На семинаре-совещании председателей советов судей судов и субъектов РФ, который проходит в Москве 2–3 апреля, в числе прочих вопросов обсудили планируемые постановления Пленума Верховного Суда РФ, в частности касающиеся подготовки дела к рассмотрению в арбитражном суде.
В приветственном слове и.о. председателя Верховного Суда Петр Серков отметил, что в 2023 г. было рассмотрено 39 млн дел, что на 2 млн меньше, чем в 2022 г. Это связано прежде всего с сокращением количества административных дел более чем вдвое – с 5,3 млн до 2,1 млн, а также с сокращением количества дел по административным правонарушениям с 7,3 млн до 6,1 млн.
Петр Серков добавил, что, обеспечивая единообразие судебной практики, Пленум ВС в минувшем году принял 13 постановлений по вопросам правоприменения, а Президиум ВС утвердил 12 обзоров судебной практики. В порядке законодательной инициативы ВС внес в Госдуму ряд законопроектов, направленных на повышение эффективности правосудия. По словам Петра Серкова, план работы Суда в первом полугодии текущего года предусматривает принятие ряда постановлений Пленума, в том числе о подготовке дела к судебному разбирательству в арбитражном суде, о судебной практике отмены условного осуждения и продления испытательного срока условно осужденным, о некоторых вопросах, возникающих в практике судов общей юрисдикции при рассмотрении административных дел, связанных с пребыванием несовершеннолетних в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, специальных учебно-испытательных учреждениях закрытого типа, а также о добровольном страховании имущества.
И.о. председателя ВС подчеркнул, что повышенное внимание суды уделяют социально значимым категориям дел. Так, в 2023 г. удовлетворено 86% требований о защите прав потребителей, 94% требований о взыскании заработной платы, 84% требований о праве граждан в пенсионной сфере и 85% требований о защите жилищных прав.
Также продолжается работа по гуманизации уголовного законодательства и правоприменительной практики. Так, пояснил Петр Серков, российскими судами прекращено уголовное преследование 19% обвиняемых, в сравнении с прошлым годом количество осужденных снизилось на 25,7 тыс., или на 4%. На 6% сократилось число удовлетворенных ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. В свою очередь, на 11% уменьшилось количество удовлетворенных ходатайств о продлении срока содержания под стражей. При этом в пять раз возросла численность осужденных, которым в качестве альтернативы лишения свободы назначено наказание в виде принудительных работ (с 3,6 тыс. лиц до 17,3 тыс.). По мнению Петра Серкова, крайне важным направлением работы советов судей РФ остается рассмотрение жалоб и обращений граждан, в том числе по вопросам конфликта интересов, противодействия коррупции, реагирования на выявленные нарушения.
Председатель Совета судей РФ Виктор Момотов отметил, что на сегодняшний день советы судей являются зрелыми, на высоком уровне организованными, институциональными образованиями судейского самоуправления. Советы судей поддерживают системное и последовательное реформирование российского законодательства и правоприменения в направлении их гуманизации, а также развития социального правосудия.
Он пояснил, что за последние 10 лет Верховным Судом при непосредственном участии судейского сообщества разработано более 100 законодательных инициатив, направленных на совершенствование судебной системы и законодательства о развитии статуса судей, повышение эффективности правосудия. На данный момент более 50% из них получили статус законов и вступили в силу, по остальным проектам работа продолжается.
Виктор Момотов подчеркнул, что Совет судей РФ активно участвует в наполнении правовой базы судебной системы. Ведется работа по изменению законодательства в части повышения уровня оплаты труда судей, совершенствования института отставки судей и др. В декабре 2023 г. утверждены Правила пребывания посетителей в судах.
Отдельно Виктор Момотов обратил внимание на завершение работы над важной законодательной инициативой о нормах служебной нагрузки судей и работников аппаратов судов РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ. По его словам, принятие этого закона будет способствовать созданию условий для установления необходимой служебной нагрузки, надлежащему материальному обеспечению судей и работников аппаратов судов, осуществляющих деятельность сверх установленных норм служебной нагрузки, с учетом рассмотрения и разрешения дел разных категорий в соответствии с их фактической и юридической сложностью.
Как заметил председатель Совета судей РФ, высокая нагрузка и отсутствие порой должного финансирования аппарата мирового судьи приводят к высокой текучести кадров, а некоторые вакансии по нескольку лет остаются незанятыми. Виктор Момотов констатировал, что кадровые проблемы в мировой юстиции сохраняются. Для исправления данной ситуации судейским сообществом разработан и внесен на рассмотрение Госдумой законопроект, направленный на установление нового порядка формирования структуры и штатного расписания аппарата мирового судьи.
Проектом предусмотрено обязательное взаимодействие органов власти субъектов РФ с соответствующими региональными советами судей при определении структуры и штатного расписания аппарата мирового судьи. По мнению Виктора Момотова, требуется включение мировых судей в единое информационное пространство федеральных судов. Соответствующий законопроект уже принят в первом чтении Госдумой и предусматривает обязательное использование на всех судебных участках мировых судей единых программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства.
