Модератором секции выступила советник адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», исполнительный директор НП «Содействие развитию корпоративного законодательства» Елена Авакян.
Доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник отдела методологии противодействия коррупции Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Юрий Трунцевский подчеркнул, что использование искусственного интеллекта предполагает не столько программирование, сколько обучение его выполнению определенных задач. А основатель юридического сервиса Правовед.ru Валерий Мешков объяснил, как это обучение выглядит на практике.
Его сервис столкнулся с необходимостью упростить работу юристов, осуществляющих онлайн-консультации. Руководство сервиса приняло решение отдать искусственному интеллекту часть работы по консультированию. Для обучения ИИ юристам пришлось обработать 30 000 обращений по теме нарушения прав потребителей и распределить их на 28 категорий. Впоследствии искусственный интеллект, использующий нейросети, методом семантического анализа исследовал это деление и научился распределять обращения самостоятельно. В настоящее время ИИ три месяца участвует в онлайн-консультировании на ресурсе Правовед.ру, и за это время он уже успел дать более 2000 консультаций. Точность распределения дел по категориям у него достигает 70%, а при получении от пользователей ответов на его уточняющие вопросы – 95%.
Чем больше успехов показывает ИИ, тем больше возникает опасений в юридическом сообществе, что роботы-юристы вытеснят из профессии юристов-людей. Эксперты сошлись во мнении, что роботу под силу выполнять рутинную работу. Но в сложных случаях без помощи грамотного и опытного специалиста-человека не обойтись, поэтому ИИ следует воспринимать не как угрозу, а как помощника.
Одним из важных заключений, прозвучавших на круглом столе, было то, что информационные технологии не только упрощают работу профессиональных юристов, но и делают юридическую помощь доступнее для простых людей, поэтому нужно продолжать адаптировать их под потребности как тех, кто оказывает эти услуги, так и тех, кто их получает.