×

Закон о введении института пробации вступил в силу

При этом постпенитенциарная пробация будет применяться с 1 января 2025 г.
Как ранее отмечали эксперты, вопросы содействия в трудоустройстве, получения профессионального и высшего образования, медицинской помощи выглядят декларативно, а реализация закона в отдельных субъектах РФ может быть осложнена необходимостью объемов финансирования, укомплектования и обучения новых сотрудников учреждений служб занятости.

С 1 января вступил в силу Закон о введении в России института пробации, подписанный Президентом РФ 6 февраля 2023 г.

Читайте также
Принят закон о введении в России института пробации
Внесенный в Госдуму законопроект принят практически без изменений
25 января 2023 Новости

Как ранее писала «АГ», пенитенциарная пробация осуществляется по направлениям:

  • проведение социальной и воспитательной работы с осужденными к наказаниям в виде принудительных работ или лишения свободы, оказание им психологической помощи в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством;
  • социальная реабилитация осужденных, отбывающих наказания;
  • подготовка осужденных к освобождению из учреждений, исполняющих наказания, оказание осужденным содействия в получении социальной помощи, трудовом и бытовом устройстве.

Частью 5 ст. 16 «Подготовка осужденных к освобождению из учреждений, исполняющих наказания, и оказание таким осужденным содействия в получении социальной помощи, трудовом и бытовом устройстве» закона, в частности, установлено, что социальная помощь и содействие в трудовом и бытовом устройстве могут предусматривать:

  • организацию получения среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, прохождения профессионального обучения в соответствии с законодательством;
  • содействие в получении высшего образования;
  • организацию мероприятий, способствующих трудоустройству осужденных после освобождения;
  • заблаговременное информирование об освобождении осужденного его родственников либо иных лиц;
  • предоставление контактной информации иных должностных лиц и организаций, к которым (в которые) может обратиться осужденный, освобождаемый из учреждения, исполняющего наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, проведение телефонных переговоров с указанными лицами и представителями указанных организаций;
  • открытие индивидуального лицевого счета и оформление документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета и содержащего сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета, присвоение ИНН, оформление паспорта, пенсионного удостоверения, полиса ОМС;
  • обеспечение бесплатного проезда к месту жительства, продуктами питания или денежными средствами на время проезда в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством;
  • при отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение – обеспечение одеждой за счет средств федерального бюджета в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством;
  • при отсутствии денежных средств у осужденного – выплату в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством единовременного денежного пособия в размере, устанавливаемом правительством;
  • организацию сопровождения к месту жительства осужденного, освобождаемого из учреждения, исполняющего наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, родственниками, иными лицами, в том числе добровольцами (волонтерами), либо работником указанного учреждения;
  • получение характеристики по месту отбывания наказания, характеристики психолога, справки о размере зарплаты, медицинских документов (их копий) и выписок из них.

Согласно закону в отношении лиц, за которыми судом установлен административный надзор, постпенитенциарная и исполнительная пробация будет осуществляться с учетом особенностей, предусмотренных Законом об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. При этом постпенитенциарная пробация будет применяться с 1 января 2025 г.

Комментируя «АГ» соответствующий законопроект, адвокат АП Свердловской области Сергей Колосовский отмечал, что определенные технические вопросы, связанные с проездом лиц, в отношении которых применяется пробация, к месту трудоустройства, обеспечение их в случае необходимости зимней одеждой и т.д. предлагается урегулировать соответствующим профильным – в данном случае уголовно-исполнительным законодательством, что, вероятно, правильно. Однако вопросы содействия в трудоустройстве, получения профессионального и высшего образования и медпомощи выглядят декларативно. «Конкретные механизмы реализации данных положений авторы законопроекта также предлагают урегулировать в соответствующих профильных законах и подзаконных нормативных актах. Но, исходя из того что предлагаемый законопроект позиционируется как некая кодификация разрозненных положений, связанных с пробацией, представляется целесообразным именно в нем предусмотреть хотя бы рамочно конкретный порядок, сроки и гарантии реализации перечисленных прав, предоставляемых лицу, в отношении которого применяется пробация. В предлагаемом виде такие гарантии выглядят несколько декларативно. Так, например, авторы законопроекта конкретизировали помощь в трудоустройстве, сведя ее к информационной поддержке, в то время как общая логика законопроекта предполагает создание механизма, гарантирующего трудоустройство, а не информирующего о вакансиях. То же самое касается необходимости детализации иных механизмов, связанных с ресоциализацией лица, отбывшего наказание, вплоть до, например, установления определенных квот в образовательных учреждениях для лиц, в отношении которых применяется пробация», – пояснял он.

Без такой конкретизации, по мнению Сергея Колосовского, изменения не будут иметь практического значения, поскольку их реализация будет осуществляться в рамках иных законов и подзаконных актов, а также в ходе правоприменительной деятельности должностных лиц госорганов, участвующих в пробации.

Читайте также
Утверждена концепция развития уголовно-исполнительной системы России до 2030 г.
В документе подведены итоги деятельности УИС за 10 лет и перечислен ряд основных ориентиров ее развития до 2030 г.
18 мая 2021 Новости

Адвокат Criminal Defense Firm Даниил Горьков отмечал, что несмотря на утверждение Концепции развития уголовно-исполнительной системы на период до 2030 г. проблемы с занятостью и реинтеграцией толкают освободившихся из колоний лиц на новые преступления. «Часто проблемой трудоустройства бывших осужденных становится отсутствие образования и навыков, соответствующих быстро меняющимся потребностям рынка труда. В связи с этим сегодня в местах лишения свободы у заключенных есть возможность получать высшее образование дистанционным способом, имеются широкая сеть профессиональных училищ, а также производственная база, позволяющая применять полученные знания на практике, что регламентируется п. 9 ст. 80 Закона об образовании», – пояснял он.

По мнению Даниила Горькова, реализация законопроекта в отдельных субъектах РФ может быть осложнена необходимостью объемов финансирования, укомплектования и обучения новых сотрудников учреждений служб занятости как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Адвокат подчеркивал, что только комплексная работа Минюста, ФСИН, МВД, Минтруда и региональных властей поможет выстроить новую, столь необходимую для российского общества систему пробации.

Рассказать:
Яндекс.Метрика