Виктор Момотов подчеркнул, что важнейшей целью государства является обеспечение эффективного и практического доступа к правосудию, его прозрачности. Современные технологии расширяют возможности судебной власти, выходя за рамки обеспечения правосудия, создавая условия для превентивного правосудия, снижая социальную напряженность за счет предотвращения судебных споров, опираясь на анализ причин данных судебных постановлений и мировых соглашений. Анализ особенностей споров может помочь судебной власти дать сторонам рекомендации о потенциальных подходящих формах разрешения конфликта.
Востребованность электронного правосудия, пояснил председатель Совета судей РФ, подтверждается ежегодным ростом обращений, поступающих в суды в электронном виде: так, в 2023 г. в суды поступило 6,1 млн таких обращений, а число личных кабинетов пользователей сервиса «Электронное правосудие» превысило 2,5 млн. «Важно, чтобы внедряемые цифровые решения в полной мере использовались работниками аппаратов судов, в связи с чем проводится их постоянное обучение, утверждены методические рекомендации с целью обучения в доступной форме возможностям ГАС “Правосудие” по вопросам организации межведомственного электронного взаимодействия, работы с исполнительными документами, электронными заказными письмами и другим. До 2030 г. планируется реализовать переход к так называемым электронным судам, с которыми онлайн-взаимодействие будет возможно от этапа подачи иска и до самого судебного заседания», – отметил в своем докладе Виктор Момотов.
Он добавил, что в Москве реализуется цифровая система взаимодействия с адвокатами, переводчиками и специалистами, привлекаемыми судами. Она позволяет в течение короткого времени найти адвоката по назначению для конкретного уголовного дела, вести учет его работы и формировать оплату. Подобная система была введена в действие и в Татарстане; также планируется ее запуск в 12 субъектах РФ.
Виктор Момотов также обратил внимание на необходимость дальнейшего распространения эквивалентных государственному правосудию альтернатив рассмотрения споров, в частности института судебных примирителей. По его словам, в настоящее время максимальное количество судебных примирителей в субъекте РФ составляет пять человек, в ряде субъектов судебные примирители все еще отсутствуют. Данная ситуация не способствует расширению применения данного института. С этой целью требуется не только активнее привлекать судей в отставке, но и законодательно предусмотреть возможность стать судебным примирителем для работников аппаратов судов, чей стаж и опыт позволяют доверить им такую работу, отметил председатель Совета судей РФ.
Виктор Момотов подчеркнул, что для региональных советов судей медиакоммуникационная составляющая работы является одной из ключевых в вопросе повышения открытости и доверия гражданского общества к судебной власти. Он пояснил, что своевременное, объективное информирование общества о деятельности судов, размещение информации в формате, доступном для понимания широкими слоями населения, разнообразие форматов для расширения аудитории способствуют коммуникации судебной власти и общества, что позитивно отражается на имидже системы правосудия.
В вопросе функционирования органов судейского сообщества Виктор Момотов отметил негативную тенденцию, возникающую в некоторых субъектах РФ. Речь идет о постепенном слиянии органов профессионального сообщества, прежде всего советов судей разного уровня и квалификационных коллегий судей, и организационно-управленческих структур. «Это негативно влияет на потенциал профессиональных сообществ, так как выхолащивает содержание саморегулирования в профессии судьи. Обращаем внимание на необходимость недопущения подобных тенденций в регионах», – указал он.
В заключительной части доклада Виктор Момотов подчеркнул, что ключевая роль советов судей состоит в создании необходимых условий работы судей для отправления эффективного и качественного правосудия. Органы судейского сообщества участвуют в решении ключевых правовых и организационных вопросов обеспечения работы судебной системы, сопровождают судей от момента отбора и назначения до гарантий их положения и статуса в отставке.
В своем выступлении председатель Высшей квалификационной коллегии судей РФ Николай Тимошин поделился, что основаниями для привлечения судей к дисциплинарной ответственности в 2023 г. стали грубые и систематические нарушения Закона о статусе судей и Кодекса судейской этики, волокита при рассмотрении дел, неэтичное поведение в отношении участников процесса и иных граждан. Это, по его мнению, повод задуматься о причинах нарушений, принять меры по недопущению повторных ситуаций, подрывающих авторитет судебной власти (например, производить более тщательный отбор кандидатов в органы судейского сообщества).
Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Александр Гусев отметил, что в течение 2023 г. Департаментом в приоритетном порядке решались вопросы организационно-правового обеспечения деятельности судов. Также совместно с Советом судей РФ разрабатывались проекты нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы организационного обеспечения деятельности судов, а также законопроекты и проекты иных нормативно-правовых актов, связанные с изменениями в процессуальном законодательстве, осуществлялось ведение судебной статистики.