×

В первом чтении приняты поправки, запрещающие распространять рекламу на информационных ресурсах иноагентов

Как отметили авторы законопроекта, изменения подготовлены в целях противодействия скрытому иностранному вмешательству во внутриполитические дела государства
По мнению одной из адвокатов, законопроект не содержит четкого определения, что понимается под «информационными ресурсами», оставляя простор для широкого толкования. По мнению второго, сложно назвать правовым урегулирование деятельности иноагентов посредством попытки лишить их не только собственности, но и легальных доходов. Третий считает, что принятие поправок несет риск злоупотреблений, в том числе связанных с использованием подобных ограничительных норм в целях недобросовестной конкуренции.

20 февраля Госдума приняла в первом чтении законопроект № 553750-8, согласно которому иностранным агентам запрещается распространять на информационных ресурсах рекламу физических и юридических лиц.

Проект предусматривает изменения в ст. 11 Закона о контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием, закрепив в ней соблюдение иноагентом ограничений и запретов, предусмотренных Законом о рекламе. Также предлагается скорректировать ст. 5 и 7 Закона о рекламе, запретив распространение рекламы на информационных ресурсах иноагентов, а также рекламу таких информационных ресурсов. Планируется закрепить в ст. 4 Закона о СМИ запрет рекламы в СМИ и в сообщениях и материалах средств массовой информации в информационно-телекоммуникационных сетях информации об информационных ресурсах иноагентов. 

В пояснительной записке отмечается, что по информации Минюста России в 2023 г. более 200 российских физических и юридических лиц разместили рекламу своих товаров и услуг на информационных ресурсах иноагентов, тем самым принося им доход и обогащая их. В целях противодействия такому скрытому иностранному вмешательству во внутриполитические дела государства подготовлен данный законопроект.

Комментируя поправки, адвокат АП Новосибирской области Ольга Забалуева отметила, что они направлены на дальнейшее ограничение деятельности лиц, признанных иностранными агентами, на территории РФ. Она считает, что в данном случае законодатель сознательно ограничивает иноагентов в возможности легального заработка, запрещая российским рекламодателям размещать информацию о своих продуктах и услугах на их ресурсах. При этом, заметила адвокат, проект не содержит четкого определения, что понимается под «информационными ресурсами», тем самым оставляя простор для широкого толкования данного термина, поскольку информационными ресурсами могут быть признаны даже личные аккаунты в соцсетях.

По мнению Ольги Забалуевой, уход лиц, признанных иноагентами, из-под российской юрисдикции в связи с несоразмерными ограничениями их деятельности может иметь негативные последствия для российской экономики, что приведет к тому, что люди будут вести бизнес в других странах, развивая их экономику, в том числе уплачивая налоги.

Управляющий партнер АБ «Правовой статус» Алексей Иванов отметил, что законопроект предусматривает дополнительные ограничения в сфере рекламы: в частности, иноагентам запрещается рекламировать свои услуги и получать прибыль от рекламы, а СМИ – размещать информацию об информационных ресурсах иностранных агентов. По мнению адвоката, предпринимательский характер деятельности лиц, признанных иноагентами, расценивается как «скрытое иностранное вмешательство во внутриполитические дела государства». Сложно назвать правовым урегулирование деятельности иноагентов посредством попытки лишить их не только собственности, но и легальных доходов, считает Алексей Иванов.

Адвокат, член Комиссии по правам человека АП Санкт-Петербурга Андрей Федорков полагает, что, учитывая внесудебный порядок, а также порой спорные основания для наделения лица статусом иноагента, подобные ограничения носят дискриминационный характер и представляются противоречащими как конституционным нормам, гарантирующим основные права и свободы человека, так и принципам международного права.

«Основными правовыми последствиями в случае принятия законопроекта в предложенной редакции станут невозможность размещения для российских граждан и организаций рекламных объявлений на любых информационных ресурсах лиц, признанных иностранными агентами, а также запрет рекламы информационных ресурсов иностранных агентов в российских СМИ. С высокой степенью вероятности можно предположить риск возможных злоупотреблений в процессе правоприменения, в частности использование таких ограничительных норм в целях недобросовестной конкуренции. Нельзя исключить и того, что российские СМИ, осознавая потенциально возможные риски, связанные с расширительным толкованием закона, будут воздерживаться от любого упоминания информационных ресурсов лиц, признанных иноагентами», – поделился мнением Андрей Федорков.

Рассказать:
Яндекс.Метрика