

Суды учли, что согласно разд. 3 Программы правительства Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года», утвержденной постановлением правительства Московской области от 20 декабря 2004 г. № 778/50, проектирование и строительство газопроводов для выполнения мероприятий по социальной газификации осуществляются в том числе с использованием сетей газораспределения, принадлежащих основным абонентам. Урегулирование отношений с ними по вопросу возможности использования принадлежащих им сетей газораспределения для выполнения исполнителем мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области в рамках данной программы осуществляется органами местного самоуправления.

В жалобе в Конституционный Суд «Союз-Газ» указывал на нарушение его конституционных прав ч. 3 ст. 27 Закона о газоснабжении в РФ и п. 48 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения (утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2021 г. № 1547). Заявитель полагает, что оспариваемые положения обязывают собственника сети газораспределения как основного абонента дать согласие на подключение к его сети оборудования и объектов капитального строительства новых потребителей газа без предоставления равноценного возмещения, что чрезмерно ограничивает его право частной собственности.

Отказывая в рассмотрении жалобы, КС напомнил, что согласно ст. 35 Конституции право частной собственности охраняется законом; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом Суд указал, что ч.3 ст. 55 Конституции допускает возможность ограничения федеральным законом права собственности только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В определении подчеркнуто, газоснабжение, будучи частью энергетической системы, обеспечивающей не только единство экономического пространства в РФ, но и ее стратегические интересы, имеет свои особенности, обусловливающие его повышенную значимость для общества и государства. Закон о газоснабжении, определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в РФ, направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов.

Суд пояснил, что оспариваемые заявителем положения направлены на конкретизацию принципов государственной политики в области газоснабжения, отраженных в ст. 4 данного закона, применительно к обеспечению доступа к газотранспортным и газораспределительным сетям потребителей газа. Согласно ч. 3 ст. 27 Закона о газоснабжении юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами или сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать транспортировке и подаче газа по указанным сетям и их объектам потребителям, а также технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.

КС указал, что в соответствии с п. 48 Правил подключения газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения основной абонент (юридическое лицо) не вправе препятствовать подключению к принадлежащим ему сетям газораспределения или газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей. При этом абз. 13 п. 2 данных Правил называет основным абонентом юридическое или физическое лицо, не оказывающее услугу по транспортировке газа и владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения или газопотребления. Такое правовое регулирование основано на технологических особенностях газоснабжения, а также технической и экономической нецелесообразности, а во многих случаях – и невозможности прокладки отдельных газопроводов к объектам каждого потребителя газа.

При этом Суд обратил внимание, что подключение к сетям газораспределения новых объектов возможно лишь при наличии достаточной пропускной способности таких сетей с сохранением условий газоснабжения имеющихся потребителей газа и не связано с возложением на основного абонента как их собственника обязанности несения дополнительных расходов. Он также установил: из судебных актов по делу заявителя следует, что вопросы компенсации его затрат на строительство сети газораспределения, расходов членов союза на ее содержание, а также выкупа государством этой сети газораспределения суды не рассматривали.

Таким образом, Конституционный Суд пришел к выводу, что оспариваемые положения направлены на достижение социально значимых целей политики России в области газоснабжения, в том числе на улучшение социально-экономических условий жизни населения, и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в обозначенном им аспекте. КС добавил, что проверка законности и обоснованности судебных актов по конкретному делу к его полномочиям не относится.

Адвокат АП Московской области, партнер «Пепеляев Групп» Алексей Коневский отметил, что право собственности может ограничиваться законом в публичных интересах. «Например, для решения проблемы коммунального снабжения законодатель ввел конструкцию публичного сервитута, позволяющую оформлять права на сети энерго-, водо- и теплоснабжения, не договариваясь с собственниками земельных участков. Выбор в пользу общего интереса в ущерб частному законодатель делает и в случае опосредованного присоединения к сетям газоснабжения, т.е. ситуации, когда потребитель подключается не напрямую к сетям газоснабжающей организации в силу отсутствия технической возможности, а к другому подключенному лицу», – пояснил он.

Алексей Коневский указал: в рассматриваемом случае КС подтвердил, что некоммерческая организация – владелец объекта газораспределения обязана дать безусловное согласие на подключение к объекту, если имеется доступная пропускная способность. «Стоит согласиться с КС РФ. Из-за технических особенностей отношений по газоснабжению и экономической целесообразности предположить альтернативное решение проблемы газификации отдельных населенных пунктов затруднительно, поэтому такое ограничение права собственности может быть обоснованно», – считает эксперт.

Адвокат заметил, что Суд при этом предусмотрел дополнительный критерий: подключение не должно быть связано с возложением на собственника дополнительных расходов. Данная позиция, по его мнению, будет развита в дальнейшем, в частности будет уточнено, будет ли увеличение затрат на содержание оборудования из-за появления субабонентов такими расходами. Кроме того, как указал эксперт, КС отдельно обратил внимание, что не рассматривал проблему компенсации затрат собственнику газораспределительной сети, если таковые есть. «Это связано с тем, что в деле вопрос о такой компенсации не обсуждался, поэтому и не может быть рассмотрен в порядке конкретного нормоконтроля в Конституционном Суде. Вопрос действительно важный, поскольку судебная практика складывается так, что собственник объекта лишается права на компенсацию за ограничение права собственности в публичных интересах. Остается надеяться, что КС в скором времени вернется к рассмотрению этого вопроса», – резюмировал Алексей Коневский.

Юрист Юлия Максимкина подчеркнула, что в судебной практике больше других распространены проблемы, связанные с вопросами возмещения неосновательного обогащения, возникающего в результате бездоговорного использования имущества основных абонентов для транспортировки газа. «Как правило, судебная практика, которая относится к понуждению основных абонентов для транспортировки газа, незначительна. Все суды сходятся в едином мнении, что единственным условием для понуждения основного абонента к подключению является наличие пропускной способности сети», – заметила она.

Юлия Максимкина отметила, что КС повторил сложившийся подход судов. В то же время она указала, что Суд не дал оценку важному обстоятельству в деле: «Союз-Газ» является некоммерческой организацией, которая не намерена извлекать прибыль из деятельности по эксплуатации газопровода; полезные свойства газопровода первоначально используются незначительным кругом лиц. По мнению эксперта, этот вопрос требует особого внимания законодателя и выработки иного подхода в правоприменении по таким вопросам.

Представитель заявителя в КС адвокат АП г. Москвы Николай Печников от комментария воздержался.

Рассказать:
Яндекс.Метрика