×

Суд признал незаконным недопуск адвоката к подзащитному в Центре имени Сербского

В решении указано, что ответчик, отказывая адвокату в свидании с обвиняемым из-за ограничительных мероприятий в целях профилактики новой коронавирусной инфекции, не привел каких-либо объективных обстоятельств для такого отказа, притом что в учреждении имеется специально оборудованная комната для посещений
Фото: «Адвокатская газета»
В комментарии «АГ» адвокат Константин Кудряшов рассказал, что он полностью удовлетворен решением суда, и выразил надежду, что незаконная практика отмены права адвоката на свидание с подзащитным будет прекращена. Одна из экспертов «АГ» отметила, что подобные положительные судебные решения являются значимыми, в том числе и для профилактики таких нарушений в дальнейшем. Другой указал, что в рассматриваемом случае медицинская организация могла обеспечить соблюдение права гражданина на защиту, выполнив при этом необходимые карантинные процедуры, но необоснованно отказала в свидании с защитником. Третий пояснил, что на адвоката могут быть возложены дополнительные меры безопасности, но абсолютный запрет адвокату на свидание с подзащитным – недопустим ни при каких обстоятельствах.

Хамовнический районный суд г. Москвы опубликовал решение от 19 декабря 2022 г., которым признал незаконными действия Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского, выразившиеся в отказе предоставить адвокату свидание с подзащитным.

Недопуск к подзащитному в медучреждении

Как ранее писала «АГ», в производстве Останкинского МРСО СУ по СВАО ГСУ СК РФ по г. Москве находится уголовное дело в отношении Б., защитником которого является адвокат Коллегии адвокатов г. Москвы «ЮрПрофи» Константин Кудряшов. По делу была назначена судебно-психиатрическая экспертиза, которая должна быть проведена в Центре им. В.П. Сербского, куда Б. был переведен 3 октября 2022 г. На следующий день адвокат попытался узнать в учреждении, в какое время он может встретиться с Б., однако ему было отказано в свидании с подзащитным.

Читайте также
Адвокат обратился в суд с иском к Центру психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского в связи с недопуском к подзащитному
Учреждение обосновало недопуск к обвиняемому, в отношении которого проводится судебная экспертиза, сохранением ограничительных мероприятий в целях профилактики новой коронавирусной инфекции
08 декабря 2022 Новости

В связи с этим Константин Кудряшов направил обращение в Центр им. В.П. Сербского, в котором указал: в ст. 2, 18 Конституции РФ определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанности государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием», – подчеркнул адвокат.

Защитник заметил, что каждый заключенный под стражу обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента, соответственно, задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Константин Кудряшов просил сообщить, в какое время по предъявлении удостоверения адвоката и ордера он может получить свидание с подзащитным, либо в целях реализации права на обращение в суд с административным иском направить письменный отказ в разумный срок.

19 октября учреждение направило ответ на обращение, указав, что в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил в НМИЦ ПН имени В.П. Сербского продолжаются ограничительные мероприятия в целях профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19). В документе поясняется, что в учреждении обеспечивается режим, исключающий контакт с иными лицами, за исключением лиц, являющихся работниками медицинской организации.

Суд поддержал защитника

В связи с этим 15 ноября Константин Кудряшов обратился в Хамовнический районный суд г. Москвы с административным исковым заявлением к Центру. Свои требования адвокат мотивировал тем, что просил ответчика дать ему письменные разъяснения по факту недопуска к подзащитному и что в своем ответе учреждение подтвердило отказ в предоставлении свидания защитнику с обвиняемым, содержащимся под стражей. Как считает Константин Кудряшов, эти действия учреждения незаконны. Защитник привел положения Конституции РФ о защите прав и свобод человека и гражданина, а также отметил, что, согласно ст. 17 Закона о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, подозреваемые и обвиняемые имеют право на свидания с защитником. Таким образом, Константин Кудряшов просил признать незаконным действие Института имени В.П. Сербского, выразившееся в отказе предоставить защитнику свидание с обвиняемым Б., поскольку оно не соответствует вышеуказанным положениям закона.

Читайте также
Апелляция согласилась, что ограничение свиданий с осужденными в период пандемии не распространяется на адвокатов
Свердловский областной суд согласился с тем, что тяжелое состояние осужденного не является основанием для отказа в предоставлении свидания
24 ноября 2020 Новости

Определением суда ФКУ УО ДНЦ имени В.П. Сербского УФСИН России по г. Москве было привлечено к участию в деле в качестве соответчика. Рассмотрев дело, суд указал, что факт ограничений права адвоката на оказание юридической помощи обвиняемому нашел свое подтверждение.

