Сегодня Центральный районный суд г. Новосибирска отказал в иске выпускнику новосибирской гимназии Артему Веселову к двум ответчикам – Министерству образования Новосибирской области и областной государственной экзаменационной комиссии.
Как ранее писала «АГ», 4 апреля 2018 г. Артем Веселов сдавал досрочно экзамен по обществознанию, по которому получил 88 тестовых баллов. Несмотря на отличный результат, выпускник подал апелляцию, поскольку не согласился с выводами экзаменационной комиссии по двум заданиям, полагая, что его ответы заслуживают максимальной оценки. По результатам рассмотрения заявления конфликтная комиссия оставила без изменений результаты по двум спорным заданиям. При этом по одному из заданий, результат которого не оспаривался, комиссия добавила один балл, усмотрев ошибку оценивания.
Выпускник подал заявление о несогласии с выставленными баллами конфликтной комиссией в Министерство образования Новосибирской области, от которого в мае он получил письмо с отказом пересматривать баллы со ссылкой на письменное заключение экспертов, перепроверявших работу, и критерии оценивания задания. После этого Артем Веселов обратился в суд с иском о нарушении п. 3 ст. 59 Закона об образовании, гарантирующей право на объективную оценку при проведении итоговой аттестации, который он составил самостоятельно. В иске Артем Веселов просил признать незаконными решения по рассмотрению региональной ГЭК его апелляции на результаты экзамена по обществознанию, а также письмо Минобразования Новосибирской области в части отказа корректировки баллов по двум заданиям. Кроме того, административный истец просил обязать ответчиков рассмотреть повторно апелляцию о несогласии с выставленными баллами с учетом приведенных обстоятельств дела и теоретического материала, изложенных в иске.
По данному делу было уже три судебных заседания, а на четвертом, состоявшемся сегодня, суд принял решение отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований.
По сообщению управляющего партнера АБ «Гребнева и партнеры» Ирины Гребневой, представляющей интересы Артема Веселова в суде, защита намерена обжаловать решение суда, но для окончательного решения этого вопроса им нужно дождаться его мотивировочной части.
Редакция «АГ» обратилась за комментарием к представителю Минобразования Новосибирской области, который, однако, не смог оперативно прокомментировать решение суда. Однако ведомство ответило сегодня на предыдущий запрос «АГ» по этому делу, в котором изложило официальную позицию.
По сообщению Минобразования Новосибирской области, экзаменационная работа выпускника была оценена экспертами в соответствии с указаниями по оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ для экспертов и соответствующими критериями оценивания заданий, разработанными Федеральным институтом педагогических измерений. «Субъективность выводов экспертов предметных комиссий исключена, так как экзаменационные работы выпускников обезличены и распределяются между экспертами автоматизированно», – подчеркнуто в ответе. По сообщению ведомства, заявленная апелляция выпускником была рассмотрена в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в установленные сроки и в его присутствии, с устным обоснованием выставленных баллов. При рассмотрении апелляции экзаменационная работа выпускника была повторно оценена экспертами, не участвовавшими в первичной оценке экзаменационной работы. «Повторное рассмотрение апелляции действующим законодательством не предусмотрено», – подчеркнуто в письме.
Кроме того, в письме Министерство выразило позицию, что факт поступления выпускником в вуз, в который он планировал, подтверждает объективность экзамена: «По информации МБОУ г. Новосибирска “Гимназия № 4”, результаты ЕГЭ позволили Артему Веселову поступить в НИУ ВШЭ МИЭФ – туда, куда он хотел. Это подтверждает объективность ЕГЭ».
Редакция «АГ» попросила прокомментировать данный случай кандидата юридических наук, доцента, эксперта для проведения мониторинга ГИА и ЕГЭ Рособрнадзора РФ Евгения Бурдо. По его мнению, решение образовательных инстанций обычно субъективно и труднооспоримо именно из-за педагогического субъективизма. «Артем Веселов прав, что добивается истины. Важно объективно исследовать его ответы путем привлечения ученых-экспертов в этой области», – заключил эксперт.