Минюст России разработал проект приказа «Об утверждении Правил организации деятельности центров пробации». Как сообщается на сайте министерства, с 1 января 2025 г. в России начнется второй этап внедрения пробации: «С начала следующего года в стране заработает постпенитенциарная пробация. Она будет применяться к гражданам, освободившимся из учреждений уголовно-исполнительной системы».
Согласно проекту центры пробации могут создаваться некоммерческими, включая религиозные, организациями и общественными объединениями, социально ориентированными некоммерческими организациями для оказания помощи лицам, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация, в том числе путем предоставления временного места пребывания. На такие отношения будет распространяться законодательство о социальном обслуживании.
Центр пробации будет оказывать помощь осужденному гражданину согласно плану мероприятий, включенных в его индивидуальную программу ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации. При предоставлении социальных услуг помощь гражданину в соответствии с мероприятиями, включенными в его индивидуальную программу, будет оказываться на основе договора, заключаемого между центром пробации и физлицом или его законным представителем.
В документе перечислены виды деятельности центров пробации, которые помимо прочего будут предоставлять отдельные койко-места с комплектом постельных принадлежностей (при предоставлении гражданину временного места пребывания) и осуществлять регистрацию граждан по месту пребывания в установленном законом порядке. Также они будут предоставлять социальные услуги.
При этом указано, что гражданин не сможет рассчитывать на получение помощи или оказание услуг в центре пробации, например при различных видах опьянения, при отсутствии направления уголовно-исполнительной инспекции или учреждения, исполняющего наказание, при отсутствии документа, удостоверяющего личность, или документа об освобождении от наказания. Если гражданину будет отказано в предоставлении соцуслуг в центре пробации в форме социального обслуживания на дому, полустационарной форме или в стационарной форме в связи с наличием медицинских противопоказаний, центр пробации проинформирует медорганизацию по месту жительства гражданина о необходимости оказания ему медицинской помощи, в том числе меднаблюдения.
Информация о начале предоставления соцуслуг или оказания помощи гражданину в центре пробации и копия соответствующего договора о предоставлении таких услуг, заключенного между центром пробации и гражданином или его законным представителем, будут направляться центром пробации в УИИ не позднее трех рабочих дней со дня начала предоставления услуг или оказания помощи гражданину. Кроме того, УИИ будет уведомляться и о прекращении предоставления гражданину социальных услуг или оказания помощи в центре пробации.
Председатель президиума КА «Лапинский и партнеры» Владислав Лапинский полагает, что появление исполнительных документов о реализации программы по адаптации освободившихся лиц к «вольной жизни» и по профилактике преступлений среди лиц, ранее совершивших преступление, если они приговорены к наказаниям без изоляции от общества, или отбывших наказание, можно только приветствовать. «Особенно актуально то, что воспринят позитивный опыт: пробацией должны и будут официально заниматься некоммерческие организации, относящиеся к центрам пробации. Обычно госорганы воспринимают работу по пробации как дополнительную нагрузку и занимаются ею от случая к случаю по остаточному принципу», – обратил внимание он.
Владислав Лапинский сообщил, что в прошлом он был председателем постоянной комиссии Ленсовета 21-го созыва по вопросам общественных организаций, в сферу деятельности которой в начале 90-х гг. непосредственно входил вопрос взаимодействия госорганов с энтузиастами и их общественными объединениями. «Я хорошо знаю, с какими трудностями сталкивались общественные структуры, занимавшиеся такими проблемами, первой из которых в стране стала ленинградская (санкт-петербургская) благотворительная организация “Ночлежка”, созданная еще в самом начале 1990 г. и существующая по сей день. В те годы работа этой организации по пробации была активно поддержана Ленсоветом и лично Анатолием Собчаком, тогда для нее были выделены и продовольственные фонды, и помещения, где были организованы общежития и столовые, но, к сожалению, последующие градоначальники ее не больше чем терпели. Так, часть помещений были переданы другим структурам, “Ночлежка” выжила на принципе самоокупаемости. Сейчас, с появлением закона о пробации и приказа Минюста, такие организации вправе снова рассчитывать на госпомощь», – рассказал он.
Адвокат добавил, что в проекте приказа Минюстом обобщен опыт и петербургской «Ночлежки», и аналогичных общественных организаций. Владислав Лапинский подчеркнул, что такая деятельность обязательно должна в себя включать как составляющую правовую помощь, в чем он видит реальный плацдарм для работы адвокатуры. «В деятельность организаций, занимающихся пробацией, согласно проекту приказа хорошо вплетены программы, аналогичные уже отработанным в отношении инвалидов – в виде разработки индивидуальных программ по пробации для каждого отдельного обратившегося и программы господдержки этой деятельности. Согласно этой идее пробация будет основной деятельностью таких некоммерческих структур. Полагаю, это позволит, с одной стороны, поставить под достаточно жесткий контроль госсредства, выделенные на эти цели, а с другой стороны – позволит перевести такие организации на режим частичной самоокупаемости через учреждение этими некоммерческими организациями при себе “дочерних” производственных площадок. Опыт такого взаимодействия общественных объединений с производствами у нас есть. Так, деятельность “Ночлежки” охватывает ежегодно около 100 тыс. человек, при этом эффективность ее работы достигает около 60%. Организация сопровождает своих подопечных еще в течение трех лет, около 60 тыс. из них ежегодно обретают стабильную работу, а многие – и семью», – отметил эксперт.
Адвокат АП Чукотского автономного округа Игорь Кустов напомнил, что согласно УК РФ целью назначения наказания является исправление осужденных. В соответствии со ст. 9 УИК РФ под исправлением осужденных понимается «формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения». «Исходя из изложенного практически невозможно достичь этой цели наказания без участия общества и, как правило, наиболее активной его части в лице некоммерческих организаций. Говоря простыми словами, гораздо проще интегрировать бывшего преступника в общество путем его общения с законопослушными и высокомотивированными лицами, чем путем его содержания с асоциальными лицами в местах лишения свободы. Таким образом, считаю создание центров пробации нужным и деятельным инструментом в рамках работы по исправлению осужденных, декларированной УК РФ и УПК РФ. Нужно сказать, что институт пробации успешно действует во многих странах мира», – напомнил он.