Учтя доводы истца, суд напомнил, что Закон о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Согласно ст. 17 указанного закона подозреваемые и обвиняемые имеют право на свидания с защитником.

В решении подчеркивается, что в силу ст. 18 Закона подозреваемым и обвиняемым предоставляются свидания с защитником с момента фактического задержания. Свидания предоставляются наедине и конфиденциально без ограничения их числа и продолжительности, за исключением случаев, предусмотренных УПК РФ. Свидания предоставляются защитнику по предъявлении удостоверения адвоката и ордера. Истребование у адвоката иных документов запрещается.

Ссылаясь на Постановление КС РФ от 26 декабря 2003 г. № 20-П, суд пояснил, что право обвиняемого на помощь адвоката должно обеспечиваться ему на всех стадиях уголовного процесса, в том числе при производстве в надзорной инстанции, а также при исполнении приговора.

Суд добавил, что праву обвиняемого на получение юридической помощи соответствует закрепленное в подп. 5 п. 3 ст. 6 Закона об адвокатуре право адвоката беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей). Данное право адвоката призвано реально обеспечить обвиняемому право на получение квалифицированной юридической помощи, гарантированное ст. 48 Основного Закона. Исходя из этого, суд резюмировал: необоснованное ограничение права адвоката на беспрепятственное общение со своим подзащитным влечет нарушение прав как адвоката, так и его доверителя, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами.

В решении указано, что из пояснений представителя ответчика усматривается, что в учреждении имеется оборудованная комната для посещений со стеклом, исключающая непосредственный контакт лица, находящегося в НМИЦ ПН им. В.П. Сербского, с его посетителем. Вместе с тем Б. не мог быть перемещен в корпус, оборудованный комнатой для посещений, по причине ограничений на передвижение, установленных Указами Президента РФ от 11 мая 2020 г. № 316 и от 2 апреля 2020 г. № 239. Каких-либо иных объективных обстоятельств для отказа адвокату в свидании с обвиняемым, при наличии указанной комнаты для свиданий, административными ответчиками не приведено. В связи с этим суд посчитал, что действия, выразившиеся в непредоставлении свидания адвокату с его подзащитным, не соответствовали закону и нарушали право административного истца на оказание квалифицированной юридической помощи обвиняемому.

Также суд подчеркнул, что, находясь в Центре, Б. не получал медицинскую помощь, а само учреждение имеет научную, а не лечебную направленность, при этом право обвиняемого на получение юридической помощи закреплено федеральным законодательством и не может быть постановлено в зависимость от каких-либо организационно-технических обстоятельств.

Суд отметил, что приведенные в решении выводы соответствуют правовой позиции Второго кассационного суда общей юрисдикции, изложенной в Кассационном определении от 12 мая 2021 г. № 88а-11147/2021.

Читайте также
Кассация подтвердила незаконность отказа начальника «Владимирского централа» в приеме адвоката
Кассационный суд не согласился с доводом администрации тюрьмы о том, что для переноса встречи на другой день достаточно устного сообщения без официального письма
21 апреля 2021 Новости

Таким образом, Хамовнический районный суд г. Москвы удовлетворил требования Константина Кудряшова, признав незаконными действия Центра имени Сербского. Учитывая, что Б. в настоящее время не находится в Центре, суд не усмотрел оснований для указания способа восстановления нарушенного права.

В комментарии «АГ» Константин Кудряшов указал, что полностью удовлетворен решением суда. «В день предоставления комментария я связался с институтом им. Сербского и уточнил — свидания адвокатов с поэкспертнымм не возобновлены. Если раньше речь шла о возможных разночтениях нормативных актов, теперь, полагаю, имеет место умышленное нарушение закона. Впрочем, ничего удивительного, многим причастным к системе производства по уголовным делам удобнее иметь дело с обвиняемым без защитника».

Константин Кудряшов сообщил, что он планирует довести начатое дело до конца и помочь коллегам, которые окажутся в аналогичной ситуации с подзащитными. «После вступления решения суда в законную силу планирую направить его копию московскому прокурору по надзору за соблюдением законов, в том числе в следственных изоляторах. Надеюсь, что, как теперь установлено решением суда, незаконная практика отмены права адвоката на свидание с подзащитным будет прекращена», – пояснил защитник.

