×

Получение российского гражданства в упрощенном порядке предлагается распространить на более широкий круг лиц

В Госдуму внесен проект нового Закона о гражданстве, согласно которому по истечении срока в 10 лет российское гражданство нельзя будет прекратить из-за нарушений, допущенных при приеме в него
Фотобанк Freepik
Один из экспертов отметил, что проект расширяет полномочия Президента РФ на определение категорий лиц, имеющих право на приобретение гражданства РФ в упрощенном порядке. По мнению другого, поправки неожиданно ориентированы на детей, рожденных в сложных жизненных ситуациях, и предусматривают новые основания для приобретения гражданства по рождению. Третья обратила внимание на законоположения, касающиеся института прекращения гражданства.

В конце декабря в Госдуму был внесен проект нового Закона о гражданстве РФ (№ 49269-8), регулирующий порядок и условия приобретения и прекращения российского гражданства. Проект разработан в целях актуализации действующего законодательства в этой сфере и повышения эффективности правоприменительной практики.

Проект содержит ряд основных понятий (в частности, «гражданин РФ», «иностранный гражданин», двойное и множественное гражданство) и предусматривает сокращение количества требований более чем к 20 категориям лиц при приеме в российское гражданство в упрощенном порядке. За принятие решения по вопросам принятия в гражданство РФ будут отвечать преимущественно МВД и МИД России. Кроме того, предлагается расширить полномочия главы государства в плане определения круга лиц, имеющих право на упрощенное приобретение российского гражданства.

Вместо отмены решений о приеме в гражданство РФ проект предусматривает введение института прекращения гражданства РФ. «Законопроект устанавливает 10-летний срок, по окончании которого нельзя будет принять решение о прекращении гражданства РФ в связи с нарушениями, допущенными в процессе приема в гражданство РФ. Законопроектом расширяется перечень преступлений, совершение которых влечет прекращение гражданства РФ. Наряду с преступлениями террористической направленности в перечень включены некоторые тяжкие преступления против государства, а также преступления в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ. В случае прекращения гражданства РФ в связи с совершением таких преступлений установленный 10-летний срок применяться не будет», – отмечается в пояснительной записке.

Согласно законопроекту наличие у гражданина РФ двойного или множественного гражданства не может являться основанием для его высылки из России или выдачи иностранному государству, в том числе тому, гражданство (подданство) которого имеет данное лицо. Россиянин, осужденный судом РФ к лишению свободы и имеющий двойное или множественное гражданство, при наличии его добровольного согласия может быть передан для отбывания наказания в иностранном государстве, гражданство (подданство) которого он имеет, если это предусмотрено международным договором РФ.

По мнению руководителя административной практики ЮК «Миграционный Юрист» Андрея Фоменко, проект неожиданно ориентирован на детей, рожденных в сложных жизненных ситуациях, – в смешанных браках, за пределами России, оставшихся без гражданства РФ по решению опекунов, в случае добровольного или принудительного прекращения российского гражданства родителя либо помещения в учреждение для детей-сирот. «Законопроект предусматривает новые основания для приобретения гражданства по рождению. Например, в случае рождения на морском или воздушном судне под российским флагом такой ребенок станет гражданином России, даже если его родители иностранные граждане. Иностранные граждане, потерявшие гражданство РФ по заявлению родителей в период несовершеннолетия, смогут его восстановить в упрощенном порядке в течение 5 лет со дня 18-летия, т.е. до 23 лет», – отметил он в комментарии «АГ».

Эксперт также обратил внимание на то, что поправки впервые закрепляют понятие множественного гражданства и его отличие от двойного гражданства – «наличие гражданства государства, с которым не заключен договор о двойном гражданстве». «Фактически это гражданство любой страны, кроме Таджикистана и Абхазии, – пояснил он. – При этом гражданин России, имеющий двойное или множественное гражданство, признается отечественными властями только как гражданин РФ. На таких граждан также распространяется запрет высылки или выдачи иностранному государству, закрепленный в ст. 61 Конституции РФ».

