1 апреля Владимир Путин подписал два закона, направленных на защиту предпринимателей от необоснованного привлечения к уголовной ответственности (законопроекты № 871811-7 и № 871829-7).
Первый из них вводит административную преюдицию при привлечении к уголовной ответственности за уклонение от репатриации денег, а также дополнение ст. 210 УК РФ примечанием, исключающим вменение ее отдельным лицам лишь на том основании, что связанное с ними юридическое лицо отвечает формальным признакам преступного сообщества. Второй содержит изменения в КоАП, связанные с появлением административной преюдиции.
В ч. 1 ст. 193 УК указывается, что нарушение требований валютного законодательства о зачислении или о возврате денежных средств, совершенное в крупном размере, признается уголовно наказуемым деянием только в случае, если оно совершено лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние.
Теперь установлено равное наказание за нарушения, совершенные как группой лиц по предварительному сговору, так и организованной группой, – лишение свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового. При этом в примечании к данной статье увеличены суммы нерепатриированных денежных средств в крупном и в особо крупном размере – 100 млн руб. 150 млн руб. соответственно.
Применительно к ст. 198–199.1, 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса размер недоимки теперь исчисляется в твердой сумме.
В КоАП РФ внесены корреспондирующие поправки. Кроме того, за административные правонарушения, предусмотренные ч. 4, 41 и 5 ст. 15.25 КоАП («Нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования»), может быть назначено административное наказание в виде предупреждения. Ответственность за повторное совершение указанных административных правонарушений наступает в случае, если лицо, совершившее такое правонарушение, ранее было подвергнуто наказанию в виде административного штрафа.
В примечании к ст. 210 УК упоминаются участники юрлица, члены его органов управления, а также полномочия по управлению организацией (законопроект № 871811-7). Закреплено, что учредители, участники, руководители, члены органов управления и работники организации, зарегистрированной в качестве юридического лица, и (или) руководители, работники ее структурного подразделения не подлежат уголовной ответственности по данной статье только в силу организационно-штатной структуры организации и (или) ее структурного подразделения и совершения какого-либо преступления в связи с осуществлением ими полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, за исключением случая, когда эти организация и (или) ее структурное подразделение были заведомо созданы для совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений.
Ранее в комментарии «АГ» старший партнер АБ «МАГРАС», председатель комитета развития правовых услуг и экспертизы законопроектов Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Екатерина Авдеева указывала на важность расширения круга лиц, на которых распространяется ограничение дополнительного вменения ст. 210 УК РФ. «Указание на участников и членов органов управления будет иметь большое значение при применении закона на практике, – считает адвокат. – Например, лицо приобрело пакет акций АО и вошло в состав совета директоров – оно не стало учредителем или руководителем. В первоначальной конструкции на такое лицо примечание, ограничивающее дополнительное инкриминирование особо тяжкой статьи, в случае его формального применения не должно было распространяться, а это, как мне кажется, противоречило бы воле законодателя».
Партнер АБ «КРП» Михаил Кириенко назвал заслуживающим внимания уточнение круга субъектов, на которых распространяется примечание к ст. 210 УК РФ. При этом он отметил, что положения общей части уголовного закона о преступном сообществе и до этого не позволяли оценивать бизнес-процессы как деятельность преступной организации.