×

Усиление уголовной ответственности для «решал»

В Госдуму внесен законопроект, предлагающий включить в УК РФ ответственность за обещание передать взятку и злоупотребление влиянием
Эксперты «АГ» не поддержали предложенный проект, который, по их мнению, внесет неразбериху в существующее уголовное законодательство, а также может создать широкое поле для провокаций со стороны правоохранительных органов.

Законопроектом предусмотрено внесение в Уголовный кодекс РФ изменений, направленных на уточнение положений, касающихся привлечения к ответственности за подкуп. Корреспондирующие поправки также планируется внести в УПК РФ.

В частности, предлагается расширить содержание ст. 204 УК РФ «Коммерческий подкуп». Как пояснил старший партнер АБ «ЗКС» Алексей Касаткин, в нее предложено внести изменения в части наступления уголовной ответственности за совершение работником коммерческой или иной организации незаконной передачи имущества, имущественных прав или оказание услуг в интересах передающего лица или иных лиц, не только если этот работник сам в силу должностных полномочий может совершить данные действия, но и если он может способствовать указанным действиям в силу своего служебного положения. «При этом размер (стоимость) переданного имущества, прав на имущество или оказанных услуг неважен для наступления уголовной ответственности, а имеет значение лишь для квалификации», – уточнил адвокат.

Помимо этого, уголовный закон предложено дополнить ст. 204.3 «Обещание, предложение или просьба участия в коммерческом подкупе», ст. 291.3 «Обещание, предложение или просьба принять либо передать взятку» и ст. 291.4 «Злоупотребление влиянием».

По словам Алексея Касаткина, законодатель, по сути, предлагает ввести уголовную ответственность за любые разговоры о незаконной передаче имущества, прав на имущество или об оказании услуг за совершение действий (бездействие) в интересах заинтересованного лица. «Фактически если в ходе беседы лицо интересуется возможностью решить его проблему за вознаграждение – уголовная ответственность неминуема. Еще раз подчеркиваю, что в данных случаях размер (стоимость) имущества неважен для наступления уголовной ответственности, а играет роль только при квалификации действий лица», – добавил он.

Адвокат считает, что принятие законопроекта существенно усложнит имеющуюся уголовно-правовую практику. На протяжении длительного времени остро стоит вопрос о правильности квалификации действий лица как совершившего мошенничество или получившего взятку либо являвшегося посредником при этом. Введение новых норм еще больше усложнит уголовное судопроизводство по указанным категориям уголовных дел.

Кроме того, считает Алексей Касаткин, обсуждаемые изменения могут создать широкое поле для провокаций со стороны правоохранителей с целью отстранения неугодных лиц от занимаемых ими должностей, поскольку, исходя из буквального толкования текста законопроекта, для возбуждения уголовного дела будет достаточно одного зафиксированного на аудио- или видеозапись разговора, в котором будет лишь упоминаться вопрос о возможности решения проблемы за вознаграждение (коробку конфет, бутылку шампанского и т.д.).

Управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» Игорь Бушманов отметил, что усиление мер уголовной ответственности для так называемых «решал» кардинально не изменит серые схемы «бизнеса по-русски».

Он согласен с тем, что некоторые правоохранители могут использовать уголовные нововведения во внепроцессуальных целях, в частности для продолжения «кошмаривания бизнеса» и для вмешательства в разрешение «конкурентных споров».

«Разделение действующих составов преступлений, введение новых, размытых юридических понятий, что зачастую допускается законодателем, ни к чему позитивному еще не приводило. В результате лишь создаются излишние проблемы – как силовикам, так и потребителям их “навязанных услуг”», – считает Игорь Бушманов.

Напомним, ранее уже был внесен законопроект, которым предлагалось расширить сферу уголовно-правового понятия «взяточничество». Так, ст. 204 и 290 УК РФ предлагалось дополнить указанием на получение услуг неимущественного характера, неимущественных прав или иных неправомерных преимуществ таким образом, чтобы они охватывали любую форму неправомерного преимущества, в том числе любые преимущества нематериального характера, независимо от того, имеют ли они поддающуюся оценке рыночную ценность или нет.

Рассказать:
Яндекс.Метрика