Минюст России представил на общественное обсуждение проект приказа об утверждении положения об информационной системе «Правовая помощь».
В проекте, в частности, отмечается, что такой сервис позволит реализовать круглосуточно работающий механизм предоставления БЮП гражданам. Среди его задач помимо прочего упомянуты объединение всех участников государственной и негосударственной системы бесплатной юридической помощи РФ в едином цифровом пространстве; размещение в информационной системе упорядоченных по жизненным ситуациям и месту оказания БЮП нормативных правовых актов, доступных для восприятия информационных материалов и разъяснений в электронном и аудиовизуальном виде; формирование эффективной системы рейтинга участников государственной и негосударственной систем БЮП и контроля качества в данной сфере.
Приведен состав участников информационного взаимодействия: в частности, под федеральными поставщиками правовой помощи подразумеваются уполномоченные на предоставление БЮП представители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных им учреждений, органов управления государственными внебюджетными фондами. Также перечислены сведения, размещаемые в ИС «Правовая помощь»: среди них данные о гражданах – получателях БЮП и об участниках государственной и негосударственной систем БЮП, а также неперсонифицированная информация для правового просвещения граждан.
В пояснительной записке указано, что проект приказа разработан в целях обеспечения координации деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан, Краснодарского края, Кемеровской области – Кузбасса, а также Иркутской, Курской, Московской, Ростовской, Смоленской, Тамбовской, Ульяновской областей по оказанию БЮП с применением информационных систем и электронных сервисов.
Напомним, ранее «АГ» сообщала о разработке Минюстом проекта постановления Правительства РФ о проведении эксперимента по оказанию БЮП с применением электронных сервисов. Эксперимент проводится с 1 сентября 2021 г. по 31 декабря 2023 г. в ряде регионов России с использованием информационной системы «Правовая помощь», созданной под эгидой Минюста.
Комментируя проект приказа Минюста, адвокат, управляющий партнер АБ RBL Дмитрий Самигуллин отметил, что прошло около года с момента представления Минюстом проекта постановления Правительства РФ о проведении эксперимента по оказанию бесплатной юридической помощи с применением электронных сервисов: «Можно сказать, что эксперимент проходит успешно. В марте 2022 г. была разработана “дорожная карта” по оказанию БЮП с применением электронных сервисов. Считаю, что этот электронный сервис даст толчок к качественному и количественному развитию БЮП в России». Адвокат приветствовал появление в стране единого цифрового инструмента для правового просвещения и правового информирования населения, который объединит всех участников в едином цифровом пространстве.
Заместитель председателя Московской коллегии адвокатов «Центрюрсервис» Илья Прокофьев считает проект приказа закономерным продолжением общего направления цифровизации большинства сфер жизни и правоотношений, первоочередная цель которого – упрощение доступа граждан к правовой помощи и взаимодействия с госорганами. «В проекте декларируется, что платформа “Правовая помощь” не только будет площадкой, где граждане смогут получить юридическую помощь, но и позволит, в том числе путем межведомственного взаимодействия, формировать и отправлять обращения в госорганы. Если, используя одну платформу, станет возможным подавать обращения, например, в ИФНС, ФССП, прокуратуру, МВД и другие органы, это будет очень полезно и удобно для пользователей. Но в таком случае есть риск дублирования функционала, уже имеющегося на портале Госуслуг. В связи с этим, возможно, платформу “Правовая помощь” представляется целесообразным внедрить именно в программу “Госуслуги”, выделив ее в отдельный подраздел, чтобы исключить как дублирование функций, так и возможность сбоев при ведении переписки с госорганами», – предположил он.
Вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Елена Авакян отметила, что само по себе появление данного документа не является неожиданностью – соответствующая тема обсуждалась на протяжении более двух лет. «В проекте приказа Минюста есть несколько вопросов, большинство из которых носит, скорее, технический характер. Например, предлагается применение принципа однократности ввода данных в систему и многократности их использования, однако в системе планируется хранение персональной информации о гражданах – субъектах получения БЮП в целях формирования самостоятельной базы данных, в то время как поддержание такой самостоятельной базы данных в юридически актуальном состоянии невозможно без их постоянной актуализации с подсистемами ЗАГС и иными подсистемами электронного правительства. То есть само намерение хранить такие данные в системе специального назначения странно: если сейчас говорить о том, что мы создаем полноценную систему, может возникнуть “задваивание” сведений или противоречие между некоторыми данными. Более корректным будет создание системы, инкорпорированной с порталом Госуслуг, чтобы каждый гражданин мог воспользоваться ее сервисом. В свою очередь, получатели БЮП будут идентифицированы и получат необходимую им помощь», – пояснила она.
По мнению Елены Авакян, принципиальным является вопрос формирования системы рейтингов – в проекте не описано, что подразумевается под таким алгоритмом, на каких принципах он будет происходить. «Я возражаю против этого в силу возможного возникновения “перекосов” и дискредитации одних лиц, оказывающих БЮП, относительно других. Одно дело учет, другое – рейтингование по качеству юруслуг, поскольку последнее – крайне сложный и чувствительный процесс. В целом заложенные в документе принципы позитивны, они помогут получателям БЮП получить такую помощь, а для адвокатов внедрение такого портала повлечет быстрое и эффективное снижение количества документов, которые необходимо будет заполнять по факту оказания юридической помощи. Безусловно, хотелось бы, чтобы эта система работала в интеграционном процессе с комплексной информационной системой адвокатуры России», – заключила Елена Авакян.