×

Условия оказания БЮП адвокатами предлагается регулировать региональным законодательством

Законопроект также предусматривает оказание бесплатной юридической помощи детям-инвалидам наравне с детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей
Адвокаты сошлись во мнении, что поправки направлены на устранение пробелов и противоречий, имеющихся в Законе о бесплатной юридической помощи. В ФПА позитивно оценили законопроект, отметив, в частности, что изменения позволят обеспечить защиту прав и законных интересов детей-инвалидов более эффективно.

4 мая в Госдуму внесен проект изменений в Закон о бесплатной юридической помощи (законопроект № 1165521-7).

Предлагается дополнить ч. 1 ст. 18 Закона нормой о том, что бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы юрпомощи оказывается адвокатами не только в случаях, определенных федеральными законами, но и законодательством субъектов РФ.

Кроме того, поправки расширяют установленный п. 10.2 ч. 2 ст. 20 Закона о БЮП перечень лиц, получающих бесплатную юридическую помощь, путем включения в них такой категории лиц, как дети-инвалиды. В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что в настоящее время такие дети могут рассчитывать на бесплатную юрпомощь не по всем вопросам, связанным с защитой их прав и законных интересов, в отличие, в частности, от детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Адвокат, управляющий партнер юридической фирмы RBL Дмитрий Самигуллин отметил, что поправки направлены на устранение имеющихся в Законе о БЮП пробелов и противоречий, в частности того, что оказание бесплатной юридической помощи и так сейчас предусмотрено специальными законами субъектов РФ, хотя это и не предусмотрено федеральным законом.

Адвокат МКА «Центрюрсервис» Илья Прокофьев добавил, что наделение субъектов РФ правом устанавливать дополнительные категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, будет способствовать постепенному расширению круга лиц, которым юридическая помощь может оказываться бесплатно. Однако для этого необходимо, чтобы субъекты РФ пользовались данным им правом, что, скорее всего, будет не повсеместно. «Если говорить о предлагаемых изменениях в ст. 20 Закона о БЮП, то они устраняют имеющийся в законе пробел, который почему-то до настоящего момента оставался незамеченным», – подчеркнул он.

В комментарии «АГ» член Совета ФПА, президент АП Республики Мордовия Александр Амелин отметил, что законопроект стоит только приветствовать. «Поправки уточняют круг получателей бесплатной юридической помощи за счет отдельного упоминания социально незащищенной категории детей-инвалидов. При этом случаи оказания БЮП, действительно, должны определяться в том числе и законами субъектов РФ», – подчеркнул он.

Заместитель руководителя Департамента адвокатуры ФПА Юлия Корухова отметила, что российское законодательство в сфере оказания бесплатной юридической помощи построено очень сложно, поскольку расходы на обеспечение этой социальной гарантии регионы несут самостоятельно. «К таким социальным гарантиям относится установление категорий граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, видов оказываемой помощи и тех правовых случаев, при возникновении которых помощь может быть оказана в рамках государственной системы (за счет регионального бюджета). Соответственно, каждый регион устанавливает различный уровень таких гарантий: минимальный их перечень должен соответствовать требованиям закона № 324-ФЗ, а максимальный – зависит от возможностей регионального бюджета», – пояснила она.

По словам Юлии Коруховой, предложение об определении условий БЮП региональными законами не является новеллой: «Оно периодически вносится на рассмотрение депутатов Госдумы в составе других инициатив по выравниванию правового статуса адвокатуры и госюрбюро в сфере оказания бесплатной юридической помощи и заслуживает поддержки, поскольку позволит гражданину получить квалифицированную юридическую помощь по региональному случаю сразу при обращении к адвокату, а не через предварительное обращение в госюрбюро и последующее перенаправление обратно к адвокату».

Что касается второго предлагаемого изменения, то, по мнению Юлии Коруховой, оно также заслуживает внимания, поскольку сделает механизм оказания помощи детям-инвалидам более конкретизированным и понятным. Она добавила, что в настоящее время возможность адвокатам и госюрбюро представлять их интересы в судах и государственных органах по вопросам обеспечения мер государственной поддержки предусмотрена подп. «г» п. 1 ч. 3 ст. 20 Закона о БЮП. «А вот предоставление детям-инвалидам правовой помощи в виде консультирования и составления правовых документов “разбросано” по различным пунктам ч. 2 ст. 20 закона. Сложная юридическая техника этой статьи применительно к категории “дети-инвалиды” требует в каждом конкретном случае отдельно квалифицировать правовую проблему ребенка-инвалида как относящуюся или не относящуюся к прямо указанному в законе случаю, что на практике часто вызывает проблемы толкования и правоприменения. Поэтому прямое указание категории “дети-инвалиды” в перечне п. 10.2 ч. 2 ст. 20 Закона о БЮП позволит обеспечить защиту прав и законных интересов детей-инвалидов более эффективно», – полагает она.

Рассказать:
Яндекс.Метрика