Как стало известно «АГ», Правительство России подготовило отрицательный отзыв (имеется в распоряжении редакции) на проект поправок в Закон о реабилитации жертв политических репрессий, которыми предлагается установить право реабилитированных, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, на первоочередное получение жилья (законопроект № 302984-7).
Как отмечается в пояснительной записке к проекту, он разработан в связи с многочисленными обращениями организаций – ассоциаций жертв политических репрессий и направлен на защиту реабилитированных лиц. Авторы поправок указывают, что действующее законодательство устанавливает право реабилитированных возвращаться для проживания туда, где они проживали до применения к ним репрессий, при этом они и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов РФ.
Таким образом, отмечают авторы поправок, действующее законодательство не предполагает предоставления жилья указанным категориям граждан во внеочередном порядке. Между тем предыдущая редакция ст. 13 Закона о реабилитации жертв политических репрессий устанавливала обязанность по первоочередному предоставлению жилых помещений лицам указанных категорий либо первоочередному обеспечению их материалами для строительства жилья. А значит, законодатель фактически ограничил права реабилитированных, исключив данное положение. В связи с этим предлагается установить право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, на внеочередное получение жилья на уровне федерального закона.
Правительство РФ законопроект не поддержало. В проекте официального отзыва указано, что ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение жилых помещений вне очереди по договорам социального найма. Реабилитированные лица и члены их семей в данный перечень не входят, следовательно, предлагаемое изменение не соответствует Жилищному кодексу.
Также в проекте отзыва отмечено, что внесение такого изменения может повлечь дополнительные расходы в связи с увеличением количества граждан, вернувшихся на прежнее место жительства и подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма. В законопроекте же не определены источники финансового обеспечения новых расходных обстоятельств.
Кроме того, отмечено, что законодательство наделяет органы исполнительной власти субъектов РФ правом устанавливать для граждан из числа жертв политических репрессий, проживающих на их территории, дополнительные меры социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов РФ вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Партнер юридической фирмы «ЮСТ» Александр Боломатов поддержал позицию Правительства РФ, отметив, что законопроект можно назвать непроработанным. «Правительство обращает внимание на несоответствие законопроекта кодифицированным нормам Жилищного кодекса и отсутствие указания на источник финансирования реализации проекта, – заметил эксперт. – Вопрос о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма должен быть детально проработан, в противном случае мы получим еще одну задекларированную норму, которая не будет выполняться. Принятие законопроекта в таком виде нельзя назвать обоснованным, а позиция Правительства формально верна». Эксперт также добавил, что, по его мнению, предложенная норма не является значимой, так как нет объективных исследований и фактических данных о ее востребованности.
В то же время, по мнению руководителя судебной практики Института права и публичной политики Григория Вайпана, Правительство РФ неправильно понимает суть законопроекта, на что указывает утверждение в отзыве, будто он «может повлечь дополнительные расходы бюджетов бюджетной системы РФ». «Размер социальных обязательств государства не увеличится, просто перераспределится очередность предоставления жилья между разными категориями граждан. Что касается ст. 57 ЖК РФ, то доработанный законопроект может предусмотреть внесение в нее изменений, а потому это замечание Правительства РФ устранимо», – отметил Григорий Вайпан.
Эксперт сообщил, что Комиссия при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий данный законопроект поддержала. Также он подчеркнул его важность, указав, что тот восстанавливает исключенное из Закона о реабилитации в 2004 г. условие о первоочередном предоставлении жилья.
«Конституционный Суд не раз говорил о том, что масштабная реформа социального законодательства 2004 г., известная как “монетизация льгот”, не должна была привести к снижению ранее достигнутого уровня социальной обеспеченности льготников. Но на практике все получилось иначе», – рассказал Григорий Вайпан. Он пояснил: по региональным законам реабилитированные лица попали в общую очередь на жилье, а в некоторых регионах вообще оказались лишены права встать на жилищный учет. Такая ситуация сложилась в столице, где от реабилитированных граждан, выселенных из Москвы в годы репрессий, потребовали, чтобы они жили в городе не менее 10 лет, прежде чем обращались с заявлением о постановке на жилищный учет.
«По ст. 13 Закона о реабилитации право вернуться в родной город и получить жилье имеют те, кто потерял его из-за репрессий, те, кто жил с репрессированными на тот момент, а также дети репрессированных. Сейчас таких людей осталось в живых очень немного. В основном это дети репрессированных, большинство из которых уже достигли глубокой старости. Например, в Москве сейчас таких около 800 человек», – констатировал Григорий Вайпан.
Он добавил, что ставить реабилитированных лиц в общую очередь – весьма циничная политика: «При нынешней скорости предоставления жилья в 10–15 лет (в лучшем случае) эти люди просто не доживут до его получения. Обеспечить реабилитированных жильем в родном городе, откуда они были принудительно выселены, – это то немногое, что государство может и должно для них сделать».
Напомним, что ранее «АГ» писала о деле Елизаветы Михайловой, которая является дочерью репрессированного лица, родившейся в высылке. Пресненский районный суд г. Москвы вынес решение о признании незаконным распоряжения столичного Департамента городского имущества об отказе в признании ее малоимущей в целях, установленных ЖК РФ, и нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Суд обязал департамент повторно рассмотреть ее заявление о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.