×

Следователь попыталась отвести защитника, обвинив в попытке похищения тома уголовного дела

После вмешательства Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП Санкт-Петербурга постановление об отводе адвоката было отменено как незаконное
Фото: «Адвокатская газета»
В комментарии «АГ» член Совета АП Санкт-Петербурга Ирина Туманова, которую пытались отвести, высказалась за скорейшее принятие поправок в законодательство о введении ответственности за нарушение профессиональных прав адвокатов и воспрепятствование их деятельности.

В сентябре этого года следователь попыталась отвести адвоката от участия в уголовном деле под предлогом якобы попытки похищения защитником тома уголовного дела. Ситуацию удалось урегулировать только после направления заключения Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов Адвокатской палаты Санкт-Петербурга, признавшей нарушение прав адвоката, руководителям районных УМВД, СКР и прокуратуры.

18 сентября члену Совета АП Санкт-Петербурга Ирине Тумановой и ее подзащитному О. были предоставлены для ознакомления два тома уголовного дела – № 17 и № 18 в помещении СУ УМВД России по Гатчинскому району Ленинградской области. Защитник начала ознакомление с первым из них, а второй том был отложен и находился на рабочем столе, где также лежали ее документы. В 13:00 следователь Е.А. Куляпина объявила перерыв и спросила, где находится том № 18, после чего адвокат передала его ей.

По окончании обеденного перерыва обвиняемый и защитник явились для продолжения ознакомления с делом, однако следователь материалы не предоставила и пригласила Ирину Туманову к заместителю начальника следственного управления Б.Л. Шаботинскому, где составила рапорт на его имя. Ознакомиться с документом Ирине Тумановой не позволили, но со слов заместителя начальника СУ следовало, что в нем фактически содержится утверждение о том, что она пыталась воспрепятствовать правосудию – похитить том № 18 уголовного дела.

В этот же день постановлением следователя Куляпиной адвокат была отведена от защиты по уголовному делу. В документе было указано, что ее подзащитный О. является очевидцем якобы совершенного адвокатом преступления и в случае возбуждения уголовного дела должен быть допрошен в качестве свидетеля обвинения по обстоятельствам, что препятствует его защите Ириной Тумановой.

В 15:00 возле здания следственного управления адвоката окружили трое граждан, представившихся оперуполномоченными сотрудниками полиции, при этом у одного из них не имелось служебного удостоверения. Они потребовали, чтобы Ирина Туманова направилась с ними в СО СУ СК России по г. Гатчине для дачи объяснения по заявлению Куляпиной. Один начал словесно и силой принуждать адвоката выполнять их требования, схватил ее за руку выше локтя, причинив боль.

На требования Ирины Тумановой предъявить ей повестку, поручение следователя или какие-либо иные документы, подтверждающие правомерность действий сотрудников, реакции не было. После того как адвокат сообщила полицейским, что их действия являются незаконными, а также потребовала не применять к ней силу, ее отпустили. Ирине Тумановой стало плохо, и она вызывала бригаду скорой помощи. Впоследствии защитник находилась на амбулаторном лечении.

После случившегося адвокат направила жалобу в Гатчинскую городскую прокуратуру на постановление следователя о ее отводе, а также заявление в Комиссию по защите профессиональных прав адвокатов АП Санкт-Петербурга (имеется у «АГ»). Комиссии она дополнительно пояснила, что еще до событий 18 сентября следователь Куляпина и ее руководитель Шаботинский испытывали к ней личную неприязнь в связи с ее активной работой по уголовному делу, в результате которой, в частности, дело неоднократно возвращалось прокурором на предварительное следствие без утверждения обвинительного заключения.

Ирина Туманова указала, что том № 18 уголовного дела в присутствии следователя (возможно, даже самим следователем) был размещен на столе рядом с документами и бумагами стороны защиты, а затем был возвращен по просьбе следователя. Адвокат из кабинета не выходила и том никуда не выносила. Она отметила, что никаких претензий в связи с «хищением» следователь до удаления на обед защитнику не заявляла, немедленных действий по пресечению возможных противоправных деяний не предпринимала, а рапорт составила после совещания с Шаботинским. 

Рассмотрев заявление Ирины Тумановой, комиссия посчитала, что в данном случае профессиональные права адвоката были нарушены ее незаконным отводом, а также незаконной попыткой ее доставления для дачи объяснений. Комиссия отметила, что на момент вынесения постановления О. не являлся и не мог быть свидетелем по уголовному делу в отношении якобы противоправных действий Ирины Тумановой, так как уголовное дело на момент отвода не было возбуждено. Кроме того, следователь Куляпина не является надлежащим должностным лицом, уполномоченным определять процессуальное положение адвоката и ее подзащитного.

«Предположение следователя о возможном возбуждении уголовного дела в будущем, а также о возможном наделении как адвоката, так и ее подзащитного процессуальными статусами, не может служить основанием для отвода защитника, поскольку противоречит правовому толкованию соответствующих положений УПК РФ Конституционным Судом в Определении от 9 ноября 2010 г. № 1573-О-О о том, что такие обстоятельства должны реально существовать на момент вынесения постановления об отводе», – говорится в заключении.

Комиссия также пришла к выводу о том, что, поскольку на момент вынесения постановления об отводе обстоятельства, препятствующие участию адвоката в уголовном деле в качестве защитника О., отсутствовали, постановление является незаконным. При этом оно препятствует реализации Ириной Тумановой своих профессиональных прав защитника в данном уголовном деле.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ и п. 9 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции оперативные сотрудники вправе доставлять и принуждать граждан к явке к следователю, в производстве которого находится материал или дело, только при наличии письменного поручения последнего. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона об адвокатуре, ст. 56 УПК РФ выдача поручения по принудительному доставлению возможна только при отказе граждан от добровольной явки после вручения повестки, но не может применяться к адвокатам в силу иммунитета, установленного уголовно-процессуальным законом.