Андрей Фоменко добавил, что ст. 17 законопроекта предусматривает новый «исключительный порядок» приема в гражданство трех категорий граждан – ветеранов Великой Отечественной войны; лиц, награжденных за особые заслуги перед РФ или имеющих особо востребованную профессию или квалификацию. «Исключительный порядок остается только в ведении Президента РФ по представлению МВД, МИД, руководителя субъекта или АНО “Россия – страна возможностей”. При этом в новый закон в раздел упрощенного порядка получения гражданства почему-то не включены инвесторы и высококвалифицированные специалисты, хотя действующий Закон о гражданстве предусматривает некоторые послабления при обращении таких лиц за гражданством РФ. В свою очередь, поправки впервые устанавливают 10-летний срок как максимально возможный для прекращения российского гражданства у тех, кто получил его с нарушением порядка – с представлением заведомо ложных данных или подложных документов. В настоящее время такое ограничение по срокам законодательно не установлено: известны случаи прекращения гражданства лиц, проживающих в России даже более 20 лет», – заметил он.

Эксперт обратил внимание, что в настоящее время совершение особо тяжких преступлений уже является основанием для прекращения гражданства. «К преступлениям террористической направленности и против конституционного строя законопроект добавляет иные основания прекращения гражданства. Количество уголовных составов как оснований для прекращения гражданства увеличено с 18 до 39, т.е. более чем вдвое», – заключил он.

«Статья 2 законопроекта прямо указывает на примат международного договора и его прямое применение. На откуп национальным органам остался только своеобразный “конституционный надзор”, предусмотренный гл. XIII.1 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде РФ”», – отметил управляющий партнер МКА TA lex Андрей Торянников.

Эксперт добавил, что поправки предполагают передачу полномочий на принятие решений, касающихся гражданства, МВД и МИД России, оставив за Президентом РФ прием в гражданство России в исключительном порядке и принятие решения о прекращении гражданства РФ детей, находящихся под опекой иностранных граждан или усыновленных ими. «Вероятно, это связано с ожиданием роста количества заявлений о приеме в гражданство в связи с упрощением процедуры получения гражданства по более чем 20 категориям лиц и желанием придать обработке этих заявлений более рядовой характер. На это же направлены и некоторые процедурные изменения, включая сроки, возможность устранить недочеты в заявлении и др. Отмечу, что на перечисленные выше особенности прямо или косвенно указывает и Концепция государственной миграционной политики России на 2019–2025 гг.», – подчеркнул он.

Андрей Торянников обратил внимание, что законопроект расширяет полномочия Президента РФ на определение категорий лиц, имеющих право на приобретение гражданства РФ в упрощенном порядке. «Любопытно, что из числа таких лиц исключаются инвесторы и квалифицированные специалисты. В пояснительной записке мы видим причину – невостребованность на практике этих законоположений. Поправки также развивают институт прекращения гражданства. Пока перечень оснований прекращения открытый, последнее слово – за международным договором. Среди перечисленных – выход из гражданства, совершение преступления из перечня (включает приготовление и покушение); факт подделки, недействительности или ложности документов или сведений, представленных при приобретении гражданства», – отметил он.

Адвокат, председатель КА «Минушкина и партнеры» Анна Минушкина полагает, что принятие законопроекта актуализирует действующее законодательство о гражданстве. «Так, для моей адвокатской практики особое значение имеют положения, касающиеся института прекращения гражданства. В настоящее время распространены случаи принятия решений об отмене решений о приобретении гражданства по прошествии 10 и более лет после его получения по причине представления ложных сведений при подаче заявления о приобретении гражданства – например, при заполнении заявления гражданин не указал кого-либо из родственников (самый распространенный случай – братьев и сестер). По этому вопросу неоднократно направлялись обращения в КС, который разъяснял, что при принятии таких решений должны учитываться все обстоятельства. По данному вопросу мы с доверителем предъявили иск об оспаривании нормы права в Верховный Суд РФ», – рассказала она.

По мнению эксперта, пресекательный 10-летний срок остановит «волну» отмен решений о приобретении гражданства РФ. «В последнее время отменялись решения, принятые в 2008–2009 гг. Кроме того, согласно законопроекту решение о прекращении гражданства будет согласовываться с Президентом РФ. Безусловно, такие положения направлены на защиту прав граждан. Однако следует отметить, что законопроект повторяет положения действующего закона об установлении любых фактов представления ложных сведений при подаче заявления о приеме в гражданство. На мой взгляд, в суде могут устанавливаться лишь те факты представления ложных сведений, которые могли повлиять на решение о приеме в гражданство», – заключила Анна Минушкина.

Рассказать:
Яндекс.Метрика