Адвокаты позитивно оценили решение суда

Комментируя решение суда, адвокат КА «Адвокат» Анна Мамонова отметила, что недопуск защитника к доверителю под предлогом коронавирусных ограничений – лишь один из возможных вариантов незаконных действий. «Во время пандемии, особенно в ее начале (весной 2020 г.), мне, к сожалению, также приходилось сталкиваться с подобными препятствиями со стороны работников медицинских организаций, когда даже попасть в такую организацию для сдачи или получения медицинских документов было непросто. Такие инциденты удавалось урегулировать самостоятельно – я предупреждала препятствующих мне лиц о том, что начну фиксировать их действия путем видеосъемки, после чего меня пропускали»,– рассказала она.

Анна Мамонова заметила, что в настоящее время, когда санитарно-эпидемиологические ограничения отменены, проблема доступа к доверителям, находящимся в медицинских организациях, в том числе к подозреваемым и обвиняемым, не является столь актуальной. Однако, по ее мнению, нельзя исключить, что в будущем подобные ограничительные меры будут вводиться вновь. «В связи с этим все положительные судебные решения, в том числе рассматриваемое решение, являются значимыми, в том числе и для профилактики подобных нарушений в дальнейшем. Полагаю, что именно положительная судебная практика позволит не допустить усугубления данной проблемы, из-за которого она может стать системной», – подчеркнула эксперт.

Адвокат полагает, что в дальнейшем экспертные и иные учреждения, в которых отсутствуют комнаты для посещений со стеклом, могут также препятствовать адвокатам в доступе к подзащитным. Важной задачей для государства и общества является создание условий, позволяющих обеспечить права адвокатов и их доверителей при любых неблагоприятных внешних обстоятельствах, заключила Анна Мамонова.

Председатель Коллегии адвокатов системы биоэкологической безопасности и здравоохранения РФ Юрий Меженков обратил внимание, что по вопросам, связанным с карантинными мероприятиями COVID-19, неоднократно высказывались все суды, вплоть до Верховного Суда РФ. «Право на защиту, безусловно, является одним из основных конституционных прав граждан, но и право на охрану здоровья тоже является конституционным. Таким образом, выполнение карантинных мероприятий направлено на соблюдение публичных интересов», – отметил он.

Юрий Меженков разъяснил: поскольку в РФ право не является прецедентным, то каждый случай нарушения права на защиту уникален по набору доказательств – как свидетельствующих о нарушении данного права, так и опровергающих это. «В рассматриваемом случае медицинская организация могла обеспечить соблюдение права гражданина на защиту, выполнив при этом необходимые карантинные процедуры, но необоснованно отказала в свидании с защитником. Именно об этом и говорится в судебном решении. Иными словами, если бы медицинская организация смогла доказать, что без нарушения карантинных условий свидание с защитником невозможно, то и решение суда было бы для адвоката отрицательным», – уточнил он.

Адвокат Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов положительно оценил позицию суда. Он отметил, что право обвиняемого на свидание с защитником является составляющим реализации конституционного права на квалифицированную юридическую помощь. В свою очередь нарушено и право самого адвоката на свидание с подзащитным, предусмотренное УПК РФ и Законом о содержании под стражей, которое является частью обязанности адвоката в рамках выполнения поручения по защите, в том числе в суде, уточнил адвокат.

«Меня неоднократно не допускали к подзащитным в СИЗО. Я обращался и в суд с административным иском, но до решения суда ни разу не дошло, так как нарушения во всех случаях были оперативно устранены прокуратурой. При этом не имеет никакого значения, где конкретно содержится обвиняемый – в СИЗО, в исправительном учреждении, в медицинском учреждении на стационаре при проведении экспертизы. За обвиняемым сохраняются все права, предусмотренные УПК РФ», – высказался Александр Немов.

Касательно аргумента про запрет посещения из-за профилактики коронавирусной инфекции адвокат отметил, что он не является основанием даже для ограничения права на свидание. На адвоката могут быть возложены дополнительные меры безопасности: свидание через стекло, обязанность надевать средства защиты, вплоть до полностью закрывающего костюма, как это практиковалось в некоторых регионах при посещении СИЗО. Но абсолютный запрет адвокату на свидание с подзащитным – недопустим ни при каких обстоятельствах, подчеркнул Александр Немов. «Не могу сказать, что подобные споры когда-то прекращались совсем. Они периодически появляются то тут, то там. Наличие подобных решений как минимум сокращает путь адвокату к положительному решению при обжаловании действий, так как наличие положительной судебной практики позволяет адвокату на нее ссылаться. Хоть решение проблемы и очевидно», – резюмировал адвокат.

Рассказать:
Яндекс.Метрика