×

Опечатка в списке – не повод снимать с выборов всех выдвинутых кандидатов

Разработанный Минюстом законопроект предусматривает, что ошибки, допущенные в оформлении представленных в избирком документов отдельных кандидатов, не будут являться основанием для отказа в заверении общего списка кандидатов
Фотобанк Freepik/@freepik
По мнению одного из экспертов, авторы законопроекта практически дословно воспроизвели позицию, изложенную в постановлении КС, что позволит политическим партиям требовать от избирательных комиссий принятия исчерпывающих мер для уточнения спорных сведений, содержащихся в представленных на регистрацию документах. Другой полагает, что предложенные поправки отражают направление суждений КС, однако изложены по «консервативному варианту» – применительно только к выдвижению кандидатов в составе списка по одномандатным (многомандатным) округам, что не предполагает применение такого подхода для иных случаев опечаток в избирательной документации.

Минюст России разработал и представил на общественное обсуждение проект поправок в законодательство, исключающих возможность отказа в заверении списков кандидатов по одномандатным избирательным округам со ссылкой на ошибки в данных кандидатов. Законопроект разработан во исполнение соответствующего постановления Конституционного Суда РФ.

Читайте также
Нельзя снимать с выборов всех выдвинутых кандидатов из-за найденных в их списке опечаток
КС признал неконституционной норму, из-за которой избиркомы отказывались заверять списки кандидатов по одномандатным избирательным округам со ссылкой на имеющиеся в них ошибки в данных кандидатов
09 июня 2023 Новости

Как ранее сообщала «АГ», 7 июня Конституционный Суд вынес Постановление № 31-П по делу о проверке конституционности п. 14.2 ст. 35 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан. Поводом для рассмотрения дела стала жалоба регионального отделения КПРФ, которое участвовало в дополнительных выборах депутатов Орского городского Совета депутатов Оренбургской области шестого созыва по некоторым одномандатным избирательным округам, состоявшихся 11 сентября 2022 г. Спустя восемь дней после этого события в присутствии представителей избирательной комиссии Оренбургское областное отделение КПРФ провело внутрипартийное мероприятие по выдвижению списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, в тот же день в территориальный избирком были направлены документы для заверения выдвинутого списка. Однако избирком отказался заверять его, а избирательная комиссия Оренбургской области поддержала его решение.

Тогда региональное отделение КПРФ оспорило акты избирательных комиссий в судебном порядке. Три судебные инстанции поддержали отказ в заверении списка кандидатов, выдвинутых административным истцом. Со ссылкой на расхождения в написании фамилии одного из кандидатов суды сочли, что региональным отделением КПРФ фактически не проводилось голосование за список, представленный в избирательную комиссию, а потому он не подлежал заверению как выдвинутый с нарушением требований законодательства о выборах. Доводы партии об исключении из списка кандидата, в фамилии которого была обнаружена ошибка, и о заверении списка в остальной части были отклонены со ссылкой на то, что Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан не предусматривает такую возможность.

В жалобе в Конституционный Суд Оренбургское областное отделение КПРФ, в частности, отметило, что п. 14.2 ст. 35 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан не соответствует Конституции, поскольку позволяет избиркомам отказывать в заверении списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным (многомандатным) округам, при обнаружении ошибок/опечаток в Ф.И.О. одного из кандидатов такого списка.

Постановлением № 31-П/2023 КС признал оспариваемую норму не соответствующей Конституции в той мере, в какой она обязывает избирательную комиссию, организующую выборы, рассматривать ошибки или опечатки, допущенные в оформлении представленных документов в отношении отдельных кандидатов, не позволяющие достоверно определить граждан, выдвинутых в соответствующих избирательных округах, в качестве нарушения установленного порядка выдвижения списка кандидатов по избирательным округам на выборах в законодательные (представительные) органы госвласти субъектов РФ или представительные органы муниципальных образований и отказывать в его заверении в случае, когда указанные ошибки (опечатки) не препятствуют установлению иных кандидатов, включенных в список.

В связи с этим Минюст разработал проект поправок, дополняющих п. 14.2 ст. 35 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ нормой о том, что ошибки (опечатки), допущенные в оформлении представленных в избирком документов в отношении отдельного кандидата, не позволяющие достоверно определить гражданина, выдвинутого в соответствующем одномандатном (многомандатном) избирательном округе, служат основанием для исключения организующим выборы избиркомом соответствующего лица из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения. Корреспондирующие поправки предлагается внести в ч. 10 ст. 42 Закона о выборах депутатов Госдумы и ч. 2 ст. 26 Закона о федеральной территории «Сириус».

Адвокат АП Санкт-Петербурга, доктор права НИУ «Высшая школа экономики» Вячеслав Плахотнюк в комментарии «АГ» отметил, что Конституционный Суд потребовал от участников избирательного процесса – избирательных комиссий и избирательных объединений – предпринимать совместные усилия для минимизации последствий непреднамеренных ошибок и опечаток, чтобы это не становилось несоразмерным препятствием к реализации прав граждан. «Авторы законопроекта практически дословно воспроизвели п. 1 резолютивной части Постановления № 31-П/2023, что в совокупности с правовыми позициями, изложенными в постановлении, позволит политическим партиям требовать от избиркомов принятия исчерпывающих мер для уточнения спорных сведений, содержащихся в представленных на регистрацию документах. Принятие законопроекта, кроме того, позволит снизить коррупционное давление на избирательные комиссии, поскольку сужает возможности административного произвола», – подчеркнул он.

По мнению юриста «Охтин, Новиков и партнеры» Александра Новикова, поправки отражают направление суждений КС, однако изложены по «консервативному варианту» – применительно только для случаев выдвижения кандидатов в составе списка по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, что не предполагает применение обозначенного подхода для иных случаев опечаток в избирательной документации. «Современная судебная практика исходит из допустимости отдельных ошибок (опечаток) в документах кандидатов, которые “не препятствуют однозначному восприятию представленных сведений о кандидате”, даже если они не воспользовались правом, предусмотренным п. 1.1 ст. 38 № 67-ФЗ, исправить формальную ошибку в документе, что, на мой взгляд, требует законодательного оформления и стало бы логичным продолжением тренда “дебюрократизации” процедуры выдвижения кандидатов», – заметил он.

Рассказать:
Яндекс.Метрика