Таким образом, комиссия признала факт нарушения профессиональных прав Ирины Тумановой, выразившийся в вынесении следователем постановления об отводе защитника, а также в попытке доставления ее в СО СУ СК России по г. Гатчине без соответствующих правовых оснований и применении к ней психического и физического насилия.

Заключение комиссии было направлено начальнику СУ УМВД России по Гатчинскому району Ленинградской области, СО СУ СК России по г. Гатчине и прокурору области с целью информирования о незаконных действиях сотрудников правоохранительных органов и предотвращения в последующем подобных действий по отношению к адвокатам.

Член Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП Санкт-Петербурга Константин Кузьминых в комментарии отметил, что ст. 72 УПК содержит закрытый перечень оснований для отвода защитника, который не подлежит расширительному толкованию. «При этом ссылку следователя в постановлении об отводе защитника на то, что подзащитный являлся очевидцем действий адвоката, которые следователь расценивает как преступные в смысле ч. 2 ст. 294 УК РФ, уместной признать нельзя, поскольку свидетелем такое лицо могло бы стать лишь после возбуждения уголовного дела по обстоятельствам, не связанным с предметом доказывания по уголовному делу, по которому адвокат осуществляет защиту», – отметил он.

Константин Кузьминых также указал, что подследственность дел о преступлениях по ст. 294 УК РФ – следственные органы СКР, а не полиции. А потому не в компетенции следователя полиции или его руководителя решать, будет ли в отношении адвоката возбуждено уголовное дело и будет ли его подзащитный допрашиваться по нему в качестве свидетеля в будущем. «Из постановления об отводе защитника видно, что следователь полагает, будто действия адвоката И.В. Тумановой наносят ущерб интересам ее подзащитного, но такой вывод следователя обоснованным признать нельзя. Напротив, следователь своими действиями явно нарушила конституционное право обвиняемого пользоваться помощью приглашенного им защитника, то есть свои обязанности, проистекающие из ст. 16 УПК РФ. Таким образом, решение следователя об отводе защитника – адвоката Тумановой без наличия оснований ст. 72 УПК РФ само по себе нарушает профессиональные права адвоката, независимо от версий событий», – указал Константин Кузьминых.

Как сообщила «АГ» Ирина Туманова, 4 октября прокуратура отказала в удовлетворении ее жалобы. По ее мнению, это произошло потому, что в день ее рассмотрения заместитель начальника СУ УМВД России по Гатчинскому району Ленинградской области Н.В. Емельянова признала незаконным постановление старшего следователя Куляпиной об отводе защитника и отменила его. Адвокат уверена, что это произошло именно после поддержки со стороны адвокатского сообщества и комиссии по защите профессиональных прав адвокатов палаты.

Ирина Туманова при этом указала, что само постановление об отмене отвода долго скрывалось следственными органами – его удалось получить только после подачи жалобы. Согласно документу (имеется в распоряжении «АГ»), постановление от 18 сентября признано незаконным и подлежит отмене, поскольку действия Ирины Тумановой в соответствии со ст. 72 УПК РФ не могут являться обстоятельством, исключающим ее участие в уголовном деле.

В комментарии «АГ» Ирина Туманова пояснила, что в ходе осуществления защиты по делу О. она подала более 40 заявлений, жалоб и ходатайств, в связи с чем дело в течение более года неоднократно возвращалось из прокуратуры в следственные органы, обвинительное заключение не утверждалось, уголовное дело в суд не направлялось. По мнению адвоката, именно это вызвало недовольство следователя и ее руководителя.

Читайте также
Готовятся поправки, укрепляющие гарантии адвокатской профессии
В Минюсте прошло рабочее совещание, на котором эксперты обсудили предложения по изменению правового регулирования адвокатской деятельности и адвокатуры
29 марта 2018 Новости

Защитник отметила, что в настоящее время дело против ее подзащитного прекращено по двум эпизодам ч. 3 ст. 159 УК РФ – мошенничество с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере. Также по двум эпизодам оно переквалифицировано с ч. 2 ст. 327 УК РФ: «По указанным обвинениям в совершении тяжких преступлений и преступлений средней тяжести уголовное преследование прекращено, его действия квалифицировали по ч. 1 ст. 327 УК, тем самым значительно облегчив обвинение и выделив по данной статье дело в отдельное производство».

Ирина Туманова считает актуальным, что на уровне ФПА РФ создан важный для защитников и существования правового государства в целом законопроект о введении специальной уголовной ответственности за нарушение профессиональных прав адвокатов, воспрепятствование адвокатской деятельности, который поддержан адвокатским сообществом. «Чрезвычайно важно принятие данного законопроекта, пока существующие нарушения профессиональных прав адвокатов не достигли повсеместного и необратимого характера, сопряженного с повышенным риском в работе защитников», – считает Ирина Туманова.

Обновление. После публикации новости, 9 ноября, пресс-служба ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области сообщила «АГ» следующее: «Как сообщили в УМВД России по Гатчинскому району Ленинградской области, данное решение было инициировано начальником следствия по ходатайству следователя, который расследует указанное уголовное дело. Данное решение было направлено на недопущение возможных злоупотреблений и противоправных действий по указанному уголовному дел».
Рассказать:
Яндекс.Метрика