×

Сделки хотят оградить от влияния обществ, подконтрольных заинтересованным в них лицам

Правительство внесло в Думу законопроект, направленный на устранение разночтений, возникших после изменений законодательства о сделках с заинтересованностью
Эксперты «АГ» положительно оценили проект поправок. Один указал, что они явно исключают возможность обхода ограничений на голосование по сделкам с заинтересованностью через аффилированных лиц. Другая отметила, что проект направлен на углубление законодательного регулирования ступеней подконтрольности с целью предотвращения возможности совершения сделок, представляющих опасность с точки зрения конфликта интересов.

20 сентября Правительство России внесло в Госдуму законопроект № 551219-7 о внесении изменений в ст. 83 Закона об акционерных обществах и ст. 45 Закона об обществах с ограниченной ответственностью. Поправками предусмотрены положения, уточняющие, что голоса лица, заинтересованного в совершении обществом сделки, а также голоса подконтрольных ему лиц не учитываются при голосовании по вопросу ее одобрения.

Читайте также
ВС разъяснил оспаривание крупных сделок и сделок с заинтересованностью
Постановление Пленума ВС РФ, согласно которому бремя доказывания совершения крупной сделки при ее оспаривании лежит на истце, принято с незначительными правками
26 июня 2018 Новости

Ранее «АГ» уже писала о принятии 26 июня Постановления Пленума ВС РФ № 27 «Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность». В одном из его разъяснений указано, что по правилам вышеуказанных статей законов об АО и ООО в голосовании по вопросу об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, не вправе принимать участие также участники-юрлица, хотя и не являющиеся заинтересованными лицами, но находящиеся под контролем заинтересованных лиц (подконтрольные организации). 

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, действующие редакции изменяемых статей содержат определенные риски применения положений, в которых используются понятия «контролирующее лицо» и «подконтрольное лицо», из-за их возможного двойного толкования. «Так, на практике возможен вывод, что подконтрольное лицо заинтересованного в сделке лица может быть признано заинтересованным в соответствующей сделке только в случае, если оно прямо или косвенно может распоряжаться более чем 50% голосов в высшем органе управления, а в случае если процент голосов составляет менее 50, заинтересованность не усматривается», – отметили авторы.

Юрист АБ «Леонтьев и партнеры» Ольга Чернявская считает, что законопроект расширяет круг акционеров/участников-юрлиц, которые не могут принимать решение об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. «С принятием соответствующих изменений голосовать по вопросу одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, не смогут не только те участники/акционеры, которые сами являются заинтересованными лицами, – отметила эксперт, – но и те участники/акционеры, которые являются лицами, подконтрольными заинтересованным лицам в силу абз. 3 п. 1 ст. 81 Закона об акционерных обществах и абз. 3 п. 1 ст. 45 Закона об обществах с ограниченной ответственностью».

Ольга Чернявская полагает, что фактическая подконтрольность одного юрлица другому гораздо глубже подконтрольности, закрепленной на законодательном уровне. «Законопроект призван углубить законодательное регулирование ступеней подконтрольности с целью предотвращения возможности совершения сделок, представляющих опасность с точки зрения конфликта интересов, через опосредованную заинтересованность, – заключила эксперт, – поправки отвечают требованиям современных реалий многослойных и структурно сложных гражданско-правовых отношений, а также судебной практики, которая сталкивается с проблемами двойного толкования норм законов о порядке одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность».

Юрист юридической фирмы «Борениус» Артем Берлин полагает, что законопроект устраняет техническое разночтение в законах об обществах с ограниченной ответственностью и акционерных обществах, возникшее после принятия реформы сделок с заинтересованностью.

«Поскольку действующие законы оперируют понятиями “контролирующие лица” и “подконтрольные лица” для целей определения заинтересованности в совершении сделки, необходимо явно исключить возможность голосования по вопросу ее одобрения не только для непосредственно заинтересованных акционеров, но и для лиц, которые им подконтрольны, – отметил эксперт. – Дополнение целесообразно, так как явно исключает возможность обхода ограничений на голосование по сделкам с заинтересованностью через аффилированных лиц».

Рассказать:
Яндекс.Метрика