×

Политическим партиям хотят дать право оспаривать результаты выборов в отдельных случаях

Минюст подготовил законопроект, закрепляющий процедуру оспаривания результатов выборов партиями или их кандидатами, не зарегистрированными в результате незаконных действий избиркома
Фотобанк Лори
Эксперты «АГ» разошлись в оценке законопроекта. По мнению одного из них, поправки переместят основную борьбу по обжалованию результатов выборов именно на установление факта незаконных действий (бездействия), так как при наличии установленной незаконности обжалование результатов выборов предполагается более простой задачей. Другой отметил, что документ нуждается в доработке, так как круг лиц, в результате незаконных действий которых создаются основания для обжалования актов избирательной комиссии, ограничен специальными субъектами, хотя состав ст. 141 УК РФ не подразумевает такого ограничения.

Минюст России представил проект поправок в ст. 239 и 240 КАС РФ и ст. 78 Закон об основных гарантиях избирательных прав, подготовленный в целях реализации Постановления Конституционного Суда РФ № 42-П от 15 ноября прошлого года, о котором ранее писала «АГ». 

Читайте также
КС предоставил новую возможность для оспаривания результатов выборов
Суд отметил, что партия может оспорить результаты выборов, если не приняла в них участие из-за бездействия должностного лица избиркома, уголовное преследование в отношении которого по данному факту прекращено по нереабилитирующему основанию
21 ноября 2018 Новости

Напомним, КС признал ч. 15 ст. 239 КАС РФ неконституционной, поскольку она не позволяет выдвинувшей кандидата партии подать в суд административный иск об отмене решения избиркома о результатах выборов, если ее лишили возможности представить в избирком необходимые документы из-за действий его должностного лица, уголовное преследование которого было прекращено по нереабилитирующему основанию.

Еще ранее «АГ» писала о том, что поводом для такого обращения в КС стала безуспешная попытка оспаривания в различных судебных инстанциях результатов муниципальных выборов Санкт-Петербурга в 2014 г. Для участия в них региональное отделение партии «Справедливая Россия» выдвинуло 20 кандидатов. Ни один из них не был зарегистрирован избирательной комиссией из-за воспрепятствования ее председателем своевременной подаче документов для регистрации. В частности, он менял место и график работы комиссии, необоснованно затягивал рассмотрение документов, представленных другими избирательными объединениями.

В этой связи Минюст предлагает дополнить ст. 239 КАС РФ ч. 15.1, устанавливающей круг субъектов, которые могут обратиться в суд с административным иском об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов. Это избирательное объединение, выдвинувшее кандидата или список кандидатов, или сам кандидат, не зарегистрированные из-за незаконных действий (бездействия) избирательной комиссии или ее должностных лиц, препятствующих выдвижению или регистрации кандидата, списка кандидатов, установленных вступившим в законную силу судебным актом либо постановлением органа предварительного расследования, прокурора о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.

Согласно поправкам, вносимым в ст. 240 КАС, такой административный иск можно будет подать в течение трех месяцев со дня вынесения соответствующего акта. «Кроме того, учитывая, что необходимым условием обращения в суд является установление незаконности действий (бездействия), препятствующих выдвижению или регистрации кандидата, списка кандидатов, законопроектом предлагается предусмотреть сокращенный десятидневный срок для обжалования указанных действий (бездействия) избирательной комиссии и (или) ее должностных лиц», – отмечено в пояснительной записке.

Корреспондирующие поправки вносятся в п. 2 ст. 78 Закона об основных гарантиях избирательных прав.

Комментируя «АГ» законопроект, представитель заявителя в КС РФ, адвокат АП г. Санкт-Петербурга Антон Лебедев выразил удовлетворение скоростью реакции правительства на соответствующее постановление КС, так как поправки подготовлены спустя три месяца после решения Суда. По его мнению, это свидетельствует о том, что в обществе идет здоровый политический процесс и система выборов корректируется с целью защиты прав объединений, кандидатов, а в конечном итоге и граждан, доверивших им свои голоса.

«Поправки касаются возможности обжалования результатов выборов при условии наличия факта незаконных действия (бездействий) избирательной комиссии или должностных лиц, установленного судебным актом, постановлением следственных органов, прокурора о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, – отметил Антон Лебедев. – Именно амнистия стала основанием для прекращения уголовного дела в случае, рассмотренном Конституционным Судом РФ в Постановлении № 42-П от 15 ноября 2018 г. Таким образом, заинтересованному в обжаловании результатов выборов лицу необходимо сначала добиться такого акта или постановления и только после этого обращаться с иском об обжаловании результатов выборов».

По словам адвоката, законодатель предлагает следующий алгоритм действий для защиты нарушенных прав: «Избирательное объединение или кандидат при наличии оснований должны в течение 10 дней подать административный иск об оспаривании действий (бездействия) избирательной комиссии или должностных лиц, при наличии состава преступления или его признаков избирательное объединение или кандидат могут обратиться в правоохранительные органы. По результатам таких обращений только установление факта нарушений позволит обжаловать результаты выборов, даже если такой факт будет установлен постановлением о прекращении дела по нереабилитирующим основаниям (амнистии)».

В свою очередь ч. 15.1 ст. 239 КАС РФ для обращения за обжалованием результатов выборов содержит условие о наличии вступившего в законную силу судебного акта или постановления органов следствия, прокурора о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям. В течение трех месяцев с момента вынесения судебного акта или постановления заинтересованным лицам необходимо подать административный иск для обжалования результатов выборов.

Антон Лебедев полагает, что десятидневный срок для подачи административного иска слишком мал и это обстоятельство может вынудить заинтересованных лиц подавать не совсем готовые иски и собирать доказательства уже в процессе. «С учетом того, что основанием для обжалования результатов выборов являются постановления следственных органов и прокуратуры, а сроки появления таких документов могут быть длительными, предполагается логичным увеличить срок для подачи заявления в рамках административного судопроизводства, – отметил он. – К примеру, право на обжалование результатов выборов в рассмотренном КС РФ случае появилось за несколько месяцев до истечения срока, на который депутаты были избраны».

По мнению адвоката, поправки переместят основную борьбу по обжалованию результатов выборов именно на первую часть – установление факта незаконных действий (бездействия), так как при наличии установленной незаконности обжалование результатов выборов предполагается более простой задачей.

Руководитель юридической службы Регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в г. Санкт-Петербурге Александр Новиков отметил, что изменения носят точечный характер и не выходят за пределы тезисов Постановления КС РФ № 42, однако необходимость более общего подхода к поправкам есть: «В частности, Конституционный Суд указал на необходимость максимально возможного восстановления нарушенных прав участников выборов, а допустимые ограничения прав должны быть обоснованны и соразмерны целям защиты конституционных ценностей. Неясно, почему в предлагаемом законопроекте круг лиц, в результате незаконных действий которых создаются основания для обжалования актов избирательной комиссии, ограничен специальными субъектами».

По мнению эксперта, состав ст. 141 УК РФ не подразумевает такого ограничения, поэтому и в новых положениях КАС РФ не следует ограничивать круг субъектов: «В противном случае это становится узаконенной лазейкой для тех, кто, например, будет иметь намерение препятствовать регистрации кандидатов в избирательных комиссиях муниципального образования. Правоприменительная практика может воспринять это как основание для отказа в удовлетворении требований, что девальвирует цель изменений и позицию КС РФ».

Рассказать:
Яндекс.Метрика