×

Судебный аппарат облачат в мундиры

Верховный Суд РФ предлагает выделить службу в судебной системе в отдельный вид государственной службы
Фото: «Новая адвокатская газета»
Законопроект о введении отдельного вида государственной службы для сотрудников аппаратов судов, одобренный 15 ноября Пленумом Верховного Суда РФ, будет внесен в Государственную Думу.


Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту «О государственной судебной службе Российской Федерации», судебная власть занимает особое место в системе разделения властей. Хотя «центральное место в механизме правосудия занимает судья как единственный носитель судебной власти», надо иметь в виду, что именно «аппарат суда обеспечивает непрерывную и бесперебойную деятельность судей по отправлению правосудия».

«В настоящее время особую остроту приобрел вопрос привлечения и закрепления в аппаратах судов высококвалифицированных кадров, – говорится в пояснительной записке. – Основными причинами оттока квалифицированных специалистов… являются возрастающая нагрузка… и низкий уровень оплаты труда».

Для государственных служащих аппаратов судов, которые «участвуют в осуществлении судопроизводства, начиная от приема заявления и заканчивая выдачей исполнительного листа, а в некоторых случаях – осуществлением контроля за исполнением решения суда», должны быть созданы условия для работы, способствующие эффективности и качеству правосудия. Поэтому судебным служащим должны быть положены льготы, доплаты, дополнительные оплачиваемые отпуска, страховки, классные чины и даже форменное обмундирование.

В то же время к работникам аппарата судов могут быть установлены особые требования. Так, судебный служащий будет обязан не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб не только его репутации, но и авторитету судебной власти. Он не сможет выступать в суде представителем граждан. Ему также запрещается заниматься предпринимательской, другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и творческой.

Проект регулирует условия поступления, прохождения и прекращения судебной службы (присвоения классного чина, привлечения к дисциплинарной ответственности и т.д.).

Законопроектом предлагается также механизм реализации утвержденной Советом судей РФ Концепции реформирования института администраторов судов, направленной на создание условий, позволяющих председателю суда сосредоточиться на основной деятельности – отправлении правосудия – путем возложения функций руководства аппаратом суда и вопросов по организации материально-технического, хозяйственного обеспечения и организации мероприятий по обеспечению безопасности судебной деятельности на руководителя аппарата – администратора суда. Законопроектом вводится должность «руководителя аппарата суда – администратора суда».

В судах общей юрисдикции предлагается ввести институт секретариата председателя суда, который «долгое время эффективно функционирует в арбитражных судах». А на помощников судей и секретарей судебного заседания будут возложены специальные обязанности, при этом помощник не будет закреплен за определенным судьей.

Введение судебной службы в Конституционном Суде РФ, а также в конституционных (уставных) судах субъектов РФ, которые занимают особое место в судебной системе, данным законопроектом не предусматривается.

Комментируя проект закона «О государственной судебной службе Российской Федерации», советник ФПА РФ, член Квалификационной комиссии АП Ставропольского края Нвер Гаспарян отметил, что «отношение граждан к суду складывается из работы не только самих судей, но и сотрудников аппарата, которые участвуют в осуществлении правосудия, начиная от приема заявления и заканчивая выдачей исполнительного листа, непосредственно общаясь с гражданами».

Совершенно очевидно, делает вывод адвокат, что суды не могут функционировать эффективно, если не будет надлежащим образом законодательно урегулирована и организована работа аппарата (секретарей, помощников). В связи с этим ВС РФ обоснованно предлагает считать судебную службу видом государственной гражданской службы, четко прописать и повысить правовой статус служащих, определив их права, обязанности, обстоятельства, препятствующие поступлению, запреты, гарантии, льготы и т.д.»

По мнению Нвера Гаспаряна, данный законопроект представляется полезным и конструктивным в случае, если он приведет к существенному улучшению материального обеспечения и условий работы служащих судебной службы, реальному повышению их статуса, что будет способствовать большей притягательности аппаратной работы, особенно среди молодых кадров, и позволит сократить отток действующих работников.


Рассказать:
Яндекс.Метрика